На смену церковным либералам идут «православные националисты»
Евгений Альбертович Евтушенко Пандемия коронавируса в России  Бывший СССР  Проблемы церковной жизни  Миссионерская деятельность  Фильм «Мумия» 
Фото: из личного архива автора
В статье «О либералах в РПЦ…» говорилось о попытке либеральной «перестройки» в Русской Церкви в 2010 – нач. 20-х гг. предпринятой церковными антисистемщиками в период «иларионовщины».
За скобками остался вопрос: за счёт чего церковным либералам удалось усилить своё влияние в РПЦ? Понятно, что с конца 1950-х гг. им посодействовали глобалисты-экуменисты (со времён «никодимовщины»). Эти деятели, отдадим им должное, работать умеют, особенно «по кадрам». Понятно и то, что с 1990-х гг. к процессу подключились либералы из властных и др. структур. Вообще, если внимательно всмотреться в лица и манеры тех и других, то мы обнаружим, что это один типаж, неважно, в пиджаке он или рясе.
Кроме того, мы знаем, что разрушительные антисистемы – религиозные и светские – могут «замирать» при сопротивлении внешней среды и оживать, когда это сопротивление ослабевает («демократия» 1990-х!).
Но только ли эти факторы? Может что-то еще? Может, были какие-то свои, внутренние предпосылки для разгула этого филокатолицизма и модернизма во времена «иларионовщины»? – Да, конечно, были! И предпосылки эти называются обмирщением церковной жизни, или протестантизмом в православии, когда на первом месте – материальное, а духовное – потом! В советское время это называлось «мелкобуржуазным перерождением».
Как это выглядит в жизни? Ну, это, например, когда иеромонахи начинают петь любовные романсы со сцены (при поддержке церковного начальства, которое думает что этим можно «привлечь интеллигенцию»), а в Божиих храмах устраиваются кощунственные концерты с песнями и плясками на протестантский лад.
И когда на православном канале «СПАС» мы видим с одной стороны чисто политическую антисоветскую пропаганду, а с другой – бесконечную, навязчивую рекламу (какой уж тут «духовный настрой»!) и накрашенных женщин-ведущих, с оголенными руками и с распущенными «локонами», как заметил один уважаемый протоиерей. Ну да, конечно… Платочки – это не современно, это для мусульман.
Или когда на православном радио «ВЕРА» периодически звучит рок-музыка (!), а также – истории о том, как сочинялись популярные песни (рубрика «песня с историей»). При этом фоном идут «легкие» песни в чисто протестантском стиле. Есть даже с характерным «припевом» «Аллилуйя!»… под электрогитары и барабаны.
И всё это сугубо мирское творчество каким-то шизофреническим образом сочетается с наличием вполне нормальных, православных передач («Апостольские чтения», «Евангелие дня» (когда ее не ведёт «либерал» Павел Великанов) и др.). Которые, в свою очередь, всё чаще разбавляются пропагандой церковных модернистов от П.Флоренского и Г. Флоровского до А.Сурожского и А.Шмемана (так наз. «парижское богословие» – одно из проявлений «розового» христианства-лайт). А иногда (о, ужас!) из этого радио вдруг выскакивает задокументированный еретик А. Мень!
Неужели и здесь – сознательное соединение несоединимого? Или это химерное соединение несоединимого – в головах редакторов? А может просто «жизнь такая»?.. Впрочем, характерные лица и манеры некоторых сотрудников на данном радио кое-что проясняют…
Помимо того, обмирщение Церкви – это когда безбородые православные клирики играют в футбол, – не только епархия на епархию, – но и с католиками и иудеями. Разумеется, в целях дружбы и межконфессионального мира… Вопрос: те церковные функционеры, которые это организовывают, они, что, святых отцов не читали?..
И ещё обмирщение церковной жизни, это когда священники надевают подрясники только «на работе», а по улицам ходят в гражданской одежде, иногда, даже в шортах, нередко – с коротко стриженными, «гламурными» бородками. Вопреки церковным канонам, которые вообще-то никто не отменял. Заметим, что раньше в этих вопросах допускались лишь небольшие исключения: например, до революции 1917 года священник мог одеть «партикулярное платье» за границей, по месту службы.
Но самое главное, что за последние 15-20 лет «развития капитализма» набрало обороты, – это настойчивые просьбы о материальной помощи, звучащие отовсюду – от православных ярмарок до православных ТВ-каналов и радио. И не в том, понятном православным смысле «Просящему у тебя дай», а в том, что это «дай» поставлено на поток и используется, как навязчивый «фон» по типу рекламного: дай! – дай! – дай!.. На православных выставках-ярмарках это стало заметно с конца нулевых годов.
Ну, и ещё обмирщение церковной жизни – это «конвертики» церковному начальству (не везде, слава Богу), дорогие автомобили священнослужителей и прочие буржуазные побрякушки, к которым все уже привыкли.
Как говорится, захотели капитализма – кушайте на здоровье!..
Примечание о концертах. Приведём цитату: «В 2016 году в сети было выложено видео чудовищного концерта 8 мая 2016 года на амвоне храма св. пророка Илии (г. Апрелевка Московской области). Вдохновитель сего "миссионерского" действа — протестантствующий священник Антоний Шугалей» (в 2019 году запрещенный в священнослужении.
Затем «в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы (настоятель – иерей Дионисий Добров) в воскресенье 23 апреля 2017 года местным прихожанам показали акробатические выступления, а пришедшие с учителем дети исполнили народный бразильский танец под современную музыку».
В том же 2017 году в день Славянской письменности и культуры, состоялся детский праздник в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, где дети разукрасили свои лица a la Хэллоуин (настоятель – протоиерей Владимир Волгин).
И это всё не шуточки! По церковным канонам после подобных кощунств следует проводить переосвящение храма.
А недавно произошел просто вопиющий случай. «Православная общественность была в очередной раз шокирована… кощунством в православном храме. И не просто в храме, а в самом сердце Русского Православия – в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского.
21 апреля 2025 года в светлый пасхальный понедельник студенты Московской духовной академии и семинарии, взяв в руки гитары, скрипки и бубны (!), и встав вкруг у мощей преподобного Сергия Радонежского, начали исполнять светские песнопения, неуместные в православном храме».
Это уже, ни в какие ворота!.. Просто плевок в святыню!
Через несколько дней, конечно же, последовало разъяснение ректора МДА, где он сожалел о случившемся и обещал привлечь виновных студентов к дисциплинарной ответственности. Но!.. Но за скобками остался архиважный вопрос: КТО?! Кто из церковных либералов в рясах (и пиджаках?) стоял за этим пакостным «концертом» у мощей преподобного?..
Вот уж воистину, вся суть «либерала» в его виртуозном умении делать пакости! Разорить Церковь, как на Украине, они не могут, так хоть нагадить!.. А заодно и проверить реакцию «ревнителей». Как они там? Ещё способны к сопротивлению?..
Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Сегодня стараются разрушить веру и, для того, чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку. Однако ответственны за это разрушение все: не только те, кто разрушает, но и мы, видящие, как разрушается вера и не прилагающие усилий к тому, чтобы ее укрепить».
Золотые слова! Их бы написать на табличках и поместить в каждом приходе.
Таким образом, после короткого церковного возрождения 1990-х, мы вновь наблюдаем наступление материализма и прогрессирующую теплохладность. Причем, не только у клира, но и у мирян, большинство из которых, заметим, на эти вещи внимание почти не обращает! Почему «вновь наблюдаем»? Потому, что все это мы уже проходили в начале 20 века, перед революцией 1917 года, увы…
Так что, если говорить о глубинных причинах обмирщения Церкви, то корни «протестантизма» уходят в нашу теплохладность (начиная еще с 19 века!) следствием которой и является нынешнее капитализированное, потребительское общество… Как говорится, не церковь «такая», мы – такие!
Кто-то скажет: ну это же обыкновенные человеческие слабости, от которых никто не застрахован! Да и материальный интерес ещё никто не отменял. Всегда так было!..
Хорошо, поговорим о вещах более серьёзных. Спасибо «пандемии», примеров достаточно. Один из них. В мае 2021 года на «либерально-православном» круглом столе по вакцинации в одной семинарии было заявлено следующее (переводим с либерального на русский): это, конечно, очень неприятно, что в вакцине от ковида содержатся клетки человеческого эмбриона, но, в крайнем случае, – пойдет! Поэтому не слушайте «фундаменталистов», заботьтесь о своей безопасности. И, вообще, надо уважать любую позицию, ведь теперь у нас – «свобода» и каждый может выражать свое «частное мнение».
Возникает вопрос: кого эти люди в рясах и пиджаках больше боятся – Бога или вирусной инфекции?!
Об этой проверке на вшивость, в период «пандемии», хорошо сказал протоиерей Геннадий Беловолов: «Господь протестировал нашу веру. И каждый увидел свою меру»… Вот это последнее – «каждый увидел» – главное! Так как, все всё поняли. И про себя, и про других. И сделали первые выводы, которые, возможно, кому-то помогут в будущем быть осмотрительнее…
А касательно модных нынче «частных мнений» (есть, кстати, такая рубрика на радио «ВЕРА» – «Клуб частных мнений»), то надо заметить, что все эти «мнения» присущи именно протестантизму! В каждой протестантской секте, которые по недоразумению называют «церквями», существует именно свое «частное мнение». В конечном счете, за этим скрывается самая страшная для христиан – страсть гордыни!..
По поводу же законного вопроса: «А почему бы православным не поговорить, обменятся мнениями, поделиться впечатлениями?» – рекомендуем посмотреть технологию «Окна Овертона», когда будущие гадости и мерзости начинаются как раз с этого обезоруживающего – «давайте обсудим… мы же культурные люди!». Именно так на Западе происходило признание «секс-меньшинств»… после чего извращенцы получили право быть священниками в протестантских «церквях».
И здесь важно даже не содержание всех этих «обсуждений» и «мнений», оно может быть на первых порах вполне православным, а сама постановка вопроса, сама формулировка: «частное мнение», т.е. совершенно нетипичное для православного человека – «я», «мое», «мне»!.. За которыми, как правило, следует – дай!..
Примечание о митр. Иларионе (Алфееве). 20 января 2025 года на радио «ВЕРА» презентовали книгу главного церковного антисоветчика митр. Илариона («написал» около полутора сотни книг!), который был уволен «на пенсию» 27 декабря 2024 года за «несоответствие характера его отношений с ближайшим окружением и его быта образу монаха и священнослужителя».
Под окружением имелся в виду иподиакон (служка при архиерее) Г. Сузуки, обвинивший м. Илариона в сексуальных домогательствах (!). А под «бытом» – олигархическое поместье в Венгрии за 2 млн. евро, а так же «дача» во Франции, квартира-пентхаус в Испании и прочая дорогостоящая движимость и недвижимость нашего монаха (на миллионы евро!). Кроме того, «не соответствовал образу монаха» и сам образ жизни м. Илариона в Венгрии, где он большую часть времени развлекался, катаясь на яхтах, горных лыжах и самокатах.
Красноречивая деталь: поселившись в доме митрополита Илариона, Сузуки попытался найти в его библиотеке Библию, чтобы почитать (свою оставил в Японии) и… не нашёл! Пришлось пользоваться электронным вариантом.
Вот вам – материальное, и вот вам – духовное!.. (См. на РНЛ ст. «Скандал с митр. Иларионом (Алфеевым)»). Остается добавить, что совсем неслучайно митрополит Иларион был самым энергичным сторонником закрытия храмов в период «пандемии». Результат налицо: народ от Церкви отпугнули…
Вместо заключения. Надо признать, что с точки зрения исторической науки (этнической истории) все эти «протестантские» явления церковной жизни, к сожалению, закономерны для уже начавшегося буржуазного периода нашей истории (по Льву Гумилёву – фазы инерции; см. комментарий). Поэтому православным надо быть готовым к тому, что в долгосрочной перспективе протестантизм в православии будет только нарастать. Есть опыт Византии (см. историю олигархата поздней Византии), есть опыт Христианской Европы. «Два Рима пали!..».
Одно успокаивает – эти процессы обмирщения в Византии и Европе шли медленно и растянулись на несколько веков. Сегодня, разумеется, надо делать поправку на глобализацию, ускоряющую процессы.
Что же касается текущего момента, то хочется верить, что этот последний антицерковный зигзаг («иларионовщина») будет выправлен. (См. на Дзен ст. «За что сняли митрополита Илариона», 2022 г.). Не до конца, конечно, выправлен и не сразу, слишком глубоко проникла эта зараза. Увы…
Как показывает опыт, антисистемщики в случае неудачи или «замирают», или мимикрируют и пытаются зайти с другого хода. В последнее время, например, антисистемная идеология принимает новую форму – форму «православного русского национализма», замешанного на антисоветизме (ТК «СПАС», фильм «Мумия» и пр.), о чем уже не раз писалось на РНЛ. Отметим лишь один вопиющий факт – эту «православно-националистическую» идеологию сегодня продвигает уроженец Парижа, человек с французским гражданством (страны НАТО!) архиепископ Савва (Тутунов). Он является убежденным антисталинистом, а заодно и противником освящения ядерного оружия (!). (См. на РНЛ ст. «О русском этносе и русской эмиграции» и материалы об архиепископе. Савве на сайте «Благодатный огонь».)
В любом случае, будем надеяться, что со временем всех этих говорливых СМИ-специалистов с бегающими глазами и недозапрещенных кочетковых-митрофановых, вместе с новоявленными «белыми» «националистами» уйдут куда подальше вслед за Иларионом. В России эти штучки не пройдут – либералы с их обновленчеством-2 провалились, провалятся и «православные националисты» с их большевистским радикализмом.
Ну а протестантизм? – Протестантизм никуда не денется, он останется. Увы! Ибо «Дух творит форму».
Что делать православным? Православным надо «быть якорем или тормозом», как говорил Константин Леонтьев. Ведь не всё ещё пропало! И захваченная «буржуинами» и «пятиколонщиками» столица, – ещё далеко не вся Россия…
Сегодня нам следует чаще вспоминать чеканную формулу Патриарха Алексия I (Симанского): «Пусть всё кругом меняется – мы должны остаться такими, какими были сотни лет назад! Пусть наша… неподчиняемость духу времени символизирует Вечность Церкви!».
Помоги Господи!
Комментарий. Что касается происхождения протестантизма и либерализма в РПЦ, то, если опуститься с духовного уровня на уровень науки (этногенеза), расклад здесь четкий:
1) Протестантизм в РПЦ говорит об увеличении в составе Российского суперэтноса числа буржуазных людей (модернизированных русских) и уменьшении консервативных людей (традиционных русских). Что является закономерностью при резком снижении пассионарности в фазе надлома (19 – 20 вв.) до среднего уровня и ниже – когда горячих людей становится меньше, а теплых – больше. Все это – с поправкой на фактор глобализации.
2) Уранополитизм (недостаток патриотизма, умеренный либерализм) говорит о наличии в этносе группы людей с ослабленной (плавающей) национальной и религиозной идентичностью. Этническая химера – размытые русские, полурусские.
3) Церковный либерализм, в первую очередь – филокатолицизм вкупе с обновленчеством, говорит о наличии группы людей, лишённых национальной и религиозной идентичности, и поэтому (вследствие внутреннего дискомфорта) настроенных на постоянное «реформирование» под себя окружающего мира, в крайней степени – на его разрушение. Антисистема – русофобы. (См. на РНЛ ст. «Кто такие антисистемщики» и др.).
4) Общий упадок духовности связан с увеличением в фазе этнического надлома (с сер. 19 в.) – числа паразитов-субпассионариев – деградировавших русских. (Подробнее см. в моей кн. «Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва…» главы «Пассионарность», «Фаза надлома» и «Фаза инерции»).
Если же применить к данной теме более привычный для большинства формационный подход, то здесь ещё проще. Надо задать только один вопрос: Христианство и капитализм – это совместимо? Не на какое-то время, а в долгосрочной перспективе… Если затрудняетесь с ответом, посмотрите на современный Запад.
Евгений Альбертович Евтушенко, историк, Красноярск
Источник: ruskline.ru