В этот день в 1971 году впервые в мире земная межпланетная станция совершила мягкую посадку на поверхность Марса. Это была станция «Марс-3», созданная в России. Но это было первое и последнее покорение нами Красной планеты
Казалось бы, ура! Первая в истории посадка на Марс — это само по себе огромное достижение науки и техники. Но это было ещё и преодоление то ли заклятья, то ли проклятья со стороны этой злой по отношению к России планеты. Ведь Марс не покорялся очень долго. В отличие от Венеры, которую штурмовали тоже не без неудач, но всё же штурмовали, полёты к Марсу долгое время не добирались даже до стадии… полётов к Марсу!
В этот день в 1965 году в России был произведён запуск космического аппарата, который затем впервые в истории…
Хроника неудач
Судите сами.
10 октября 1960 года, ракета-носитель «Молния 8К78», автоматическая межпланетная станция (АМС) «Марс»/1960А. Авария ракеты-носителя.
14 октября 1960 года, тот же носитель, АМС «Марс»/1960В. Авария ракеты-носителя.
На том «окно» для пусков к Марсу закрылось на два года.
24 октября 1962 года, снова ракета-носитель «Молния 8К78». АМС «Марс‑1С» выведена на околоземную орбиту, с которой станция должна была лететь к Марсу. Не улетела: взрыв разгонного блока.
1 ноября 1962 года, тот же носитель. Четвёртый пуск — первый успешный: АМС, получившая наконец правильное имя «Марс-1», улетела-таки к Красной планете. Но вследствие отказа аппаратуры коррекции траектории станция прошла 19 июня 1963 года в 197 тысячах километров от Марса. Связь с ней была потеряна.
4 ноября 1962 года. Снова «Молния 8К78», снова успешный вывод АМС «Марс-2А» на околоземную орбиту. Но в сторону Марса станция стартовать не смогла и сгорела в плотных слоях земной атмосферы.
«Окно» закрыто.
Репродукция Фотохроники ТАСС
Рассказывали позднее, в том числе автору этих строк, что уже тогда начались тихие, полушутливые разговоры о «проклятье Марса». В курилках НПО имени Лавочкина, где собирались станции, народ предлагал офицерам особого отдела (заочно, конечно, предлагал) заняться поиском марсианских шпионов-диверсантов. Но на деле, конечно, верили в то, что неудачи — не фатальны, что просто марсианскую программу донимает невезение. Да и отношение к ракетным пускам тогда было несколько легкомысленное, несмотря даже на осознание, что с материально-затратной стороны каждый пуск можно было приравнять к запуску в космос небольшого города. По свидетельству Бориса Чертока, соратника главного конструктора Сергея Королёва, тогда вместо строительства дорогих испытательных стендов предпочитали отрабатывать конструктивные элементы ракет, просто пуляя их в небо.
Американские учёные почти уверены, что на Марсе есть жизнь. Марсоход Curiosity обнаружил там высокое…
Что, в общем, особенно ясно и видно на примере марсианской программы (как, впрочем, и венерианской): вполне трезво допуская, что либо в ракете, либо в станции что-то да сломается, в одно «окно» производили по два, три, да и по четыре пуска однотипных АМС.
У конкурентов — аналогично. Почти
Не надо, однако, думать, что неудачи преследовали только советскую сторону. Так, в следующее «окно» в ноябре 1964 года свой первый запуск к Марсу произвели американцы. Носитель Atlas Agena-D вывел на траекторию полёта к Марсу АМС Mariner-3. Станция не попала даже в тот сектор пространства, где находился Марс.
Однако уже тогда можно было прийти к заключению, что «марсианские диверсанты» вредят американцам много меньше, чем русским. Запущенная в том же «окне» АМС Mariner-4 прошла около Марса на расстоянии 9920 километров, сделав 22 снимка поверхности планеты и передав данные о составе её атмосферы. И это не было неудачей, так как американцы с самого начала сделали ставку именно на пролёт мимо, не будучи тогда в состоянии вывести станцию хотя бы на орбиту вокруг Марса.
Аналогичные пролёты совершили запущенные в «окно» 1968 года Mariner-6 (пролетела на высоте 3500 километров над Марсом и Mariner-7 (3550 километров). За время пролёта также были получены фотографии планеты и научные данные о ней.
США регулярно заявляют о планах по освоению Луны и Марса, однако пока дело не идёт дальше амбициозных…
Тем временем в России…
… продолжались неудачи.
«Окно» 1964 года, АМС «Зонд‑2». Контакт со станцией потерян незадолго до подхода её к Марсу.
«Окно» 1969 года. АМС «Марс/1969А». Авария на участке выведения на околоземную орбиту. АМС «Марс/1969В». Авария на участке выведения на околоземную орбиту.
«Окно» 1971 года. АМС «Марс» без номера, срочно переименованная в «Космос‑419», так как станция на траекторию полёта к Марсу не вышла и через день сгорела в плотных слоях атмосферы.
То же и у американцев: 8 мая 1971 года АМС Mariner-8 на нужную траекторию не вышла из-за сбоя в работе ракеты-носителя и упала в Атлантический океан.
Поэтому сложно было оценить, с одной стороны, и радость, а с другой — и фаталистическое спокойствие советских пусковиков, когда наконец 19 мая 1971 года на фоне закатного Солнца ракета УР-500К, она же «Протон-К», безымянная пока станция, ушла к Марсу с прогнозируемым промахом 1 250 000 километров вместо расчётных 250 000 километров. Ничего, говорили друг другу, дорога ещё длинная, скорректировать успеется.
Действительно, коррекции была удачными. 27 ноября станция, после столь удачного старта уже получившая имя «Марс-2», действительно в Марс попала. В самом прямом смысле: уже на этапе посадки произошёл сбой бортового вычислителя, аппарат вошёл в марсианскую атмосферу под углом больше расчётного и разбился о поверхность Марса.
Но всё же, что ни говори, это был успех: впервые в истории земное изделие попало на то ли зачарованную, то ли яростно обороняющуюся Красную планету.
А затем пришла ещё более блестящая победа!
Запущенная в то же «окно» 28 мая 1971 года АМС «Марс‑3» совершила-таки первую в истории мягкую посадку на поверхность Марса! Это и произошло 48 лет назад, 2 декабря 1991 года.
Специалисты в ожидании и ажитации: сможет ли космический корабль «Союз МС-14» всё же зацепиться за МКС, чтобы…
Но! Как оказалось, причём оказалось буквально через полторы минуты, это было не наше достижение, а недоработка Марса. Расслабился он, проглядел или проспал, но, позволив станции перевести дух в течение полутора минут после посадки и включить приборы, уже через 14 секунд передачи с его поверхности первого фотоснимка марсианской поверхности спускаемый аппарат замолчал. С концами.
Зато работали орбитальные блоки обеих станций. Только, так сказать, в обратной препозиции: «Марс-2» летала по относительно расчётной орбите и передала немало ценных данных, а «Марс-3» размахнулась на очень широкий эллипс и данных передала меньше.
Копия автоматической межпланетной станции «Марс-3». Фото: Кулешов Николай / Фотохроника ТАСС
Обидно было также, что из-за этих неудач по поверхности Марса не смогли покататься первые же в истории марсоходы — небольшие шагающие устройства ПрОП-М. Именно шагающие, причём на этаком «лыжном» принципе: опиравшийся на две пластины-«лыжи» исследовательский блок садился на грунт, «лыжи» поднимались, переставлялись вперёд, затем блок поднимался, тож перемещался вперёд, снова садился на грунт, снова поднимались и перемещались «лыжи» и так далее.
Что послужило причиной такой именно что предельно досадной неудачи уже на пороге блестящей победы? Точно, конечно, не известно. Но известно, что как раз во время прилёта станции к Марсу на планете бушевала крупная пылевая буря, начавшаяся 22 сентября 1971 года и прекратившаяся только 10 января 1972 года. А сегодня — кстати, вот только что, на днях буквально установлено было — известно, что пылевая буря на Марсе нередко вызывает нечто вроде громадных смерчей. Но только очень громадных — в сотни километров в диаметре и десятки километров высотой. Возможно, вот этим пыльным кулаком планета-злюка и нанесла удар по самым светлым надеждам отечественных исследователей…
Это был единственный успех советской космонавтики на этой планете…
Самое отвратительное при этом, что к нашему геополитическому оппоненту Марс питает, похоже, самые нежные чувства.
Полёт в космос — уже не чудо. Спутник — не историческое достижение, а просто рабочая машина. Но в фундаменте…
По крайней мере, с тех пор у России с посадками на Марс не получалось ничего, а у США было всё в порядке.
Тогда же, в ноябре 1971 года, даже несколько обогнав русские станции, на орбите Марса стал работать американский космический аппарат Mariner-9. Он тогда сделал первые в истории снимки марсианских спутников Фобос и Деймос. Зримо опровергнув гипотезы об их искусственном происхождении. Каменные картофелины — вот и все «Страхи» и «Ужасы», как они называются в переводе с древнегреческого.
А у России «Марс-4» в 1974 году пролетает мимо планеты из-за отказа корректирующей двигательной установки, «Марс-5» работает на орбите всего две недели, передав всего чуть больше 40 снимков, «Марс-6» тоже сквозит мимо, а его спускаемый аппарат прекращает связь с Землёй в самой близости от поверхности. «Марс-7» в том же 1974 году (четыре станции запустили в одно «окно»!) тоже пролетает мимо планеты, и её спускаемый аппарат — тоже. Да, тоже мимо планеты. Стал спутником Солнца, красавец…
Зато у американцев — громадный успех, причём громадным скачком в сравнении с тем, что их аппараты до сих пор работали по Марсу только на пролётах. В 1976 году им удаётся мягко посадить на планету «Викинг-1» (Viking-1) и «Викинг-2» (Viking-2). И эти машинки работали одна два, другая четыре года, передав на Землю громадное количество крайне интересной информации. Естественно, при этом они попытались дать ответ на извечный вопрос: есть ли жизнь на Марсе? Жизни не обнаружили, но и полностью вопрос не закрыли: что-то такое было в атмосфере планеты, что показывало на возможность её существования. Так что учёный лектор из «Карнавальной ночи» мог смело продолжать заглядывать в бутылку коньяка — науке это так и осталось неизвестным.
А СССР стойко перенёс этот нокаут, сжал зубы и работал над новыми марсианскими проектами. Лишь в «окно» 1988 года на траекторию полёта к Марсу отправилась АМС «Фобос-1». Раз Марс ведёт себя так грубо, может, хоть его спутник Фобос удастся исследовать? Не удалось. Потеряли «Фобос-1» ещё по пути к Марсу. «Фобос-2» тогда же должен был снова попробовать доставить спускаемый аппарат на поверхность Фобоса. Говорили тогда об этом много, говорили с придыханием, с надеждой и… тайным, иррациональным страхом, что опять ничего не получится. Не получилось. На орбиту «Фобос-2» вышел, но на Фобосе высадиться не удалось, да и с самой станцией связь через три месяца прервалась…
На Землю приходила мощнейшая солнечная вспышка. Побилась головой о магнитное поле, возмутила его, возмутила…
Проклятье Марса действует только на нас?
Нет, американцы тоже теряли свои АМС! Например, Mars Observer в 1993 году. Но в целом у них наряду с неудачами получались и прорывы: Mars Global Surveyor, работавший на орбите с 1996 по 2006 год, Mars Pathfinder с первым работавшим на поверхности планеты марсоходом Sojourner, марсоходы Spirit, Opportunity (проработавший с 2004 года до середины 2018 года, когда его накрыла пылевая буря!), спутник Mars Reconnaisance Orbiter, который в состоянии разглядеть на поверхности Марса объекты размером до 30 см (и, кстати, разглядевший наш «Марс-3» на месте его посадки). И так далее — вплоть до ныне работающих на Красной планете посадочной платформы InSight и марсохода Curiosity.
Фото: Triff / Shutterstock.com
А у нас — как в песне Высоцкого про свадьбу. «Марс-8» в 1996 году на траекторию отлёта не вышел и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. В 2011 году АМС «Фобос-Грунт» постигла аналогичная судьба. На том наши попытки собственных запусков к Марсу покамест закончены.
Более того, примечательно, что запущенный в 2003 году нашей ракетой-носителем «Союз-ФГ» европейский аппарат «Марс-Экспресс» хоть на марсианскую орбиту и вышел, но отправленный с него на поверхность британский зонд «Бигл-2» при посадке… Ну да. Разбился.
То есть наше «проклятье Марса» действует и на тех, кто хоть как-то связывается с нами в вопросе исследования этой планеты? Интересно в таком случае проследить за судьбой европейского марсохода по программе «Экзомарс», который должен будет отправиться к зловещей для России планете в «окно» 2020 года. Ведь посадочную платформу для него разрабатывает НПО имени Лавочкина…
Источник: https://tsargrad.tv