Арктический форум в Петербурге открылся политической невнятицей, любующейся собой ведущей и хорошо заточенными ножами за спинами участников
Наверное, пригласить симпатичную девочку в ведущие-модераторы начальной дискуссии на V Международном форуме «Арктика – территория диалога» было неплохой идеей. Теоретически. А практически девочка наиболее эффектно произносила информативные междометия «э-э-э» и «м-м-м» и демонстрировала озабоченность тем, как выглядела перед телекамерами. Но когда министру иностранных дел России задают вопросы на уровне блондинки из анекдотов, то начинаешь остро сочувствовать Сергею Лаврову. Ибо у России в Арктике – сольный голос, но первый дипломат страны вынужден сперва выдираться из вопросного бурелома озабоченной своим выражением лица модераторши, чтобы исполнить партию ведущего.
В результате партия оказалась скомкана…
Мы не занимаемся ничем, кроме…
Тем не менее глава российского МИД обозначил основное, чем характеризуется нынешняя позиция Москвы по Арктике. При желании в его словах можно услышать оправдательные нотки, но на деле это было сделано ради очередного усталого приглашения именно к диалогу в Арктике.
Мы не занимаемся ничем, кроме как принятием необходимых мер для обеспечения безопасности своей страны, – пытался внушить Лавров полярным соседям. – Что касается заявлений о том, будто мы занимаемся милитаризацией Арктики, – мы выступаем с противоположных позиций… Всё, что мы делаем в Арктическом регионе, так же как и в любом другом регионе Российской Федерации, нацелено именно и исключительно на это. Мы никому не угрожаем. Мы обеспечиваем необходимые оборонные возможности с учётом той военно-политической ситуации, которая складывается вокруг наших границ.
С. Лавров. Фото: www.globallookpress.com
Было ясно обозначено также, в чей адрес направлены были эти заверения: «Мы здесь не видим ни одного вопроса, который требует военного решения, не видим ни одной темы, которая требует внимания со стороны НАТО, а такие идеи периодически высказываются». Поэтому «в интересах укрепления доверия и взаимопонимания, предотвращения любых эскалаций выступаем за восстановление полноформатного военно-политического диалога арктических государств. Можно начать налаживать этот диалог на уровне военных экспертов», – добавил Лавров.
В коня ли корм? Захотят ли услышать эти слова за океаном, где, собственно, и расположен центр принятия решений НАТО?
Вряд ли. Ибо на очередной арктический форум в очередной раз не прибыл никто из политического руководства США.
На дипломатическом уровне пока всё вежливо, но генералы более откровенны. Да и американская дипломатия — та…
Относительно представительный форум
В нынешнем, пятом Международном форуме «Арктика – территория диалога» принимают участие пятеро представителей высшего политического истеблишмента приполярных стран: президенты России Владимир Путин, Финляндии Саули Ниинистё и Исландии Гудни Йоханнессон, а также премьер-министры Швеции Стефан Лёвен и Норвегии Эрна Сульберг.
Относительно высокое представительство: с начала организации этой площадки по обсуждению проблем арктического региона на мировом уровне и обеспечения эффективного развития Арктики в 2010 году сразу пятеро государственных глав на неё никогда не приезжали. В первом форуме, в Москве, принимали участие, кроме Владимира Путина президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон и почему-то князь Монако Альбер II. Те же политики присутствовали в 2011 году в Архангельске. В Салехарде в 2013 году лишь принца Монако сменил президент Финляндии Саули Ниинистё.
Потом было всё плохо: нежные западные эльфы-идеалисты сочли себя после Югославии, Ирака, Косово, Ливии глубоко обиженными на возврат Россией своего исконного Крыма, а потому и арктический форум в 2014–2016 годах не проводился. Наконец, в 2017 году снова в Архангельск (ах, какие были прежде планы провести встречу в Диксоне!) приехало рекордное число участников – 2,4 тысячи из 31 страны. Среди них были, кроме Путина, главы Финляндии Саули Ниинистё и Исландии Гудни Йоханнессон.
Так что сегодня в Петербурге – практически аншлаг из государственных руководителей. Поможет ли это наладить полноценный диалог на «Арктическом диалоге»?
Пленарное заседание Международного арктического форума. Фото: kremlin.ru
Позиции сторон
Позиции сторон – как на той ставшей уже классической то ли карикатуре, то ли полотне политической истории: партнёры в масках с изображением улыбки пожимают друг другу руки, а в другой руке каждый прячет за спину остро отточенный нож. С одной стороны, неприятно. Но с другой – уже прогресс: раньше улыбки на лица наши западные «партнёры» натягивать и вовсе не трудились. Вот как сегодня американцы, которые только требуют международного статуса для Северного морского пути и угрожают. Не замечая того, что клыки-то у них – подгнившие.
Не проходит и недели, чтобы кто-то из американских генералов и адмиралов не пожаловался на ощущение угрозы от…
Вот и норвежская премьер-министр Эрна Сульберг решила зачем-то напомнить, что Норвегия с 1949 года проводит как член НАТО военные учения этого альянса на своей территории и не намерена отказываться от этой практики в дальнейшем. Можно подумать, кто-то этого требует! Нет, напротив, нам очень интересно наблюдать, как натовские вояки путают азимуты, мёрзнут в снегу и топят свои корабли в столкновениях с гражданскими судами.
Много, знаете ли, информации черпают из этого те, кому надо.
Особенно забавно это надувание щёчек звучит для тех, кто знает, какая мощная оперативно-стратегическая группировка российских вооружённых сил развёрнута для прикрытия русской Арктики от любых потуг НАТО с любых направлений.
Э. Сульберг. Фото: www.globallookpress.com
Арктический корпус, морская наша пехота, специальная техника, – вспоминал недавно на обсуждавшем морскую стратегию России на ближайшие 20 лет круглом столе Движения поддержки флота (ДПФ) главный военный инспектор Министерства обороны России адмирал Иван Васильев. – И оборудованная инфраструктура, начиная от Земли Франца-Иосифа и до острова Врангеля и Диксона, и до Аляски.
Не говоря уже о крупнейшем в мире ледокольном флоте, включая недавно поднявший флаг ледокол Военно-морского флота «Илья Муромец».
Словом, гораздо перспективнее звучат другие слова Эрны Сульберг:
Несмотря на то что имеют место напряжённые отношения [между Россией и НАТО], мы по-прежнему хотим использовать наши общие интересы на севере, в арктическом регионе, чтобы сотрудничать как можно лучше.
Тот же наружно вполне улыбчивый президент Финляндии Саули Ниинистё, напротив, не заявив о военных возможностях своей страны, заявил холодно, что условий для проведения «большого» Арктического саммита «пока нет».
Американская газета The Washington Post назвала Северный морской путь «новым Суэцким каналом» для России….
Помешали организовать саммит в этот раз – что бы вы думали? – «события в Керченском проливе»! То есть пометим себе заявочку: провал попытки иностранных боевых катеров прорваться через российские территориальные воды приводит к признанию «неблагоприятными» условий для того, чтобы руководство всех приполярных государств могло обсудить «относящиеся к Арктике вопросы защиты окружающей среды и крупные экономические интересы».
По словам Ниинистё, «идея о саммите была хорошо воспринята, и его проведение уже казалось возможным», но… То есть на деле Финляндии дали поручение передать Путину, что по отношению к Северному морскому пути Россия должна повести себя иначе, нежели в Керченском проливе. И летом американский флот намерен это проверить…
С. Ниинистё. Фото: www.globallookpress.com
Правда, на пленарном заседании Ниинистё не слишком изящно, но пытался воззвать к тому, что Арктический совет должен продолжать диалог, «полезный для всех», но, как говорится, что с воза упало…
Именно такой смысл вкладывает Москва в «Декларацию Фэрбэнкса», принятую участниками Арктического совета на…
Ещё важное
Ещё один важный вопрос – разделение территории Северного Ледовитого океана между прибрежными странами. Иногда говорят – раздел шельфа. Но это не совсем верно. На деле, как рассказал Царьграду руководитель Геологического направления Института океанологии РАН, член-корреспондент РАН Леопольд Лобковский, шельф давно поделён. Но в океане остались достаточно большие площади, потенциально богатые природными ресурсами, которые, в свою очередь, потенциально пригодны для освоения третьими, не прибрежными державами. Но поскольку прирезать себе дополнительную экономическую зону просто так нельзя, а можно только с разрешения соответствующей комиссии ООН, то арктические страны в данный момент и занимаются научным обоснованием своих претензий.
И вот как раз те, с кем у России больше всего споров по этому поводу – Дания и Канада, – в Петербурге на политическом уровне и не представлены…
Но об этом – следующий материал.
Источник: https://tsargrad.tv