Царьград рассказывает о последних инициативах в деле выдачи водительских прав, одобряет их и предлагает внести ещё одно маленькое уточнение
Если есть в России динамично развивающаяся наука, то это, безусловно, изучение законов дорожного движения. Что ни неделя, то новые открытия, требующие непременного изменения законов или правил. Не стала исключением и предпоследняя седмица Великого поста, которую ГИБДД и Минтранс отпраздновали яркими инициативами.
Экзамен: реформа без ответственности
ГИБДД хочет изменить правила сдачи экзаменов на право управления транспортным средством. Вот основные предложения:
-
Билетов станет больше;
-
Они будут отсортированы по типам транспортных средств. Мотоциклисты будут отвечать на вопросы, связанные именно с мотоциклами, автомобилисты, соответственно, сосредоточатся на своём транспорте (то есть для них мало что изменится);
-
Права на ошибку больше не будет (ранее допускалось два неверных ответа на теоретическом экзамене, потом – один).
Ранее стало известно о ещё одном этапе реформы: «площадка» и «город» будут объединены. Это логично – умение удержаться на тренировочной эстакаде или осуществить параллельную парковку между стальных прутьев никак не гарантирует способности нормально двигаться в пробке на мосту или аккуратно вписаться на стоянку вдоль дороги.
Сейчас, как известно, водительские права выдаются на десять лет и по истечении этого срока продлеваются…
Всё это – в рамках исполнения требования Владимира Путина повысить контроль экзаменационной работы, гарантировать полноценное умение получающих прав граждан водить машину. Изменения правильные и нужные, хотя в одной теоретической ошибке ничего плохого нет, требование полного соответствия провоцирует зубрёжку вместо понимания сути правил, духа дороги – этакое ЕГЭ для автомобилистов. Но, с другой стороны, даже одна ошибка на дороге может привести к очень неприятным последствиям.
К сожалению, в цепочке предлагаемых реформ отсутствует одна, очень важная, без которой все остальные нужного эффекта не принесут. ГИБДД в очередной раз смогла уклониться от введения личной ответственности принявшего экзамен инспектора за качество вождения его подопечных. Речь, конечно, не идёт о наказании за каждое ДТП, но определённая статистика должна собираться; на первых порах – в информационных целях, а потом и в дисциплинарных. Новичкам свойственно ошибаться почти независимо от качества обучения, но если среди твоих «выпускников» каждый пятый за первые полгода устраивает аварию, тебе определённо стоит сменить профессию.
Фото: www.globallookpress.com
Личная ответственность чиновников всех уровней за результаты их труда – вот то, чего не хватает России, вот реальный движитель экономики, который мы можем использовать для старта в сторону развития и расцвета, а не топтания на месте и молитв на ипотеку, позволившую слегка нарастить ВВП в минувшем году.
Профессионализм: даёшь пятилетку!
Минтранс предлагает существенно расширить понятие «профессиональный водитель», окончательно отделив профи от любителей. В России существует среднее профессиональное образование по квалификации «водитель автомобиля», но число учебных мест там исчезающе мало, да и кто будет три года сидеть за партой ради освоения такого, казалось бы, простого дела?
Минпромторг России сообщил о резком сокращении субсидирования автопрома, а ГИБДД — о новых сроках перехода на…
Между тем в самой большой стране мира профессия водителя пользуется огромным спросом: около семи миллионов человек зарабатывают тем, что крутят баранку самодвижущихся повозок, даже педагогов у нас меньше. Но понятно, что, в отличие от учителей, практически все шофёры соответствующего профессионального образования не имеют. Автор этих строк любит поговорить с таксистами, и кого только среди них нет! Из точки А в точку Б доставляют таксисты-художники, подводники, мелиораторы, историки, фрезеровщики; забрав вечером из бара, как-то раз оставил свою визитку ехидный таксист-нарколог. Но вот ни одного таксиста-водителя до сих пор не попадалось.
Между тем отличие профессионала от любителя легко заметить в любой сфере. Дай один и тот же перфоратор профи и просто «мужику с руками» – аккуратность отверстия, точность глубины и угла окажутся разными. Дай написать текст на одну и ту же тему профессиональному журналисту и талантливому самоучке (тут читатели хмыкнули) – у первого статья окажется лучше структурированной и грамотнее подводящей к нужному выводу.
Фото: www.globallookpress.com
Но хотя и перфоратор, и перо могут быть убийственными, от этих людей редко напрямую зависят жизни. Тогда почему профессиональными перевозками, которые связаны с реальным риском, занимаются непрофессиональные шофёры? Из-за «недостаточного профессионального мастерства», а точнее отсутствия этого мастерства, водители грузовиков и автобусов устроили в 2018 году почти 16 тысяч аварий. То есть каждые полчаса какой-то «профессионал» нарушает ПДД настолько грубо, что это приводит к аварии. Нередко – с жертвами.
Формально требования к профессиональной переподготовке водителей существуют, фактически они практически не исполняются. В связи с этим Минтранс разработал любопытные поправки в ФЗ «О безопасности дорожного движения». Главный пункт этого законопроекта:
… Право на осуществление водителями коммерческих перевозок пассажиров <и грузов>… подтверждается:
… документом о квалификации – свидетельством о профессии водителя транспортного средства… подтверждающим прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки или переподготовки либо повышения квалификации…, с даты выдачи которого прошло не более 5 лет.
А свидетельство это могут выдавать «организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие программы специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий».
Фото: www.globallookpress.com
Переводим на русский общедоступный: Минтранс признаёт бессмысленность имеющейся структуры профессиональной подготовки водителей и предлагает вывести её из сферы образования вообще. На данный момент обучение в автошколе считается «профессиональным обучением» и как таковое регулируется в числе прочего законами об образовании. Минтранс предлагает полностью вывести подготовку любителей из сферы ответственности Минобразования и передать её в ГИБДД, которая подведомственна МВД.
А вот претендующие на реальный профессионализм граждане будут проходить усложнённый курс обучения и повышать (или как минимум подтверждать) квалификацию раз в пять лет по полной программе. Это коснётся, повторимся, миллионов – не только водителей автобусов или «дальнобойщиков», но и, например, индивидуальных предпринимателей, самостоятельно развозящих товар по точкам.
ГИБДД России с подачи правительства Москвы одобрила решение о почти двукратном уменьшении размера дорожных…
Здесь, конечно, очевидна коммерческая составляющая. Минтранс своим законопроектом обеспечивает структурам ГИБДД около семи миллионов клиентов, которые раз в пять лет будут платить за прохождение курсов повышения квалификации. При этом для обоснования законопроекта подчёркивается снижение нагрузки на водителей-любителей, хотя, честно говоря, эта нагрузка сейчас практически нулевая. Раз в десять лет поменять права – так себе обременение, видели мы квесты и посложнее. Авторы законопроекта пишут, что простым смертным не придется изучать «организационно-управленческие дисциплины, не связанные с безопасностью движения», но мы как-то не замечали, чтобы они изучали их и раньше.
Тем не менее и эту инициативу следует приветствовать. Нашим замечательным профессиональным водителям совсем не мешает хоть раз в пять лет посмотреть в светлые очи преподавателей, увидеть свою работу со стороны и, возможно, сделать для себя какие-то выводы.
Лишь бы это не превратилось в банальный сбор денег, ясак пятилетки, при полной профанации самого образовательного процесса. Но избежать этого можно только введением той самой персональной ответственности инспекторов, о которой ГИБДД и слышать не хочет…
Источник: https://tsargrad.tv