Домой Россия Пилот погубил 12 человек или спас 88? Загадка катастрофы Fokker 100 в...

Пилот погубил 12 человек или спас 88? Загадка катастрофы Fokker 100 в Казахстане

35
  • Пилот погубил 12 человек или спас 88? Загадка катастрофы Fokker 100 в Казахстане

Рассматриваются три основные причины трагедии: техническая неисправность самолёта, плохие погодные условия и ошибки пилотирования

Упал после взлёта

Конец 2019 года для Казахстана оказался омрачён трагедией. Утром 27 декабря при вылете из аэропорта Алма-Аты потерпел крушение самолёт Fokker 100 местной авиакомпании Bek Air. На борту лайнера, направлявшегося в Нур-Султан, было ровно 100 человек, включая пятерых членов экипажа.

В СМИ появилась аудиозапись переговоров диспетчеров с пассажирским самолётом авиакомпании Bek Air, потерпевшим…

По последним данным, погибли 11 пассажиров и первый пилот. На лечении в больницах находятся более 40 человек. В числе жертв трагедии оказались председатель совета генералов Казахстана Рустем Кайдаров и выпускающий редактор издания Informburo.kz Дана Круглова. Известно, что граждан России на злополучном рейсе не было.

Хронология событий

Катастрофа произошла в 7 часов 22 минуты по местному времени, когда при взлёте лайнер внезапно начал терять высоту, пробил бетонное ограждение и врезался в недостроенное здание. Первый сигнал тревоги о возможном ЧП был подан через три минуты, а в 7:40 руководитель полётов сообщил, что рейс № Z2100 пропал с радаров. На место сразу же выехала скорая помощь аэропорта, а в 7:43 поступил вызов на пульт 103. Всего для оказания помощи пострадавшим выехали 37 бригад, включая две нейрохирургические.

Первая информация о падении самолёта поступила от сотрудников аэропорта почти через полтора часа. Пользователи соцсетей уже активно выкладывали снимки с места катастрофы. Вскоре созданной комиссией по расследованию было принято решение о временной приостановке эксплуатации всех Fokker 100 в Казахстане. Затем стало известно о прекращении полётов авиакомпании Bek Air. Около часа дня пресс-секретарь президента Берик Уали сообщил, что Касым-Жомарт Токаев объявил 28 декабря 2019 года днём общенационального траура.

«В страшной беде чужих не бывает»

Нужно сказать, что жители Алма-Аты, ближайших населённых пунктов, да и всего Казахстана проявили большое сочувствие. В социальных сетях люди пишут, что такое горе чужим не бывает, оставляют слова поддержки близким погибших и желают скорейшего выздоровления пострадавшим. Уже спустя несколько часов после катастрофы местные жители организовали горячее питание для спасателей прямо на улице.

 
 
 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Жители посёлка близ места трагедии организовали горячее питание для спасателей. Утром 27 декабря упал пассажирский самолёт Bek Air. Он направлялся из Алматы в столицу Казахстана. На данный момент известно о 15 погибших.

Публикация от Ainews.kz (@ainews.kz) 26 Дек 2019 в 10:56 PST

Люди в огромном количестве шли сдавать кровь, она нужна в первую очередь тем, кто находится в тяжёлом состоянии в реанимации. Среди них и второй пилот.

Два касания хвостом

Около двух часов дня вице-премьер Роман Скляр сообщил новые подробности падения Fokker 100. По его словам, на расстоянии 300–400 метров друг от друга были обнаружены два следа от касания земли хвоста самолёта. После этого пошёл крен на правую сторону, воздушное судно врезалось в забор и частный дом, в котором, к счастью, никого не было.

Царьград рассказывает о нетривиальных инцидентах на борту, часть которых вошла в историю мировой авиации

Скляр отметил, что погибли по большей части пассажиры, находившиеся в носовой части лайнера. Бортовые самописцы будут отправлены в Москву, где их расшифровкой займутся в Межгосударственном авиационном комитете. Предварительные данные расследования следствие обещает озвучить до 10 января 2020 года.

Что известно о самолёте

Fokker 100 – среднемагистральный пассажирский самолёт, выпускавшийся одноимённой нидерландской компанией до 1997 года. Причиной прекращения производства стало банкротство Fokker, в первую очередь из-за неэффективного управления. При этом в конце 1980-х годов это был едва ли не самый популярный лайнер в своём классе. Всего было выпущено 283 машины этой модели. Российские авиакомпании данную модель не эксплуатируют. В последнее время она наиболее популярна в Австралии из-за относительно небольших расстояний перелётов.

Катастрофа в Казахстане далеко не первая в истории Fokker 100. С её учётом число погибших, согласно данным Aviation Safety Network, превысило 200 человек. Однако подавляющее большинство из них погибли в первых двух крупных катастрофах. В марте 1993 года самолёт этой марки разбился близ Скопье (ныне Северная Македония) из-за обледенения крыла. Погибли 83 из 97 человек, находившихся на борту. Спустя 3,5 года при наборе высоты, как и в Алма-Ате, Fokker 100 разбился после вылета из бразильского Сан-Паулу. Погибли не только все 95 человек на борту, но и 4 человека на земле. Самолёт упал на густонаселённый район. Причиной трагедии стало самопроизвольное включение реверса правого двигателя во время набора высоты.

Пилот погубил 12 человек или спас 88? Загадка катастрофы Fokker 100 в Казахстане

Место крушения самолёта Fokke 100. Фото: Xinhua/Globallookpress

Воздушное судно, потерпевшее крушение в Казахстане, было впервые внесено в госреестр гражданских воздушных судов страны 3 июля 2013 года под регистрационным номером UP-F1007. Дата выпуска – 8 апреля 1996 года. Действующий лётный сертификат лётной годности истекал 21 мая 2020 года.

Лётчик-испытатель и почётный президент Международного авиационно-космического салона МАКС Магомед Толбоев в разговоре с Царьградом назвал Fokker 100 хорошим самолётом. Впрочем, по его словам, очень важно, как машина обслуживалась. Эксперт отметил, что даже самый надёжный лайнер может «умереть», если его не моют, не чистят, не меняют масло и так далее, а это, к сожалению, встречается нередко.

Когда над ним (самолётом) издеваются, он отвечает тем же… Надо уважать технику авиационную, любить, ценить,

– подытожил Толбоев.

Что известно о погибшем пилоте

Судя по имеющимся данным, это был очень опытный пилот. Марат Муратбаев окончил Актюбинское высшее лётное училище гражданской авиации ещё в 1982 году, общий налёт – более 20 тысяч часов.

«Он профессионал своего дела и хороший человек. Если самолёт не мог набрать высоту – это не проблема пилотирования, это может быть обледенение или двигатели, а может – вообще другое», – так высказалась о пилоте и самой авиакатастрофе первая женщина-пилот Казахстана Тоты Амирова.

Пилот погубил 12 человек или спас 88? Загадка катастрофы Fokker 100 в Казахстане

Фото: Ren Jun/Globallookpress

Сомневается в том, что пилот разбившегося в Алма-Ате самолёта мог допустить ошибку, и Бауыржан Шукенов, брат покойного певца Батырхана Шукенова. Он летал вместе с Маратом Муратбаевым много лет назад ещё на Як-40. «Узнал, что командиром воздушного судна был Марат Муратбаев, наш кызылординец, с огромным опытом и стажем лётчик», – написал он в Facebook.

Небо забирает лучших,

– горько констатируют в комментариях к посту Шукенова пользователи соцсети.

Версии и свидетельства пассажиров

На следующий день после катастрофы МВД Казахстана назвало три прорабатываемые версии случившегося. Это техническая неисправность самолёта, плохие погодные условия и ошибки пилотирования.

За последние 11 лет самолёты «Аэрофлота» не попали ни в одну авиакатастрофу, приведшую к человеческим жертвам….

По словам выживших пассажиров, рейс должен был вылететь уже в 7:05, однако его задержали по каким-то причинам. Некоторые даже успели задремать на борту, поскольку было раннее утро, а выезжать в аэропорт пришлось практически ночью.

«Я не спала всю ночь, потому что думала, что опоздаю. Проснулась, когда самолёт начал набирать высоту. Оказывается, самолёт уже два раза поднимался и терял высоту. Потом был страшный звук – то ли двигатель, то ли ещё что-то. Самолёт криво летел», – рассказала одна из пассажирок.

Также другие летевшие в Fokker 100 люди отмечали, что воздушное судно начало трясти уже при разбеге по полосе, и тряска лишь усиливалась при наборе высоты. После удара на борту началась паника, а экипаж не давал никаких инструкций. К счастью для большинства пассажиров, не произошло возгорания, а аварийную дверь удалось оперативно открыть, после чего люди начали выбираться наружу. Тем не менее 8 человек погибли на месте, двое – в больнице и ещё двое – по дороге туда.

Истинную причину трагедии, будем надеяться, установит следствие. Судя по тому, что рассказывают пережившие катастрофу люди, с самолётом действительно что-то было не так. Если аналогичные предположения, высказываемые в Сети, подтвердятся, можно будет сказать, что пилот спас 88 человек, а не погубил 12, включая себя.

Источник: https://tsargrad.tv