Домой Россия О публицистике А.С. Пушкина

О публицистике А.С. Пушкина

1

По книге Геннадия Сазонова «Душа жива в слове. Раздумья о русской литературе» (Кн. первая. Вологда, 2024)

О публицистике А.С. Пушкина

Лидия Владимировна Довыденко

 

Российская Империя&nbsp

Традиционные духовно-нравственные ценности России&nbsp

Александр Сергеевич Пушкин&nbsp

Русская цивилизация и Запад&nbsp

Русская цивилизация&nbsp

О публицистике А.С. Пушкина

«А сердце оставляю Вам!» Книга Геннадия Сазонова – разговор с читателем о литературе, обществе, о России. «А сердце оставляю Вам!» – это слова А.С. Пушкина из стихотворения, написанного в Михайловском в 1817 году. «Эта строка, – пишет Геннадий Сазонов, – выражает суть всей русской литературы от древнейших времён до настоящего дня». «…В надуманной чиновниками технотронной эре, опоре на цифру, на всеобщее оболванивание искусственным интеллектом, отечественная литература по-прежнему оказывает сильнейшее влияние на умы и сердца людей».

Попытки сбросить литературу «с парохода современности» были неоднократно, это проявляется и в актуальных тенденциях – создавать пьесы и кинофильмы «по мотивам», когда у классика забирается название, имена героев, но вкладывается нечто пошлое и низкопробное. Автор книги ставит своей задачей – «преподносить читателю и обществу духовные уроки и напоминать о гуманизме», ещё раз напомнить, что разрушение культуры – это разрушение государства.

«Всеохватный гений». В главе «Всеохватный гений» Геннадий Сазонов отмечает, что душа и сердце требуют духовной и умственной пищи, и, обращаясь к публицистике Пушкина, мы найдём многие ответы на вопросы современности, во многом совпадающей с эпохой Александра I Александра Сергеевича Пушкина.

Святитель Феофан Затворник, припоминая 1812 год, задавал вопрос: зачем приходили к нам французы? И отвечал: «Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог её помиловал. А теперь уже, кажется, начал забываться тот урок…»

Хватив «адского угара», – размышляет Геннадий Сазонов, – верхушка тогдашнего общества, лелеяла идеи о либеральном строе в России, не задумываясь о выборе средств для достижения цели. Декабрист П. Каховский убивает прямо на Сенатской площади графа, генерала от инфантерии Михаила Андреевича Милорадовича, – видного полководца русской армии в ходе войны 1812 года, ученика Александра Суворова, героя сражений на Бородинском поле, под Вязьмой, прошедшего полсотни битв без единого ранения.

Автор книги «Душа жива в слове» задается вопросом: почему убийце Каховскому до сих пор висят знаки памяти: красуются таблички с названиями улиц имени Каховского в Астрахани, Воронеже и других городах. В то же время вы нигде не найдёте следов увековечивания памяти героя войны 1812 года Милорадовича.

«О народном воспитании». Прозаик и публицист Геннадий Сазонов обращается к статье Пушкина «О народном воспитании». «Последние происшествия, – пишет поэт о восстании декабристов, – обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлёк многих молодых людей в преступные заблуждения». В этой статье поэта беспокоило будущее России, и ему необходимо было высказаться на тему воспитания молодых людей: «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего Отечества: воспитание, или лучше сказать отсутствие воспитания, есть корень всякого зла».

Поэт ссылается на государственный документ: «Не просвещению, – сказано в высочайшем манифесте от 13 июля 1826 года, – но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твёрдых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, и, наконец, погибель. Скажем более, одно просвещение в состоянии удерживать новые безумства, новые общественные бедствия».

Подводя черту под «делом декабристов», Николай I писал: «Не в свойствах, не во нравах Русских был сей умысел, составленный горсткой извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную, но в десять лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. Сердце России для него было и всегда будет неприступно». Надо отметить, что Пушкин не во всём согласился с царём об ответственности «домашнего воспитания».

«Домашнее воспитание, – пишет Александр Сергеевич, – недостаточное, да и часто безнравственное, потому что ребёнок окружён одними холопами, видит гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, об истинной чести».

Далее поэт говорит об экзаменах в университетах: «А так как в России всё продажно, то и экзамен сделался новой отраслью промышленности для профессоров. Он походит на плохую таможенную заставу, в которую старые инвалиды пропускают за деньги тех, которые не умели проехать стороной».

Поэт ратовал за отмену телесных наказаний, за сокращение времени на изучение французского языка, а также латинского и греческого, и утверждал необходимость изучения права, политической экономии, статистики, истории. На необходимости изучения истории России он особенно настаивал: «Россия слишком мало известна русским. Изучение России должно будет преимущественно изучать… Умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству Верою и правдой, должны иметь целью – искренне и усердно соединиться с правительством в великом подвиге для улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве».

К сожалению, как отмечает Геннадий Сазонов, обращаясь к современности, в настоящее время учебные заведения и СМИ занимаются тем, что две сотни лет назад критиковал литературный гений.

Великое духовное богатство, оставленное Пушкиным, мы не научились ценить и пользоваться. Размышления о воспитании, о русской истории, языке, литературе, о русском народе щедро рассыпаны в публицистике Пушкина: «Денница», «О новейших блюстителях нравственности», «Путешествие из Москвы в Петербург», «О ничтожестве литературы русской».

«Всё волновало нежный ум». Исследуя критику и публицистику Пушкина, автор размышлений о русской литературе отмечает широту взглядов гениального поэта на литературные процессы в мировом аспекте. Подробно останавливаясь на развитии литературы во Франции, Пушкин пишет: «Во Франции просвещение застало поэзию в ребячестве». В статье «О поэзии классической и романтической» он отмечает «романтическое жеманство» и обращает своё внимание на творчество Шенье, Вольтера, Шатобриана, Лафонтена.

Благодарное внимание Александр Сергеевич обращает на роман «Десятилетнее изгнание», который написала мадам де Сталь, популярная тогда Анна Луиза Жермена (в замужестве Гольштейн). Во время войны 1812 года, спасаясь от преследований Наполеона, она решает уехать в Англию через Швецию. Часть её пути пролегала через Россию, и то, как она отозвалась о русских людях, не могло не привлечь внимания Пушкина, который так отзывался о её романе: «Взгляд быстрый и проницательный. Замечания разительные по своей новости и истине, благодарность и доброжелательство, водившие пером сочинительницы, – всё приносит честь уму и чувствам необыкновенной женщины». Она была тронута ласковым приёмом русских, «первая отдала полную справедливость русскому народу, вечному предмету невежественной клеветы писателей иностранных». «Госпожа Сталь оставила Россию как священное убежище, как семейство, в котором она была принята с доверенностью и радушием. Исполняя долг благодарного сердца, она говорит об нас с уважением и скромностью, с полнотою душевною хвалит, порицает осторожно, не выносит сора из избы. Будем же и мы благодарны знаменитой гостье нашей: почтим её светлую память, как она почитала гостеприимство наше».

После этих слов Геннадий Сазонов невольно восклицает: «Господа нынешние либералы России! Поучитесь вы хотя бы у мадам де Сталь отношению к России, а то вы поливаете её грязью на всех перекрёстках. Причём, поливаете и прошлое, и настоящее, и будущее». Но беда в том, и это понимает наш современник, что либералы-русофобы не читают литературы ни французской, ни русской, демонстрируя несправедливость и ничтожность своих меркантильных интересов, своё понимание демократии как отвратительного цинизма, жестоких предрассудков и тиранства, подавляя всё благородное и возвышающее душу человека.

О публицистике А.С. Пушкина

Геннадий Алексеевич Сазонов – поэт, прозаик, публицист. Окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Отработал в печати более 40 лет, в том числе собкором газет «Правда», «Труд» – на Южном Урале (Оренбург), в Вологодской, Новгородской, Архангельской областях, республиках Карелия и Коми. В настоящее время издано 35 книг поэзии, прозы, публицистики. Публиковался в журналах: «Берега», «Север», «Москва», «ЛАД вологодский», «День и ночь», «ДОН новый», «Врата Сибири», «Пятницкий бульвар» и других. Лауреат ряда литературных премий и конкурсов: лауреат журнала «Берега» за 2022 год (номинация проза), Международной Литературной премии Главы Республики Карелия «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА» им. Г.Р. Державина за 2022 год (номинация литературоведение), лауреат ФИЛОФЕЕВСКОЙ литературной Премии за 2022 год за книгу прозы «Яблоки небесные» (Архиерейская Грамота Митрополита Тобольского и Тюменского Дмитрия, медаль Святителя Филофея).

Лидия Владимировна Довыденко, Главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 34 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик. Член Союза журналистов России, кандидат философских наук. Член Международной академии русской словесности (Австралия), Почетный гражданин Балтийского городского округа, литературные премии имени Н.Гумилева, Б. Корнилова, Щит и меч Отечества, Союзного государства, Золотое перо руси, Золотой Витязь, две Золотые медали конкурса «Патриот России», кавалер ордена «Русская Звезда» имени Ф.И. Тютчева

Источник: ruskline.ru