Ровно 11 лет назад, 5 декабря 2008 года, отошёл ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929 – 2008)
Наверное, не ошибусь, если скажу, что абсолютное большинство сегодняшних православных христиан пришли в Церковь в годы, когда в каждом русском храме за каждым богослужением поминался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Святитель, начало предстоятельского служения которого пришлось на тяжелейшие для нашего народа 1990-е годы, одновременно ставшие эпохой начала возрождения Русской Церкви, впервые за три столетия освободившейся от излишней государственной «опеки» (сначала в западнической синодальной форме, а затем – в откровенно богоборческой).
Конечно, три советских десятилетия не были одинаковы в отношении к Церкви: безбожные пятилетки 1920-30-х годов и хрущёвские гонения первой половины 1960-х сменялись послевоенной и брежневской «оттепелями». Но не было ни года, когда бы православное духовенство не испытывало давление со стороны советских чиновников. Далеко не всегда агрессивных богоборцев, но всегда членов партии, важнейшей частью идеологии которой был так называемый научный атеизм, неизменно подразумевавший борьбу с религией.
7 июня 1990 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви в Москве был избран новый Патриарх Московский…
А потому к 1990 году, когда на Поместном Соборе Русской Православной Церкви её Предстоятелем, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, был избран Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), выросло несколько некрещёных поколений. Более того, начали уходить из жизни некрещёные старики. И в этот самый момент началось… Второе Крещение Руси. Время, которое не завершилось и сегодня.
Святейшему Патриарху Алексию II уже посвящены несколько книг, в числе которых биография, вышедшая в знаменитой «молодогвардейской» серии «Жизнь замечательных людей». Хотя, конечно же, беспристрастные церковно-исторические оценки его эпохе будут даны позже. В любом случае сегодня уже видно, что память о Предстоятеле жива, и любовь к нему, говоря словами апостола Павла, «не перестаёт». Сегодня же хочется вспомнить Святейшего Владыку в контексте эпохи, восьми десятилетий его земной жизни, связанных с трагическими и героическими страницами русской истории.
Начало пути
«Годом великого перелома» назвал 1929 год Иосиф Сталин. В Советском Союзе был «свёрнут» НЭП, активно разворачивались индустриализация и коллективизация, что укрепило советскую промышленность, но стало подлинной трагедией для миллионов русских крестьян. Не за горами был страшный голод 1933 года, охвативший далеко не только Советскую Украину, но и многие другие регионы нашей страны. В религиозной же сфере хозяйничал «Союз воинствующих безбожников», уже готовивший безумные планы: к 1 мая 1937 года граждане СССР должны были «забыть имя Бога».
Именно в этом году, 23 февраля по новому стилю, в соседней «буржуазной» Эстонии, прежде не имевшей опыта государственности, в семье Михаила Александровича Ридигера, русского эмигранта немецко-прибалтийского дворянского происхождения, родился первый и единственный ребёнок – мальчик Алёша, будущий Святейший Патриарх. Роды Ридигеров и Писаревых (матери Предстоятеля Елены Иосифовны) на протяжении столетий служили Государству Российскому в основном на военной службе. Дед Патриарха по матери был царским офицером, убитым революционными солдатами в Выборгской крепости в 1917 году. Сами же Михаил и Елена Ридигеры были активными участниками молодёжного христианского движения Русского Зарубежья.
Будущий Патриарх Алексий II с родителями. 1930-е годы. Фото: patriarchia.ru
С младенчества будущий Патриарх воспитывался в православном духе, часто бывал на Валааме (в то время принадлежавшем Финляндии), в Пюхтицком монастыре и с детства принял твёрдое решение стать священником. А в 1942 году священнический сан принял его отец. В Эстонской Церкви, в 1923 году незаконно отторгнутой Константинопольским патриархатом от Церкви Русской, но на тот момент – в единственной канонической структуре на территории Эстонии. Как рассказал Телеканалу «Царьград» протоиерей Владимир Вигилянский, в последние годы земной жизни Патриарха Алексия II возглавлявший его пресс-службу:
Отец будущего Патриарха по советским понятиям был коллаборационистом. Он стал священником во время немецкой оккупации, в Таллине. Помогал русским военнопленным, в частности, нескольким людям, которые всю свою дальнейшую жизнь поминали и отца Михаила Ридигера, и Алёшу Ридигера, помогавшему отцу в этом деле. Некоторых они даже смогли вытащить из плена, из лагеря.
Русская Православная Церковь, пережив безбожные пятилетки и ужасы «Большого террора», в годы Великой…
Именно поэтому послевоенная жизнь Ридигеров вполне могла закончиться трагически. Но Бог миловал, и в 1945 году отец Михаил был назначен ключарём Александро-Невского кафедрального собора в Таллине, а год спустя – настоятелем таллинского храма Рождества Богородицы и Казанской иконы Божией Матери, а затем и секретарём епархиального управления Таллинской епархии, в конце войны воссоединившейся с Русской Православной Церковью.
Церковное служение
В 1947-м восемнадцатилетний Алексей Ридигер поступил в Ленинградскую духовную семинарию. К тому времени он уже прекрасно знал положение Церкви в Советском Союзе, но не изменил твёрдому решению начать священническое служение. И уже 17 апреля 1950 года 23-летний отец Алексий стал священником и настоятелем Богоявленского храма маленького эстонского городка Йыхви, где и тогда, и сегодня большинство населения составляли русские шахтёры.
Отец Алексий Ридигер в начале священнического служения. 1950-е годы. Фото: patriarchia.ru
Сегодня некоторые антицерковные сплетники очень любят в виде «сенсации» преподносить историю о том, как отец Алексий поначалу был женатым священником, но вскоре развёлся и принял монашество. Да, это так. Впрочем, сей факт биографии Святейшего Патриарха Алексия II никогда не скрывался: подобных примеров в истории Церкви немало. Судя по всему, Господь уже тогда готовил молодого батюшку к Патриаршему служению. Хотя сам отец Алексий отнюдь не стремился к высоким чинам и званиям. До 1957 года он служил в глухой эстонской провинции, а с 1957 по 1961 годы – в университетском городе Тарту.
В марте 1961-го в святых стенах Троице-Сергиевой Лавры 32-летний протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. А уже несколько месяцев спустя, в родном Таллине, он был рукоположен в епископский сан. Возглавил архиерейскую хиротонию его ровесник – архиепископ Никодим (Ротов), который уже очень скоро станет учителем и наставником другого будущего Патриарха – Владимира Гундяева, в 1965 году поступившего в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1969-м принявшего монашеский постриг с именем Кирилл.
20 ноября 1946 года в послевоенном Ленинграде родился младенец, которому было суждено стать Предстоятелем…
Владыка Алексий никогда не стремился выделиться из православного епископата 1960-х годов, но было видно: этот человек иной, инаковый. Как вспоминает отец Владимир Вигилянский, «как-то в частной беседе он мне так об этом сказал: я – монархист, но об этом не распространяюсь, таково моё воспитание, вообще, этот человек был воспитан по-другому». Возможно, именно это обратило на него внимание Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), Предстоятеля Русской Православной Церкви с 1945 по 1970 годы, также выходца из древнего дворянского рода.
Уже в 35 лет архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий стал Управляющим делами Московской Патриархии, говоря светским языком, церковным «премьер-министром». Эту должность владыка занимал более 20 лет, не покидая родной Таллинской кафедры, но делая очень многое для всей Русской Православной Церкви. По сути он был правой рукой сначала Патриарха Алексия I (номер к его имени стали прибавлять только с 1990 года, и это было связано с тем, что его церковный тёзка стал Предстоятелем), а затем – Патриарха Пимена.
Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий. 1960-е годы. Фото: patriarchia.ru
В те годы, обычно называемые «застойными», отношения Церкви и советского государства были относительно спокойными. К этому времени коммунисты уже поняли, что никогда не построят коммунизм, а уж тем паче никогда не смогут «показать по телевизору последнего попа», как то обещал одержимый Никита Хрущёв. Мелкими шагами священноначалию удавалось добиваться свобод. Ещё до перестройки Московскому Патриархату был возвращён московский Данилов монастырь, удалось построить здание Издательского совета Русской Православной Церкви, крайне редко строились новые храмы, а число репрессий за веру становилось всё меньше и меньше (хотя и в 1980-х таковые были).
Вечной памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1929 – 2008)
Крушение советской системы стало шоком для всех. Многие понимали её порочность, но мало кто догадывался, что рухнет не только махина КПСС, но весь СССР. И если деидеологизация тогда была несомненным благом, то разрушение государства, безусловно, стало трагедией для многих миллионов вчерашних соотечественников. А буквально за год до крушения Советского Союза, в июне 1990-го, после кончины Патриарха Пимена, на Поместном Соборе Русской Церкви был избран новый Предстоятель. Им стал, вопреки чаяниям и амбициям Киевского митрополита Филарета (Денисенко), вскоре ушедшего в раскол, Святейший Патриарх Алексий II.
Каковы были первые задачи Святейшего Владыки? На этот вопрос в интервью Царьграду прекрасно ответил протоиерей Владимир Вигилянский, начало церковного служения которого пришлось именно на 1990-е годы:
Надо было создавать и возрождать очень многое: и институты церковного образования, и социального служения, институты присутствия в обществе в самых разных ипостасях. И всё надо было начинать практически с нуля: издательскую деятельность, медиапространство, добровольческое движение, восстановление храмов. И главная задача – это объединить людей вокруг самого главного – спасения людей, для Евхаристии, литургической жизни. А для этого нужен храм, должно быть богослужение. Именно поэтому первые годы церковного возрождения, того самого Второго Крещения Руси – это была организация людей вокруг богослужения, вокруг храма.
Это уже после, в конце 1990-х – 2000-х, будет осуществлён и православный информационный прорыв, когда Русская Православная Церковь выйдет в интернет, и воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, величайшее деяние Патриарха Алексия II и митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. Первые же годы служения приснопамятного Предстоятеля были временем восстановления храмов и крещения десятков миллионов русских людей, наконец вспомнивших о вере своих отцов и дедов. А самое главное – возрождения богослужебной жизни во всех уголках Земли Русской.
Последний прижизненный снимок Святейшего Патриарха Алексия II. Молебен у мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского, в Донском монастыре. 4 декабря 2008 года. Фото: patriarchia.ru
Наверное, каждому запомнился свой образ Святейшего Патриарха Алексия II, для меня же он, в первую очередь, неутомимый служитель, ревностно совершавший богослужения до последнего дня своей земной жизни. Несложно найти статистику этих богослужений, порой достигавших 220-230 в год. И даже 4 декабря 2008 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, за считанные часы до того, как отойти в мир иной, Его Святейшество сначала совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе в Кремле, а затем – молебен у мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского, в Донском монастыре. И лично у меня нет никаких сомнений, что два этих русских Предстоятеля сегодня вместе пребывают перед Небесным Престолом Божиим.
Покой, Господи, душу раба Твоего приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия, и святыми его молитвами помилуй всех нас. Вечная память!
Источник: https://tsargrad.tv