Предел американской мечты — создание постчеловеческого мира
Александр Леонидович Казин
Традиционные духовно-нравственные ценности России 
Александр Сергеевич Пушкин 
Новости США 
Фото: Из личного архива автора
Да простят меня американцы — не люблю я их страну. Точнее, не страну, а цивилизацию, этот «четвертый Рим» наших дней. В свое время осужденному Мите Карамазову предлагали бежать в Америку, но тот отказался: «Ненавижу я эту Америку уже теперь!.. Россию люблю, Алексей, русского Бога люблю, хоть я сам и подлец! Разве вынесу я-то тамошних смердов, хоть они, может быть, все до одного лучше меня?».
Вот в этом вся штука. Духа тамошнего русскому человеку трудно вынести, хотя среди американцев много, что называется, хороших людей. И православная церковь там есть. Один Серафим Роуз чего стоит! Мало того, Америка, в некотором смысле, самая религиозная страна в мире, там чуть ли не весь народ по воскресеньям в разные церкви ходит. Вот только в какого Бога они верят? Сдаётся мне, что подлинным богом Америки является рогатая статуя в нью-йоркской гавани. С таким «богом» русскому человеку действительно нечего делать — разве что стреляться, что и совершил Свидригайлов, грозясь перед этим «в Америку уехать». Америка для русского смерти подобна.
Зато какие в Америке небоскребы, дороги, автомобили, компьютеры, Голливуд, и т.д. и т.п. Скоро искусственного человека/киборга сделает. А доллар и подавно всех в кулаке держит — только за него нефть продают и покупают. И ФРС печатает их сколько захочет, ибо зеленые отлично обеспечены военной мощью Соединенных Штатов — чуть что, и мы летим к вам. Как летали уже в Сербию (прямо в ночь православной Пасхи бомбили), в Ирак (хотя никой бомбы у Саддама не нашли), Ливию вместе с французами растерзали (потом, правда, «благодарные ливийцы» американского посла убили). Теперь вот — Украина. Я уже не говорю про чудовищные бомбардировки Гамбурга и Дрездена в конце Второй мировой войны, или про атомную смерть Хиросимы — надо же показать, кто на земле хозяин. Вот только от вьетнамцев в 1975 году драпали янки из Сайгона на своих супер-вертолетах как миленькие… И из Афганистана тоже…
С точки зрения России (и даже отчасти старой Европы) Америка — это как бы другая планета (о европейском взгляде на Америку — читай у Кайзерлинга «Заря нового мира»). Основанная переселенцами-эмигрантами, она впитала в себя дух авантюры вместе с республиканским просвещением англо-французских рационалистов и ханжеской моралью пуритан. Фундамент её национального здания залит кровью миллионов перевезенных из Африки чёрных рабов и почти целиком уничтоженных коренных жителей континента — индейцев. Победа Америки — это победа цивилизации денег в предельном смысле слова. Америка вообще не столько государство, сколько гигантская торгово-промышленная корпорация, декорированная демократическими процедурами. На самом деле Америкой правят владельцы мировых денег, которые вовсе не обязательно даже её граждане. Рядовые американцы (я имею в виду, разумеется, «идеальный тип») настолько вписаны в товарно-денежные отношения, что им редко приходят в голову другие жизненные цели и мотивации. В этом секрет американской стабильности. Они никогда не знали «тайной свободы» — их тайны прежде всего банковские.
Разумеется, Америка сказанным не исчерпывается. Были там и хорошие писатели, и кинорежиссеры… Но вот героиня американского национального эпоса «Унесённые ветром» (и книги, и фильма) Скарлетт яростно утверждает: «Клянусь Богом, я украду или убью, но я не буду голодать». В сущности, в лице своего воинствующего протестантизма Америка вернулась из христианства в старый завет, в иудаизм. Их вдохновляет сила Бога-Отца, но не жертва Бога-Сына или неслышное дуновение Духа. Джаз, рок, мюзиклы, «Звездные войны», «Плейбой», леди Гага — вот национальный мейнстрим Америки. Там нет ничего вверху и внизу, всё в середине. По исторической мерке, это страна-подросток.
Любопытно, что заслуженный «красно-голубой революционер» Эдичка Лимонов, несущий в своих книжках ахинею о каких-то богах, которые нас «едят» — и тот, оказавшись в 1970-х годах в Нью-Йорке, высказался вполне чётко о царящих там нравах: такая же номенклатура, как в СССР, только там партийная, а в Америке денежная. А всё остальное — «не моя проблема».
Лучше всех, как обычно, выразился Пушкин: «С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает свое поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ей географическим ее положением, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решенными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами» (А.С. Пушкин Джон Теннер // «Современник», 1836, кн. 3.).
Ай да Пушкин!
У Соединенных Штатов, несомненно, есть своя миссия, свой цивилизационный габитус — американская мечта. Предел этой мечты — создание постчеловеческого мира. Тут для Америки соперник Китай. Что касается России, то они с Америкой настолько разные, что им лучше держаться друг от друга подальше. Русская идея и американская мечта — jedem das seine («каждому своё»), как говорят немцы.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств
Источник: ruskline.ru