Домой Россия Политический карантин: Кого не жалко выпустить из самоизоляции

Политический карантин: Кого не жалко выпустить из самоизоляции

17
  • Политический карантин: Кого не жалко выпустить из самоизоляции

На прошлой неделе Министерство юстиции обновило список зарегистрированных политических партий. На удивление, за кулисами бушующей пандемии четыре новых политических партии сумели преодолеть все препоны и были зарегистрированы. Теперь они смогут бороться за места в региональных парламентах – а значит, если пройдут барьер хотя бы в одном регионе, смогут участвовать в парламентских выборах 2021 года без сбора подписей.

Зачем политсистеме новые партии?

Ещё недавно (а кажется, что давно) – в допандемические времена – вопросы партийного строительства были в центре внимания комментаторов и экспертов. Было как минимум две версии. Первая – тренд на раскладывание золотых яиц народной поддержки в разные корзины. Дескать, уровень доверия к «парламентским партиям» падает, и хорошо бы дать возможность пройти в Госдуму небольшим системным партиям, которые соберут реальные голоса политически активного населения, не готового больше голосовать за лидеров списка, но и не настроенных против государства в целом.

Президент Путин выступил с третьим, пожалуй, самым сильным обращением к народу — ко всему народу, ко всем…

Вторая – за счёт «длинного бюллетеня», наоборот, обеспечить отток голосов на партии, которые заведомо не пройдут в парламент, и при этом обеспечить больший, чем было без такого оттока, процент мест в парламенте для «партии власти». Но «группа четырёх», зарегистрированных на прошлой неделе, позволяет сделать определённые предположения о том, зачем на самом деле продолжается реформа партийной системы.

Что за партии вошли в круг допущенных к участию в выборах?

Первая партия – «За правду» (ЗП), намекающая помимо «правды» и на другую аббревиатуру ЗП (Захар Прилепин). Эта партия позиционировалась как «партия правды», «партия большинства» и «партия Донбасса». От Донбасса туда вошли представители от части местных лидеров общественного мнения, ориентированной на окружение убитого главы ДНР Александра Захарченко (их представляет прежде всего политтехнолог Александр Казаков). В ДНР многие считают проект «комбат Прилепин» (продвижением которого и занимался Казаков) не очень красивым пиаровским проектом, направленным в первую очередь на продвижение имиджа ЗП (человека).

Собственно, проект ЗП (партии) – это тоже прежде всего имиджевый проект: Стивен Сигал, Иван Охлобыстин, Вадим Самойлов и Эдуард Бояков (каждый по-своему «звезда» – кино, эстрады, театра) нужны для раскрутки и привлечения внимания, но не для идеологии. А идеология ЗП (в обоих смыслах) – это эклектическая смесь из популизма (в хорошем смысле), патриотизма и сталинизма (с примесью «православия»).

«Партия прямой демократии» (ПДД) создана разработчиком компьютерных игр Вячеславом Макаровым (не путать с главой петербургских единороссов). Это – типичная «электронная» партия нового типа, которая берётся предвосхитить будущее и «уйти в цифру». Точнее, попытка её (партию) таковой представить. Регистрация через online-сервисы, подключение социальных сетей, использование в раскрутке бренда «Word of tanks»… Идеи свежие и интересные, но реализация, в основном, через хайп (например, анонсированное участие в партийном проекте Игоря Стрелкова и Марии Бутиной).

«Зелёная альтернатива» – очередной экологический проект со всеми необходимыми атрибутами. Совпадает с предыдущими проектами в главном – это ловля электоральной рыбки на поп-живца (главной фигурой притяжения должен стать художник Алексей Куделин, более известный под псевдонимом «Вася Ложкин»).

Ну и «Новые люди» корпорации Faberlic. Эта – партия новейшего типа, «корпоративная партия» для лоббирования интересов собственной компании. Всё руководство новой организации является топ-менеджерами транснационального гиганта, принадлежащего олигарху Алексею Нечаеву. Более того, региональные отделения возглавляют региональные кураторы косметической сети Faberlic. «Хороший» пример для других крупных российских сетей, например X5, Сбербанка и пр.

Консерватизм от слова «консервы»

Короче, есть такие партии! И теперь об их предназначении можно уже не гадать, а строить обоснованные прогнозы. Внимание, вопрос: у кого должны отбирать голоса перечисленные партии? У КПРФ? У ЛДПР? У СР… у этой было бы что отбирать. Нет, конечно. Есть партии заслуженные, системные – их некоторые злые языки называют спойлерами. Эти партии имеют право идти на выборы без подписей (то есть у них есть хотя бы одна фракция в региональных парламентах). И у них есть свой электорат, балансирующий на грани 3 процентов – а в условиях кризисной (или посткризисной) неразберихи эти 3 процента могут дорасти и до 5. Да, партии, скажем так, без огонька, но понятные.

Политический карантин: Кого не жалко выпустить из самоизоляции

Партия «Зелёная альтернатива», где главной фигурой притяжения должен стать художник Алексей Куделин, более известный под псевдонимом «Вася Ложкин». Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»

Старый и неудачливый проект «Родина» апеллирует к вполне понятному электорату – и на фоне роста социального протеста со стороны пророссийского большинства эта партия могла бы неожиданно получить процент побольше. Но на этот процент будет претендовать и «За правду».

Эпидемия, а тем более пандемия – штука неожиданная, непредсказуемая. Её заранее не спланируешь, так что всем…

«Яблоко» и «Партия роста» могут обращаться к либерально настроенным предпринимателям, к социально активному и продвинутому «среднему классу». К тем же людям, к которым обращается ППД.

Партия «Зелёные» могла бы собрать на себя протестные настроения, связанные с мусорной реформой. Партия «Зелёная альтернатива» тоже может.

Партия Faberlic вне нынешних координат – но она может отбирать голоса и у «Роста» с «Яблоком», и у «Родины» с «Зелёными». И делать это технологично – потому что такая жёсткая и эффективная вертикаль есть только у одной партии – у ЕР (правда, у неё не бизнес-менеджерская, а административная).

Кстати, в такой ситуации уже не один год существуют опирающиеся на радикально коммунистического избирателя-сталиниста «Коммунисты России», которых подпирает совсем уже технологическая партия КПСС (коммунистическая партия социальной справедливости), в глазах избирателя похожая на КР до степени неразличимости.

Вот и получается, что политический карантин упростил принятие решения о партийной системе в контексте выборов 2021 года. Вызванная коронавирусом политическая спячка показалась, во избежание излишних действий, наилучшим решением на будущее. Исторический лозунг «Как бы чего не вышло» – наилучшим (слегка засекреченным) девизом для внутренней политики ближайшего будущего.

А новые политические проекты, о которых так бурно шушукались совсем недавно, стали частью предвыборной стратегии, направленной на сохранение нынешнего расклада политических сил в Госдуме. На консервацию, точнее, на консервирование той системы, которая, как казалось ещё недавно (ну хотя бы после ЕДГ 2018 года), доказала свою исчерпанность и неготовность к задачам переходного политического периода.

Что касается «новых партий», то их политической задачей – ну, во всяком случае, похоже на то – является выход на выборы 2021 года в качестве спойлеров для партий «первой лиги» (чтобы и самим в Госдуму не пройти, и других – всех, кроме нынешней парламентской «группы четырёх», не пустить).

Впрочем, карантин растянулся немного больше, чем мы рассчитывали ещё в конце марта. А чем дольше будет длиться кризис, тем больше шансов, что «консервы» протухнут. И концепция резко изменится.

Источник: https://tsargrad.tv