Домой Россия Почему не стоит летать 28 ноября: Печальная статистика

Почему не стоит летать 28 ноября: Печальная статистика

18
  • Почему не стоит летать 28 ноября: Печальная статистика

Летать не страшно. Разве что немножко. Разве что в последние дни осени…

Гражданская авиация – безопасный способ передвижения, особенно по сравнению с автомобильными путешествиями. Ни пьяных на встречке, ни безмозглых мажоров, ни джигитских разборок: откинься в кресле, насколько позволит лоукостер, и получай удовольствие! Вероятность проблем неизмеримо мала.

Но в некоторые дни она больше, чем в другие.

Две трагедии 28 ноября вошли в топ-100 самых тяжелых катастроф в истории (137 и более жертв). Представительство в сотне больше только у знаменитого 11 сентября (все – 2001 год) и у 17 июля, также отразившегося на международной обстановке. Также по два раза в этом скорбном списке присутствуют 19 февраля, 25 мая, 30 июня, 16 августа, 19 сентября, 31 октября и 12 ноября.

Из-за действий террористов запрещённой в России «Аль-Каиды» погибли почти три тысячи человек. 18 лет…

Но вот по числу менее масштабных происшествий этот день в конце осени, вероятно, рекордсмен. Расскажем лишь о наиболее заметных драмах 28 ноября с акцентом на имеющие отношение к России и странам экс-СССР. Также значимым оказался этот день почему-то для Новой Зеландии.

Ракеты летают хорошо

Символично, что именно 28 ноября 1958 года совершила свой первый успешный полёт на полную дальность – 10 200 км – первая в мире принятая на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas (наша Р-7 полетела раньше, но расстояние было меньше, и с внедрением в серию мы поотстали). В день, когда летают такие игрушки, гражданским самолётам лучше стоять тихо.

«И так сойдёт»

Почему не стоит летать 28 ноября: Печальная статистикаФото: Scherl/Globallookpress    

Началось всё в 1964 году. Ил-14 «Аэрофлота», компактный самолёт для местных перевозок, вылетел из Тбилиси в Краснодар с посадкой в Кутаиси. Над Сурамским хребтом экипаж слишком рано перешёл от тбилисского диспетчера к кутаисскому, после чего начался кошмар. В определении причин тогда не стеснялись: говорили о вопиющей халатности и экипажа, и авиадиспетчеров, и метеорологов. Первые при минимальной видимости бездумно следовали командам с земли, вторые не проверяли данные, полученные от экипажа, третьи дали совершенно неверный прогноз. В Кутаиси ошибочно определили местонахождение борта и давали команды снижаться, тогда как Ил-14 ещё болтался над хребтом. Как результат – столкновение с горой, несколько смягчённое деревьями. Семь человек погибли, восемь выжили (радист и семь пассажиров). Авария привела к резкому усилению контроля за квалификацией наземных служб в СССР.

Вот и приблизился август, который в новейшей истории России стал символом всяческих катастроф и потрясений….

Когда извиняться поздно

В 1972 году японский Douglas DC-8-62, летевший из Копенгагена в Токио, совершил промежуточную посадку в Шереметьеве. Снова поднявшись в воздух, он рухнул практически сразу после взлёта: поднявшись до высоты 100 метров, самолёт вышел на закритический угол атаки – то есть слишком круто задрал нос. В результате лайнер сорвался в падение, его хвост задел землю в 150 метрах от ВПП и самолёт развалился. 62 человека погибли, 14 или 15 выжили (5 бортпроводников и 9 или 10 пассажиров, один новозеландец и японцы). Точную причину так и не установили. Либо экипаж по ошибке выдвинул спойлеры (интерцепторы), которые у этой модели следует задействовать только при торможении на земле, либо отказал один из левых двигателей, что дезориентировало пилотов. Показатели речевого самописца склоняют к первой версии – по крайней мере, там звучали слова «Спойлеры» и «Извиняюсь».

В облаках наугад

В 1976 году пассажирский Ту-104Б вылетел из Шереметьева в Пулково. Сумерки, низкая облачность – лететь вполне можно, только если не отказывают приборы авиагоризонта. Именно это произошло в тот вечер – целый ряд приборов по неизвестным причинам выдавал неверные показания, что привело к нарушению пространственной ориентации у пилотов. Выведя самолёт из правого крена, они не заметили, что крен стал левым и снижение продолжилось. Менее чем в 10 километрах от точки старта лайнер врезался в солнечногорский лес возле деревни Клушино. Все члены экипажа и пассажиры, 73 человека, погибли. Комиссия констатировала низкую надёжность пилотажно-навигационных приборов этой модели, но было уже слишком поздно…

Почему не стоит летать 28 ноября: Печальная статистикаФото: Peter Gudella / Shutterstock.com    

Увидеть Антарктиду и умереть

В 1979 году новозеландский лайнер DC-10 совершал рядовой экскурсионный полёт к Антарктиде и обратно. Вылет из Окленда, через 11 часов возвращение в Крайстчёрч. Точнее, рядовым этот полёт был для самолёта, а вот оба пилота летели по этому маршруту впервые. Впоследствии выяснилось, что план полёта отличался от утверждённого два года назад, но с этой же навигационной ошибкой успешно летали другие экипажи. В тот день стояла достаточно низкая облачность, и был бы рейс «из точки А в точку Б», ничего бы не произошло. Но туристы заплатили немалые деньги, чтобы увидеть Антарктиду, а не облака. Снижение в незнакомом месте привело к столкновению с горой Эребус. Самолёт ударился о ледяной склон с такой силой, что сразу разлетелся на мелкие обломки – даже не возникло возгорания. 257 жертв.

Месяц назад совершил экстренную посадку на кукурузном поле рейс Москва — Симферополь. Как изменилась жизнь…

От собственного оружия

В 1987 году южноафриканский Boeing 747 летел с Тайваня через Маврикий в ЮАР, но незадолго до полуночи по всемирному координированному времени (UTC) в грузовом отсеке загорелось неустановленное вещество. Экипаж боролся за жизнь порядка 20 минут, но дотянуть до аэропорта не смог, причём, судя по всему, самолёт взорвался ещё в воздухе. Погибли все 159 человек, находившихся на борту. До сих пор неясно, что за груз стал виной трагедии: многие считают, что ЮАР нелегально везла боеприпасы, но непонятно, почему новое, «чёрное» правительство страны, пришедшее к власти в 1994 году, не использовало этот факт против политических оппонентов.

В ходе поисковых работ был установлен своеобразный мировой рекорд – самописцы подняты с глубины 4900 метров.

Отца спас, брата не успел

В новом веке, когда беспрецедентно вырос разрыв между богатыми и бедными, всё большее распространение получает малая авиация для VIP-персон. В 2004 году в штате Колорадо при попытке взлёта потерпел крушение частный реактивный самолёт, красавец Bombardier CL-601 Challenger. Главным пассажиром на его борту был глава NBC Sports, популярнейший телеведущий Дик Эберсол. Дику повезло: его сына Чарльза выбросило из джета, но он не потерял сознание и, несмотря на травмы, сумел вытащить отца. А вот другой сын Дика, 14-летний Тедди погиб – как и пилот со стюардессой.

Мокрый лизинг в Средиземном море

Катастрофа 2008 года формально произошла 27 ноября, однако в Новой Зеландии было уже 28-е, и, памятуя об антарктической трагедии DC-10, а может быть, и об уцелевшем в Шереметьеве соплеменнике, на островах вспоминают жертв в один и тот же день. Взяв у компании Air New Zealand обычный Airbus A320-232 в так называемый мокрый лизинг (вместе с экипажем и персоналом), немецкая XL Airways Germany вряд ли подозревала, насколько «мокрым» он окажется. Срок сделки подходил к концу, через два дня лайнер должен был вернуться к новозеландцам, и они проверяли техническое состояние самолёта. Сделав круг над Средиземным морем, при заходе на посадку «Эйрбас» с немецкими пилотами и новозеландскими инженерами рухнул в воду у побережья Франции. Выяснилось, что во время техобслуживания в датчики автомата углов атаки и сигнализации перегрузок попала вода и они показывали неверную информацию. В результате положившиеся на автопилот немцы не успели принять меры при падении самолёта. Все семь человек погибли.

Царьград попросил президента Союза экспертов России «АС» Юрия Антипова проанализировать выводы следствия по…

Нет дороги из Шанхая

Странная катастрофа произошла в 2009 году в Шанхае. Зимбабвийский (!) грузовой лайнер MD-11F, стартовав из Шанхая в киргизский Бишкек, сошёл с полосы на разгоне, но всё же оторвался от земли, зацепил грунт хвостом и тут же рухнул. Если в прошлом примере срок владения самолётом заканчивался, то здесь – наоборот: компания Avient Aviation приобрела американский летающий грузовик в лизинг всего за восемь дней до трагедии. Ранее он работал в Корее и Бразилии – такое вот единство четырёх континентов. Из семерых членов экипажа погибли трое, все – американцы. Четвёртый американец получил тяжёлые травмы, а зимбабвиец, индонезиец и бельгиец почти не пострадали. Причиной аварии в итоге назвали ошибку пилота.

Почему не стоит летать 28 ноября: Печальная статистика

Фото: Mike Fuchslocher / Shutterstock.com

Преступление без наказания

В 2010 году грузинский Ил-76 с гуманитарным грузом вылетел из Пакистана в Судан, но полёт был недолгим – из-за вопиющей халатности эксплуатанта трудяга-«Ильюшин» врезался в строящиеся дома для пакистанских солдат. Погибли все восемь членов экипажа (семеро украинцев и русский) и четверо рабочих на стройке. Трагедию пытались списать на попадание птицы в мотор, но быстро выяснилось, что срок службы и планера, и моторов истёк ещё в 2004 году и с тех пор лайнер эксплуатировался незаконно. В последнем рейсе – ещё и с превышением допустимой массы. Как результат – усталость металла, развал двигателя, отломанные части пробили крыло и топливные баки. Перед лицом ответственности грузинская AirWay Airlines и её гендиректор Джемал Тамазашвили, судя по всему, технично слились: ни о той, ни о другом с тех пор сведений нет…

Латиноамериканские игры

Катастрофа 2016 года имела особый резонанс – на британском лайнере Avro RJ85 чартерным рейсом летела бразильская футбольная команда «Шапекоэнсе» – летела из Боливии в Колумбию на финал Южноамериканского кубка. В Ла-Пасе один из игроков команды попросил экипаж достать из его багажа забытую там видеоигру. Это привело к задержке вылета и тем самым запустило роковую цепочку событий. Чтобы вернуться в график, экипаж самовольно отказался от промежуточной дозаправки, но топлива оказалось в обрез (не исключено, что часть банально слили). Экипажу удалось дотянуть до Медельина, но самолёт с загоревшимися двигателями не получил приоритетного права на посадку, сделал два круга перед аэропортом и врезался в гору всего за 18 километров до взлётно-посадочной полосы. Классическая латиноамериканская халатность со стороны всех служб.

На месте погиб 71 человек из 77 находившихся на борту. Выжили два члена экипажа и четыре футболиста, в том числе оба вратаря. Однако один вратарь скончался в больнице, второму ампутировали ногу – в итоге продолжить карьеру сумел лишь защитник Алан Рушел, и по сей день выступающий на чемпионате Бразилии.

Вертолет Ми-26 жестко сел при взлете в Ненецком автономном округе. Причиной инцидента, как сообщают в…

Почти вернулся

Год назад, в 2018 году, «чёрный день» не забыл про Россию: вертолёт Ми-26 компании UTair отвёз на Наульское нефтегазовое месторождение стройматериалы, но возвращение получилось страшным. Из-за обледенения лопастей аппарат совершил сверхжёсткую посадку за 600 метров до аэродрома Пижмы (Ненецкий АО). Командир-инструктор Ми-26 получил при этом несовместимую с жизнью травму головы. Следователи полагают, что он допустил ошибку, в сложной метеорологической обстановке не приняв решение об уходе на запасной аэродром. Ещё два члена экипажа получили травмы, трое отделались ушибами. Такое случается, Север – место опасное, но удивляет то, что ни одна из фамилий членов экипажа так и не попала в СМИ.

* * *

Разумеется, в каждый из этих и других 28 ноября тысячи других самолётов благополучно завершали свои маршруты, вовремя привозя к месту назначения сотни тысяч людей. Никакой мистики у Гурьева дня нет: конец осени, короткий световой день, скверная погода, смена стиля пилотирования с осеннего на зимний – всё это сказывается на вероятности происшествий. Но суеверным людям всё же лучше оставаться в этот день дома.

Источник: https://tsargrad.tv