В России будет ужесточён контроль над оборотом пива. Царьград сомневается, что это даст нужный для общества результат
Что они придумали
Правительство России поручило Министерству финансов и Росалкогольрегулированию до 1 августа 2019 года подготовить предложения по включению продаж пива, сидра и подобных напитков в розничную систему ЕГАИС. Возможно, уже с 1 января 2020 года (хотя скорее всё же летом) на этикетках появится второй штрих-код, и «пикать» бутылку пива на кассе будут, как сейчас водку, не один, а два раза.
Заодно будет создан государственный реестр производителей – аналог лицензирования. Заботливое правительство сразу поручило ввести уголовную ответственность за производство пива предприятиям, не вошедшим в реестр.
Минфин планирует в этом году пересмотреть минимальные розничные цены на водку и впервые установить минимальные…
И, наконец, правительство требует подключить к системе ЕГАИС малые компании – то есть фактически уничтожит их. Сейчас подключение обязательно для предприятий мощностью более 300 тысяч декалитров в год, планируется снизить порог входа сперва до 150 тысяч, а потом и до 50 тысяч декалитров в год. Учитывая, что полномасштабное вхождение в ЕГАИС требует закупки оборудования и программного обеспечения, это означает разовый расход более чем в 1 миллион рублей. Вместе с обслуживанием включения в государственный реестр (там явно тоже будут какие-то расходы) это оборачивается весьма чувствительной суммой, которую крафтовым пивоварням будет очень сложно собрать.
Неясно, как это рифмуется с импортозамещением – новая инициатива определённо сделает низкокачественное импортное (чаще всего прибалтийское) пиво дешевле нашего очень хорошего крафта.
Фото: www.globallookpress.com
Что для нас изменится
Делаем выводы.
Для больших пивзаводов ничего не изменится. Как гнала Carlsberg Group своё, с позволения сказать, пиво в умопомрачительных количествах (почти 40% российского рынка), так и будет гнать. Просто немного изменится дизайн этикеток (второй штрих-код).
Бюджет Российской Федерации содержит 3,3% алкоголя, и это очень много. Формальное сокращение потребления…
Розница может понести определённые расходы в связи с обновлением требований, но, скорее всего, программное обеспечение обновят бесплатно, так что просто слегка увеличится время в очередях. Пива берут помногу, и если раньше ящик той же карлсберговской «Балтики» можно было пробить за пять секунд, то вскоре придётся пробивать каждую бутылку.
Покупателям придётся не только стоять в очередях, но и оплачивать расходы тех компаний, которые сейчас будут принудительно введены в систему ЕГАИС. То есть малые предприятия станут ещё менее конкурентоспособны в сравнении с гигантами.
Государство не получит никаких дополнительных доходов, однако укрывать «лишние» объёмы пива от акцизов и легальной розницы станет труднее. Кроме того, усложнится продажа пива после 23 часов (или иного назначенного местной властью времени) в малых торговых точках.
Можно ли ожидать эффекта
Фото: www.globallookpress.com
Выгода от всего этого для России сомнительна, а проблемы для существенного количества предприятий очевидны.
Конечно, если в стране станут производить и, главное, пить меньше пива, этому можно только порадоваться. При равном объёме спирта пиво существенно вреднее водки и других крепких напитков, а тем более вина, поскольку это не только этиловый, но и гормональный удар по организму («арбуз растёт, хвостик сохнет» – очень меткая поговорка). Вот только едва ли ужесточение правил ЕГАИС как-то поможет в этом.
Ровно сто лет назад, 16 января 1919 года, сразу пять штатов США ратифицировали 18-ю поправку к Конституции…
Вообще, ЕГАИС, Единая государственная автоматизированная информационная система (или, по мнению скептиков, «Ехидная, гадкая, алчная имитация смысла») была создана ещё в 2006 году, внедрялась с большим скрипом и сбоями, но постепенно захватывала Россию: от производства к рознице, от розницы к общепиту, от супермаркетов к аптекам… Со временем систему отладили, она действует… Но так ли, как нам нужно?
Росстат сейчас констатирует постоянное снижение употребления алкоголя в России, но как этот показатель считается? По объёмам легально проданной продукции или же по объёмам произведённой плюс импорт минус экспорт. Полностью «левый» алкоголь в эту статистику никак не входит! И если у вас есть ощущение, что меньше пить народ не стал, то это значит лишь увеличение доли контрафакта. С которым вроде бы и была призвана бороться ЕГАИС.
Россия – родина ЕГАИС
И вот ведь интересно: система акцизов на алкоголь принята во многих странах мира, но только Россия ввела полномасштабную систему контроля в реальном времени, который, начав с вина и водки, потянулся не только к пиву, но и к парфюмерии с фармакологией. Как эти дикие люди, от США до Китая, от Норвегии до ЮАР, живут без ежесекундного учёта оборота этилового (и метилового) спирта – непонятно.
Суровость русских законов испокон веков компенсируется необязательностью их исполнения. И за вдохновенный рассказ о системе контроля над алкоголем в далёких от МКАД населённых пунктах могут и лицо подрихтовать.
Фото: www.globallookpress.com
Да, сборы от акцизов на какое-то время выросли, но мы не видим единой политики государства: мы рассматриваем алкоголизм как источник бюджетных доходов или как национальную беду. Усидеть на двух этих стульях нельзя. И борьба с алкоголизмом путём параноидального контроля над оборотом спирта похожа на борьбу с преступностью путём превентивного заключения всех под домашний арест, а лучше в учреждение закрытого типа.
Минимальную цену на коньяк предлагается поднять сразу на 30% для борьбы с контрафактом. Царьград недоумевает,…
Считаете пиво вредным? Снимите несколько сатирических социальных роликов о последствиях его употребления, продемонстрируйте неизбежные проблемы на поясе и ниже него – так вы добьётесь куда большего, чем всеми своими счётчиками и онлайн-кассами.
ЕГАИС не победила ни контрафактный крепкий алкоголь, ни самогоноварение. Много ли пользы она принесёт нашему несчастному пиву?
* * *
Мы слишком много сил и, главное, средств тратим на то, чтобы пытаться контролировать всё и вся. И каждая новая система контроля приводит к увеличению числа инспекторов, бухгалтеров, контролёров, чиновных программистов – то есть людей заведомо непроизводительного труда.
Источник: https://tsargrad.tv