29 ноября в этом году — это не только «чёрная пятница» в магазинах, реклама которой обрушивается на жителей России почти месяц. Это также и её полная противоположность — Международный день без покупок, протест против чрезмерного потребления. От каких покупок и зачем стоит отказаться в эту пятницу? Советы экологов
Помимо еды, чаще всего мы покупаем одежду. Она для многих из нас перестала быть чем-то важным. Особенно это заметно, когда приезжаешь в страны Европы, где вещи ценой до 10 евро — очень частое явление в массовых магазинах. Постепенно, с расширением дистанционной торговли и приходом многих недорогих брендов в Россию, долговечность и качество вещей и, прежде всего, одежды тоже отходят на второй план.
Но задумываемся ли мы о том, откуда она появляется? Сколько на самом деле стоит производство нашей одежды для здоровья людей и природы? И нужно ли её так часто покупать?
Экологи давно обращают внимание общества на проблему «быстрой моды». Нескончаемые конвейеры с дешёвой новой брендовой одеждой из бедных стран работают на потребителя из Европы, в том числе и России. Часто для приобретения новой кофточки достаточно одного клика на сайте. Особенно преуспели в потреблении дешёвой одежды богатые страны.
К каким уловкам прибегают магазины, чтобы мы приносили им колоссальную прибыль
Подсчитано, что за несколько месяцев только немцы выбрасывают в специальные контейнеры для одежды до миллиона тонн. А сколько её лежит в контейнерах со смешанным мусором? Гринпис Германии провёл исследование и выяснил, что половину вещей, которые выбрасывают в этой стране, носили меньше года, а каждая пятая вещь — новая.
Часть одежды из особых контейнеров, которые, кстати, становятся популярными и в России, конечно, пойдёт на переработку. Но можно ли переработать дешёвые джинсы, которые есть у каждого по три, а то и более пар, и выбрасываются чуть ли не ежегодно? Эксперты утверждают, что чистый деним поддаётся переработке, а вот джинсовая ткань с эластаном не перерабатывается. А значит, будет многие годы оставаться на свалке.
Фото: Robie Online / Shutterstock.com
Что общего у моды с углём?
Британцы посчитали, что угольная промышленность занимает первое место в мире по уровню загрязнения окружающей среды. А какая же индустрия на втором? Оказывается, швейная! Пошив одежды для очередной коллекции вещей по, по сути, бросовым ценам обходится природе и бедным странам очень дорого.
Причина в том, что одежды производится очень много, её красят, создают «химические» ткани на заводах или выращивают на полях, используя пестициды и огромное количество воды. По данным «Би-би-си», каждый год производится более 100 млрд вещей из новой ткани. Одежда стала товаром повседневного спроса. Некоторые бренды выпускают более 50 коллекций в год. При этом чуть ли не половину вещей люди приобретают просто ради покупки. А уж если одежда не только дешёвая, но и натуральная, многие не задумываясь купят её — на всякий случай.
11 ноября с 2008 года официально считается Международным днём энергосбережения. Царьград рассказывает о самых…
В Европе, да и в России очень популярен натуральный хлопок. Он «дышит», приятно ощущается на теле. Но «натуральным» он был очень давно, когда его выращивали в разумных пределах. Сейчас при его производстве используют такое количество пестицидов и воды, что хлопчатник стал одним из самых разрушительных для экосистемы посевных культур. Именно из-за массового производства хлопка в Центральной Азии исчезло Аральское море, а пыль с его пересохшего дна до сих пор содержит химикаты, которые разлетаются по округе.
Хлопчатник выращивают в Индии, США, Китае, Пакистане, Узбекистане и Бразилии, а также в некоторых странах Африки. Даже в благополучных США это привело к истощению водных запасов региона, где располагаются поля. Ведь производство ткани из хлопка требует много воды. Чтобы получить одни джинсы, придётся потратить более 15 тысяч литров воды. Среднестатистическая российская семья из трёх человек не тратит столько на все свои нужды в течение месяца!
Фото: Essential Image Media / Shutterstock.com
В других странах, помимо дефицита воды, возникла проблема химического загрязнения. Всего в мире, по данным Гринпис, ежегодно из-за отравления пестицидами на хлопковых полях умирают 28 тысяч человек. Даже внедрение генетически модифицированного хлопчатника, который должен был отпугивать вредителей сам, не удалось снизить использование химикатов. В некоторых районах, например, Индии его объёмы только возросли.
Учёные из Института Роберта Коха и Федерального ведомства Германии по охране окружающей среды обнаружили, что…
Мода убивает
Но индустрия одежды наносит вред природе и человеку не только из-за проблем с хлопчатником.
Для производства любой одежды и обуви на каждом этапе требуется очень много токсичных химикатов, но это не беспокоит компании, которые уже давно используют для производства одежды дешёвую иностранную рабочую силу. Главное для бизнеса — добиться наименьшей себестоимости и увеличить прибыль.
В Индонезии, где имеют свои фабрики крупные и известные бренды массовой одежды, отходы от производства сливают непосредственно в реки, вдоль которых живут миллионы людей. Рыба и любая жизнь в них исчезают. Но жители вынуждены использовать воду из рек для приготовления пищи, купания и хозяйственных нужд и из-за этого постоянно болеют. При этом питьевой воды им не хватает. Индонезийская река Читарум признана самой грязной рекой на планете. Её воды содержат свинец, ртуть, кадмий и мышьяк.
Фото: Susan Santa Maria / Shutterstock.com
Председатель Ассоциации производителей текстиля Индонезии прокомментировал экологическую ситуацию там в недавнем интервью «Би-би-си» так:
Правилам никто не следует. Но закрыть производства могут только правоохранительные органы. Компании же волнует только цена. Если это не остановить, планеты не станет.
Есть ещё и социальная сторона производства дешёвой одежды. Ежедневно рабочие в Юго-Восточной Азии, в основном это молодые женщины, теряют своё здоровье, вдыхая химикаты и находясь в небезопасных условиях труда. В 2013 году в Бангладеш обрушилось здание фабрики по производству одежды, погибло более 1100 человек, многие остались калеками. С тех пор ничего не изменилось, по-прежнему на таких производствах не соблюдаются нормы безопасности, а компании-владельцы брендов это не интересует. Зарплаты на таких производствах очень маленькие, хотя они и сравнимы с суммами, которые получают люди в этих странах на других работах, но не сравнимы с прибылями компаний от продаж модных коллекций.
Люди во всём мире начали задаваться вопросом, не слишком ли высока цена быстрой моды, если вообще можно измерить в денежных знаках жизни людей и, например, наличие доступной пресной воды. И разве всё это может быть связано с модой?
Получается, что беречь одежду, покупать её реже и находить пусть и более дорогие, но качественные вещи — это по-настоящему модный тренд, а вовсе не то, что предлагают нам торговые сети.
Источник: https://tsargrad.tv