В последних числах октября в кампусе бизнес-школы «Сколково» прошла ежегодная конференция Optimization-2019. Её спикеры — представители «Яндекса», Mail.ru и других компаний — бурно обсуждали новинки SEO-индустрии, задача которой состоит в разработке методов поискового маркетинга. Почему SEO — это то, без чего сегодня не обходится ни одна компания, стартап или даже любой человек, желающий продвигать себя в интернете, и какие в этой сфере новинки?
Все мы давно привыкли к тому, что строка ввода символов в том или ином поисковике — это наш первый шаг к тому, чтобы получить интересующую информацию, узнать что-то новое, купить какой-либо товар и так далее. Считается, что любой поисковик априори беспристрастен и работает по алгоритмам, которые известны одним лишь его создателям. Также считается, что любой поисковый робот априори выбирает для показа только самое-самое лучшее, популярное, значимое, авторитетное. Или, выражаясь языком профессиональной среды, релевантное.
Однако стоит понимать, что поисковый робот — это технология искусственного интеллекта. А это значит, что ею, как и любой другой подобной технологией, можно и нужно управлять. Поисковую машину от технологии, например, кофемашины вместе с алгоритмами, заложенными в её программу, отличает гибкость в работе с человеком. Едва ли вы сможете самостоятельно и вне предусмотренных производителем механизмов повлиять на то, как кофемашина готовит напиток. Скорее всего, вы её просто сломаете.
Основатель компании Alibaba и гигант интернет-торговли AliExpress миллиардер Джек Ма на Всемирной конференции…
Роботы в интернете — совсем другие. Не имея вещественного воплощения, они становятся партнёрами пользователя и открыты к взаимодействию на основе своих богатых, но малоизученных алгоритмов.
Неудивительно, что со временем появились специалисты, которые изучают поисковые механизмы, разбирают работу поисковиков «по винтикам» и составляют руководства по наиболее эффективной работе с такими роботами. А если учесть, что поисковый робот сегодня — это желанный гость в каждом доме, то не стоит даже говорить, как важна работа таких специалистов для бизнеса, организаций и учреждений, отдельно взятых людей, которые продвигают себя, свои таланты, способности и результаты творческой деятельности в интернете.
Работа по изучению поисковых роботов, раскрытие «секретов» работы их алгоритмов и создание на этой основе рекомендаций или даже готовых решений — это и есть то, чем занимаются SEO-специалисты. О чём они говорят, когда собираются вместе? Почему без SEO немыслимы сегодня ни новый фильм, ни новая книга, ни любой бизнес?
Optimization-2019. Что такое SEO и зачем это нужно
18-я ежегодная конференция Optimization-2019 собрала более 600 человек — представителей крупных IT-компаний, специалистов в области маркетинга, SEO-специалистов, бизнесменов. Бизнесмены при этом — едва ли не самая заинтересованная сторона, потому что современный бизнес очень часто начинается с интернета и наиболее успешно развивается благодаря ему.
Поисковой машине, которая декларирует объективность, в общем-то, всё равно, преуспевает твой бизнес или нет. Она принимает решения каким-то своим способом, и это давно делают, конечно, не люди. Там есть очень сложный механизм искусственного интеллекта, который принимает во внимание несколько сотен факторов ранжирования. Сейчас эти факторы настолько детальные и сложные, что если у вас, например, своя медицинская клиника, то он увидит наличие на сайте биографий врачей и повысит ваш рейтинг, а если их там нет, то понизит,
— рассказал Игорь Ашманов, один из ведущих специалистов в области искусственного интеллекта в России и управляющий партнёр компании «Ашманов и партнёры», организовавшей конференцию.
16 июля предприниматель Илон Маск презентовал свой новый стартап Neuralink, цель которого – создать симбиоз…
Именно поэтому на секциях форума, например, детально разбирались целые кейсы отдельно взятых игроков медийного рынка, компаний и предприятий с учётом того, как на их успешность повлияла работа SEO. При этом многие фирмы продвигают себя, например, в соцсетях, где их группы имеют многочисленных участников.
Однако оказывается, что для развития бизнеса продвижения в соцсетях недостаточно, несмотря даже на имеющийся успех на той или иной площадке.
Надо понимать, что трафик в соцсетях — не такой коммерчески выгодный, как в поисковиках. Потому что в поисковик человек приходит уже с готовностью совершить покупку, а в соцсеть он приходит общаться. Поэтому поисковый трафик сейчас самый-самый вкусный. Вообще с начала 2000-х годов поисковик определяет судьбу бизнеса в России да и в мире. Если ты попал на первую страницу результатов поиска по своим товарам, услугам или бренду, то ты в порядке. Если не попал — извини,
— пояснил Ашманов.
Для «Яндекса» и Google те, кто занимается поисковым маркетингом, являются неким раздражающим фактором. Фото: Christoph Hardt/Globallookpress
Конференция Optimization год за годом подтверждает, что SEO-продвижение продолжает в большей степени влиять на бизнес, связанный с продажами. SEO помогает получить ресурсу как можно больше трафика, который должен как можно быстрее конвертироваться в деньги, и зависимость между объёмом трафика и прибылью — прямая. На посвящённых такому маркетингу секциях SEO-специалисты давали предпринимателям конкретные рекомендации о том, как повысить привлекательность их бизнеса посредством поисковиков.
Наработки по внедрению нейронных сетей у России действительно есть, но это вовсе не то, о чём говорят коллеги…
Игорь Ашманов уточнил, что конференция Optimization-2019 проводится с 2002 года, а за год до этого им был создан первый в России бизнес по продвижению в поисковиках. По его словам, в какой-то момент стал очевиден как рост SEO-индустрии, так и недостаток знаний в этой сфере. Поэтому цель конференции — помочь конкретным игрокам разобраться в том, что такое SEO, научиться правильно себя продвигать. На вопросы при этом отвечают представители «Яндекса» и других интернет-компаний.
В какой-то момент может показаться, что Optimization-2019 да и вся SEO-индустрия в целом — это бесконечные советы специалистов того же «Яндекса» о том, как правильно компаниям пользоваться поиском и каким контентом наполнять сайты. Однако оказалось, что это впечатление в корне обманчиво. Создатели поисковиков и SEO-специалисты находятся по разные стороны баррикад.
Там всегда идёт борьба. Для «Яндекса» и Google те, кто занимается поисковым маркетингом, являются неким раздражающим фактором. Это и веб-мастера, которые делают сайты, и оптимизаторы. «Яндекс» и Google считают, что сами бы всё решили и со всем справились. С другой стороны, понятно, что если поисковой выдачей можно манипулировать извне, то всё равно кто-то это будет делать,
— отметил Ашманов.
Игорь Ашманов. Фото: Anton Belitsky/Globallookpress
В то же время «Яндекс» всё же находит точки соприкосновения с оптимизаторами, его специалисты не первый год ходят на конференцию Optimization и отвечают на сотни вопросов о том, как правильно делать сайты. При этом у «Яндекса» даже есть свои большие проекты, посвящённые SEO.
Однако главная проблема состоит в том, что советов самого разработчика далеко не всегда достаточно, а более того, в работе его сервисов есть алгоритмы, которые создатель никогда не раскроет или даже может о них не знать. А это значит, что SEO-специалистам всё равно приходится самостоятельно изучать все эти процессы, вскрывать их. Такая работа в чём-то роднит их с хакерами, но с той важной разницей, что оптимизаторы ничего не «взламывают».
Бурное развитие информационных технологий толкнуло современное общество в новую эру — цифровую
Новинки SEO-индустрии
Конференция, конечно, была посвящена и новинкам SEO-индустрии.
В целом все их можно разделить на две большие категории. Первая — новинки из разряда «пищи» для SEO-специалистов, то есть новые продукты и сервисы от интернет-гигантов, которые оптимизаторы будут изучать, а клиенты — хотеть оптимизировать. Вторая категория — новинки самих принципов SEO-оптимизации, то есть новые механика и методы работы с поисковыми роботами.
К первой категории относятся представленные «Яндексом» и Mail.ru новые сервисы. Так, «Яндекс» не без помпы продемонстрировал новые принципы работы турбо-страниц. И тут, как водится, всё гениальное просто. Этот сервис необходим для всех, кто занимается продажами в интернете. Когда инженеры компании провели анализ посещений у сайтов с турбо-страницами и без них, то они выявили любопытную деталь: большинство покупателей закрывают вкладку магазина, если сайт медленно загружается. Современный покупатель ведь хочет найти, выбрать и приобрести товар максимально быстро. В идеале — за пару кликов или тапов по экрану мобильного устройства.
Фото: Anton Belitsky/Globallookpress
Турбо-страница — это цифровой аватар интернет-магазина, заранее оптимизированный «Яндексом». Вместо долгой загрузки сайта на мобильном устройстве покупатель будет видеть быструю и «чистую» турбо-страницу. На ней будут в дружелюбном интерфейсе представлены товары, которые можно будет легко «пробросить» до корзины магазина с редиректом (последующим автоматическим переходом) на сайт продавца. SEO-специалисты теперь занимаются оптимизацией работы таких страниц с целью повышения эффективности работы сайта.
Накануне американский предприниматель Илон Маск сделал сенсационное заявление: искусственный интеллект –…
Mail.ru, напротив, пошёл по пути расширения непосредственного инструментария поиска. Компания рассказала о запущенном 15 октября поиске по четырём соцсетям: «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» и Instagram. Поиск может быстро находить нужное в соцсети, то есть пользователю не придётся больше заглядывать в каждую соцсеть по отдельности, чтобы найти, скажем, пропавшую собаку. Это за него делает поиск Mail.ru. В этой новой среде работают всё те же алгоритмы ранжирования. Поэтому, вероятно, уже очень скоро SEO-специалисты начнут более детально изучать принципы выдачи информации из соцсетей. Кстати, в будущем это способно повысить и привлекательность трафика из соцсетей для бизнеса в сравнении с классическим поиском.
Но самые интересные новинки относятся к сфере изучения новых принципов SEO-оптимизации. Как рассказал Игорь Ашманов, оптимизаторы сегодня начинают разбирать работу поисковых роботов, наблюдая за их поведением и собирая статистику о них. Цель — понять узловые моменты алгоритма и более эффективно воздействовать на него.
У нас есть лаборатория анализа факторов ранжирования, которая пытается сделать то, что называется «реверс-инжиниринг» — вскрытие алгоритмов ранжирования «Яндекса» за счёт наблюдения за статистикой о том, кто с какими факторами попадает в десятку. Это нужно, чтобы создавались автоматические рекомендации для веб-мастера,
— отметил Ашманов.
Фото: mail.ru/Globallookpress
Кроме этого, SEO-оптимизаторы сегодня всё больше изучают поведение роботов на мобильных платформах и в социальных сетях.
В приоритете сегодня мобильные версии сайтов. Поисковики уделяют им большое внимание, и это является таким хорошим фактором в ранжировании сайта. Это не просто мобильные версии, но и мобильные страницы — AMP (Accelerated mobile pages) для Google и турбо-страницы для «Яндекса». Если у тебя не внедрены AMP-страницы и турбо-страницы на информационном сайте, то, скорее всего, приоритет будет отдан другим ресурсам, у которых они внедрены,
— рассказала известный российский SEO-специалист и автор Telegram-канала SEOшница Галина Бакушева.
Эксперт — о том, стоит ли опасаться «бунта машин» и трансгуманизма уже сегодня
Новинками в том, чем занимаются сегодня SEO-специалисты, является всё, что касается мобильности, мобильной выдачи, мобильного сайта и рекомендательных систем, отметила она.
«Рекомендательные системы — это подбор статей типа «Дзена», «рекомендалки» от Google. Это подбор на основе алгоритма похожести, которым управляет, так скажем, искусственный интеллект», — уточнила Бакушева.
Кроме этого, весомым аргументом для сайта теперь является доверие к домену.
Если когда-то сайт был подпольным или принадлежал теневому бизнесу, то у него эта история сохранилась, и сейчас ему будет тяжело продвинуться,
— пояснила специалист.
В целом теперь SEO всё больше работает над более чётким попаданием коммерческого сайта в сервисы «Яндекса» — в «коллекции», «маркет», «недвижимость». За сайтом копится определённая «репутация» его популярности, и растёт уровень доверия к нему. Бакушева отметила, что сейчас сайтам важно попадать в так называемые расширенные сниппеты поисковых машин.
Это те блоки исходного кода или текста, которые поиск формирует ещё до выдачи. Туда попадают какие-то сайты, которым Google или «Яндекс» очень доверяют. Потом формируется выдача этого ресурса уже после адресной строки, и это существенно повышает шансы, что на сайт перейдут,
— рассказала она.
А человечество пока не знает, как можно взять под контроль боевые системы с искусственным интеллектом
Подводя итог, скажем, что SEO — универсально важная сфера для всех и всего, что есть в интернете. Понятно, что поисковыми машинами и их алгоритмами управляют не только создатели. Поисковый робот — это, прежде всего, инструмент, которым нужно уметь правильно пользоваться. Фактически это означает, что когда вы пытаетесь прописать на главной странице своего сайта основные ключевые слова, когда в «шапке» поста в соцсети вы указываете название и ключевые признаки того, чем занимаетесь, то вы уже немного SEO-специалист.
Поэтому сфера поискового маркетинга и оптимизации сейчас бурно развивается. И думается, что процесс этот практически бесконечен, так как создатели роботов всегда будут их усложнять и улучшать, а пользователи любого уровня захотят более эффективно ими пользоваться.
Источник: https://tsargrad.tv