Домой Россия Отношение ко Христу определяет, что из себя представляет человек и вечную участь...

Отношение ко Христу определяет, что из себя представляет человек и вечную участь его

2

Евангелие среды (Ин, 43 зач., 12, 36—47)

Отношение ко Христу определяет, что из себя представляет человек и вечную участь его

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Пастырская проповедь&nbsp

Пасха&nbsp

Отношение ко Христу определяет, что из себя представляет человек и вечную участь его

Фото: pravmir.ru

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

«Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света». «Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них». Господь все сказал нам в Своем Евангелии, и если мы не будем слушаться этого, Он не скажет нам больше ничего и навсегда скроется от нас.

Не это ли происходит с иудеями? «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». Они видели своими глазами великое множество Его чудес и не веровали. Так исполняется пророчество Исаии: «Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?» Чем невероятнее событие, тем яснее о нем Божественное предвидение. Никто не мог представить, что Царство Мессии, засвидетельствованное столькими чудесами, встретит такое противостояние со стороны иудеев, обнаружит их поистине поразительное неверие. Сам Христос удивился неверию их. Но об этом и пророчествовал Исаия: «Кто поверил слышанному от нас?» Очень немногие из иудеев поверили. И перед концом мира человечество так подпадет под их влияние, что Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Они видели Христовы чудеса, но им не открылась в них мышца Господня.

«Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем». Они не могли веровать, потому что не хотели веровать. Господь ожесточает сердца упорствующих в отвержении истины, но суды эти направлены на то, чтобы яснее показать им, что пока они не обратятся, Он не исцелит их. Их слепота и ожесточение — предупреждение тем, кто не хочет оставить грех и покаяться. Знает Господь дела их, и знает дела наши. Христос знает, кто предаст Его. Господь не может никого обмануть в Своем предведении, и Его нельзя обмануть никому. Он не предопределил никакой народ к неверию, но даже чье-то неверие Он силен употребить в Своих дальнейших спасительных целях. «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем».

«Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него», но не имели мужества исповедовать свою веру. Может быть, были среди них такие, как Никодим, которые в сердце своем радуются о истине, но не решаются открыто сказать об этом. Может быть, хороших людей больше, чем нам порою кажется. Их грехи известны, а покаяние нет. И может быть, еще не пришел их час. Но слово Божие скорее говорит здесь о других. «Ради фарисеев они не исповедывали Христа, чтобы не быть отлученными от синагоги». Есть основания усомниться в искренности веры, которая боится или стыдится обнаружить себя. Они не хотят быть отлученными от синагоги, потому что это позор и угроза их благополучию.

Что лежит в основании этого страха? «Они возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Сколь многие лишают себя славы Божией, ища одобрения и похвалы людей. Они могут лицемерно изображать из себя христиан, когда вера — в почете или в моде, но все может внезапно измениться. Жизнь показала, как быстро они могут стать предателями и отступниками, когда вера снова в поругании. Однако человеческие суды имеют какую-то силу, только пока мы здесь на земле. А судам Божиим принадлежит бесконечная вечность. Мудр ли кто из вас, покажи это на деле, предпочитая похвалу Божию похвале людской. Если и весь мир отречется от Христа, мы не отречемся от Него — Господу содействующу. Не бойся, что, исповедуя Господа, ты останешься один. Ибо «с нами больше, чем с ними», как сказал пророк.

«Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня». Господь в последний раз возвышает Свой голос перед всем народом — то, что последует потом, будет Его сокровенной беседой с учениками и предстоянием перед судом Пилата. Христос — от начала Сущий — торжественно провозглашает суть Своего учения роду человеческому, подобно тому как Моисей богоизбранному народу. «Вот Я положил пред тобою жизнь и смерть».

Несравнима ни с чем милость и честь быть христианином. Видевший Его видел Отца. Нет иного пути к Отцу, кроме как через Сына. «Я свет пришел в мир, — говорит Он, — чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Нет большего утешения для христианина, чем быть избавленным от вечного мрака, от власти тьмы, и самому стать светом в Господе.

«И если кто услышит Мои слова и не поверит, — говорит Христос, — Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». Прежде Страшного Суда Господь должен совершить иное дело — спасти мир. Предложить спасение всему миру, дать каждому человеку возможность принять его. Он пришел не судить мир, но спасти мир. Не праведный гнев Божий послал Его к людям, но непостижимая Отчая любовь. Тем не менее пришествие Христа с неизбежностью означает Суд. Ибо в Нем Бог встречает человека, и человек встречает Бога. И эта встреча и есть спасение, и эта встреча и есть суд. Отношением ко Христу и правде Его определяется, что из себя представляет человек и вечная участь его.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник: ruskline.ru