Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь 
Фото: РНЛ
Сегодняшнее воскресное Евангелие — о прощении. Мы как христиане все знаем, что должны прощать, но очень часто не знаем, как это сделать. Прощение — это тот путь к Царству Небесному, через который устанавливаются наши подлинные отношения с Господом Иисусом Христом. И это дороже всего на свете.
Однако как часто бывает в нашей жизни, что какие-то люди нам мешают! Лучше было бы, чтобы они исчезли с глаз долой. Лучше бы их не было, чтобы они не были частью нашей жизни. И, конечно, мы не можем себе представить, чтобы в вечности мы стояли рядом с ними перед Престолом Божиим.
Иногда мы понимаем, что нужно исправить такую ситуацию, нужно простить этих людей. Но как простить? Даже после долгой молитвы ко Господу мы понимаем, что очень трудно найти путь для исправления всего. Что же нам делать? Мы слышим слово Христово о том, что прощение — это не то, что должно совершаться только умом, когда мы понимаем, что оно необходимо, но, как Он говорит сегодня в Евангелии, «если от всего сердца не отпустите согрешения вашим должникам, так и Отец Небесный не отпустит вам», и не видать вам Царствия Небесного.
Апостол Петр, который спрашивает, сколько раз нужно прощать, прекрасно понимает, о чем речь. И мы все понимаем, что как часто, оттого что зло не исторгнуто с корнем из глубин сердечных, достаточно малейшего повода, чтобы снова все загорелось с новой силой. Такова природа зла. Апостол Петр говорит, что этот человек снова и снова его обижает — значит, должен же наступить какой-то предел! И Господь отвечает ему: «Ты в самом деле думаешь так, что должен наступить предел прощению? Ты в самом деле хочешь, чтобы в таком случае Бог в свою очередь поставил предел прощению твоим грехам? Столько-то и столько-то, а дальше уже нет прощения».
Смысл пришествия Господа Иисуса Христа на землю заключается в том, чтобы восстановить подлинные отношения человека с Богом. Когда мы ставим предел прощению, тогда мы от этих подлинных отношений естественно отпадаем. Мы становимся вне Царства Божия.
Речь идет о том, что если мы во Христа крестились и во Христа облеклись, то мы должны достигать того, что есть у Христа, и чего нет у нас. Мы должны обретать такое сердце, какое у Самого Господа. И ум Христов, и сердце Христово.
Сердце любящее, способное прощать, обретается только когда человек до конца, изо всех сил противостоит всякому злу, которое есть в нем самом и в мире. Особенно если оно угрожает нравственности, духовности других людей, их возможности покаяться, обратиться ко Господу. Только идя этим путем, можем мы все больше и больше понимать, о чем Христос говорит, и приобретать сердце, которое способно принимать другого человека не воображательно, а на самом деле.
В этом противостоянии злу мы должны следовать хорошо известной нам заповеди святого Филарета, митрополита Московского: любить личных своих врагов, поражать врагов Отечества и гнушаться врагов Божиих. Такие наступили времена, что всякий раз, когда мы говорим о тайне прощения, нам следует вспоминать эти слова, чтобы не уклониться от правды Христовой и не стать невольно пособниками врага рода человеческого. Это необходимо, иначе мы никогда не достигнем чистоты сердца, способного прощать, к которой призывает нас Господь.
В конце концов, как говорит сегодняшнее Евангелие, простить другого человека — это значит взять на себя последствия его поступка, его долг. Вот приходит к тебе должник. И ты должен, чтобы простить, из того, что у тебя есть, вычеркнуть, взять на себя эту сумму материальных ценностей или каких-то обид, понести на себе — подобно Господу, взявшему на Себя все наши долги, которые мы должны Отцу Небесному. Будем возрастать в понимании и в принятии тайны и силы прощать другого человека. Это возможно только в Церкви Христовой, где дается сила новой жизни, благодать, которая наше каменное сердце делает плотяным и способным все понимать и прощать.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Источник: ruskline.ru