Евангелие пятницы (Ин, 23 зач., 6, 48—54)
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь 
Фото: elohov.ru
Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Господь — хлеб, прообразом и символом которого была манна. Манны было достаточно для всех. Так и у Христа достаточно благодати для всех верующих в Него. Кто собрал много манны, не имеет лишнего — для употребления ее в своем служении. Кто собрал мало, узнает, что не имеет недостатка, когда достигнет славы небес. Дух Святой открывает нам здесь и за каждой Божественной литургией пасхальный пир веры, непостижимое единство с Богом, таинственнейшее и теснейшее, не сравнимое ни с чем, что может быть на земле.
Господь отдает Свою плоть и кровь за жизнь мира. Его плоть и кровь — искупление мира от греха. И предложение вечной жизни всему миру. Потому плоть и кровь Сына Человеческого являет Христа и Христа распятого. Дар Его искупления. В ней — обетование Нового Завета и вечной жизни. Вечная жизнь куплена для нас дорогою ценою — Его Телом ломимым и Его Кровью проливаемой — во оставление грехов. Это — пища и питие для нас. До этого Господь сравнивает Себя с хлебом — с тем, что питает человека. Его плоть — не видимость и не тени, которыми мир прельщает прилепляющихся к нему. Это истинная пища и истинное питие.
«Наше учение согласно с Евхаристией. И Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение», — говорит святой Ириней Лионский. Принятие Плоти и Крови Христовой неотделимо от принятия верою всего, что говорит и делает Христос. Это духовное вкушение начинается с алкания и жаждания Христа и правды Его. «Дайте мне испить из этого источника, или я умру» — таково состояние души, истинно ищущей Бога. Недостаточно изобразить истину, надо дать силу жить по ней. Нарисованный хлеб не может никого напитать. Христос — истинный хлеб, но и на такой хлеб недостаточно только смотреть, надо вкушать его. Чтобы узнать, как сладка жизнь, как благ Господь. Он питает нас и через обычную пищу. Но здесь тайну нашего ядения и пития Он делает Таинством. Духовное возрастание и крепость нового человека зависят от принятия этой небесной пищи.
Питание Христом жизненно необходимо для нас. «Истинно, истинно говорю, — возвещает Христос, — если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Несомненный признак того, что человек не имеет в себе духовной жизни, — когда он не ищет с алканием и жаждой Христа, не полагает всю радость свою в Нем. Душа такого человека несомненно мертва. Он не живет. Точно так же несомненно, что невозможно жить духовной жизнью, не приняв верою этот дар от Христа. Ибо без Него мы не можем творить ничего. Как тела наши не могут жить без пищи, так и души наши — без Христа. Вернее сказать, без Христа не может жить ни душа, ни тело. Как Его Крест и Воскресение не только души наши наполняют славой Божией, но и тела. И Плоть и Кровь Христовы питают душу причастника и тело, соединяя его со Христом Богом.
И снова мы слышим это слово, в котором шествие святых всех веков к Чаше Господней — к последнему Страшному Суду и всеобщему Воскресению: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Источник: ruskline.ru