Суд арестовал главу СК "Автодор" Рамиля Шайдуллина. Его обвиняют по статье о присвоении или растрате 18 миллиардов рублей при строительстве трассы Москва-Казань. Среди растратчиков – не только Шайдуллин. Один из субподрядчиков проекта – Сергей Салихов – при расходовании аванса на федеральную стройку, по данным следствия, нецелевым образом использовал не меньше 36 млн рублей. На эти деньги он построил дом и сделал ремонт в квартире. Салихов, как и Шайдуллин, заключён под арест. Как крадут народные деньги при строительстве платных дорог и что с этим делать?
Рамиль Шайдуллин – личность известная. Отец – заслуженный строитель Татарстана. Сам он возглавлял компании «Казаньжилстрой», «СтройИнжиниринг» и «Камгэсэнергострой». Участвовал в строительстве университета в городе высоких технологий Иннополис и технопарка «Синергия» в особой экономической зоне «Алабуга». Три года назад Шайдуллин возглавил «дочку» госкомпании «Российские автомобильные дороги» – ООО «СК Автодор». Именно эта компания строила седьмой участок скоростной магистрали М-12 от Татарстана до Чувашии.

Рамиль Шайдуллин в Басманном суде Москвы. Скриншот: ТГ-канал Суды общей юрисдикции города Москвы
Дробил бизнес и кидал партнёров?
По данным следствия, для строительства участка 7.1 Шайдуллин подключил сразу несколько десятков субподрядчиков. Работали они быстро, но плохо. Так, вместо качественных, соответствующих ГОСТу материалов применялись самые дешевые аналоги. При этом субподрядчиков еще и «кидали» – некоторые из них денег за работу не получили. Одной из компаний не доплатили целых 7 млрд рублей!
Кстати, по данным близких к следствию источников, один из субподрядчиков и сдал Шайдуллина, раскрыв схемы присвоения средств. А схем было как минимум три. Первая – Шайдуллин полученные от государства средства на строительство выводил через фирмы-однодневки. Вторая схема – он дробил бизнес и уходил от уплаты налогов. Третья – начисление оплаты субподрядчикам велось по договору займа, чтобы скрыть реальные платежи. Всего, по предварительным данным, Шайдуллин и его партнеры могли, как предполагается, присвоить до 18 млрд рублей!
У следствия есть вопросы и ко многим субподрядчикам «СК Автодор». Но больше всего – к «БСЛ Инжиниринг» и его руководителю Сергею Салихову. Он под следствием с 10 апреля 2023 года, и статей сразу несколько: растрата в особо крупном размере, злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, невыплата зарплаты свыше двух месяцев.
Салихов организовал поставку материалов по заведомо завышенной стоимости с целью хищения бюджетных средств и разработал схему хищения путем вывода на подконтрольные юрлица,
– сообщил старший следователь 4-го отдела по особо важным делам Следственного комитета по республике Татарстан Искандер Субаев.
По версии следствия, Салихов неправомерно использовал как минимум 36 млн 140 тысяч рублей. А потратил их на строительство личного дома и обустройство квартиры. Сам предприниматель, впрочем, все обвинения в свой адрес отрицает.
Хищения в промышленных масштабах
Деньги при строительстве платных трасс, увы, исчезают не впервые. В прошлом году суд уже вынес приговор экс-главе госкомпании «Автодор» Сергею Кельбаху – 9 лет колонии за злоупотребления при строительстве ЦКАД – Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы.

Сергея Кельбаха приговорили к 9 годам колонии. Скриншот: ТГ-канал Суды общей юрисдикции города Москвы
В 2015 году, в частности, Кельбах незаконно выделил 2 миллиарда рублей компании «Крокус Интернешнл», которая занималась строительством Центральной кольцевой автодороги.
Но в схемах участвовал не только Кельбах! В 2008 году, еще на стадии проектирования трассы, вывели 8,9 млрд рублей, выделенных правительством на проектно-изыскательские работы. История хоть и давняя, но удивлять не перестает.
В 2008 году государство заключило контракт на проектирование ЦКАД с ООО «Спецметропроект». Компания начала набирать специалистов. И набрала! Немалая часть из них – Сергей Волков, Петр Хомяков, Олег Трошкин, Антон Мухачев – оказались… лидерами нацистской организации «Северное братство»*, язычниками и экстремистами.
По данным ФСБ, они готовили свержение в России власти путем «бархатной революции». А чтобы на революцию были деньги, их похищали у государства, нанимая на работу по проектированию ЦКАД «мертвые души» — людей, которые не работали, а зарплату получали. Были и другие схемы хищений. Но главный и тогда, и сейчас принцип прост: чем масштабнее строительство, тем больше можно присвоить!

Инфографика Царьграда
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, рассказал Царьграду, что глобальные хищения при большом строительстве – обычная практика.
Все начинается с определения подрядчика. Как правило, им становится компания, связанная с какими-то олигархическими структурами, имеющими тесные связи в правительстве,
– рассказал эксперт.
Подрядчик в большинстве случаев сам выполнить объем работ не может – у него нет достаточного количества людей и техники. Поэтому он нанимает субподрядчиков, а разницу между полученными по госконтракту деньгами и оплатой субподрядчикам кладет себе в карман.
Нередко подрядчик субподрядчиков просто кидает и не платит им ничего,
– рассказал Кирилл Кабанов.
Глобальное исчезновение государственных средств происходит и на подмене стройматериалов. Вместо тех, что положены по контракту, используют более дешевые и менее качественные. Вместо качественного песка, например, завозят добытый в ближайшем карьере.
Поскольку в сфере дорожного строительства нет ни реально работающей системы контроля качества, ни ответственности за результат, то хищения идут в промышленных масштабах,
– пояснил эксперт.
По словам Кирилла Кабанова, в сфере строительства и использования платных трасс Россия сейчас очень напоминает Италию.
Там платные трассы – это бизнес мафии,
– пояснил эксперт.
Что с того?
Арест Рамиля Шайдуллина – не случайность. При строительстве трассы «Москва-Казань» было много нарушений и, возможно, уголовных преступлений – СК сейчас распутывает весь клубок.
Какую крупную стройку ни возьми – везде скандал. При строительстве моста на остров Русский похитили 96 миллионов рублей, при строительстве космодрома Восточный – 11 млрд, при проектировании и строительстве ЦКАД – свыше 10 млрд.
Нашей стране нужна эффективная система контроля за расходованием бюджетных средств. Особенно сейчас. Согласно официальному прогнозу властей, дефицит бюджета в 2026 году составит 3,786 трлн рублей, в 2027-м – 3,185 трлн рублей, в 2028-м – 3,513 трлн рублей. Когда денег не хватает, мы просто не можем позволить смотреть на коррупцию сквозь пальцы.
* «Северное братство» – организация запрещена на территории России.
Источник: https://tsargrad.tv




