Домой Россия Самый богатый человек — тот, кто ничего не имеет, кроме Христа

Самый богатый человек — тот, кто ничего не имеет, кроме Христа

2

Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Самый богатый человек — тот, кто ничего не имеет, кроме Христа

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Пастырская проповедь&nbsp

Самый богатый человек — тот, кто ничего не имеет, кроме Христа

Фото: РНЛ

«Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» — с таким вопросом обращается богатый юноша к Спасителю. Вопрос самый важный и самый серьезный из всех вопросов, какие существуют. Он подходит ко Христу не для того, чтобы искушать Его, как это было сплошь и рядом. Он действительно хочет обрести радость истинной жизни, полноту блаженства, которую, он понимает, невозможно найти здесь, на земле.

Редко бывает, чтобы человек такого возраста и такого состояния задумывался о самом существенном. Богатые чаще всего считают ниже своего достоинства интересоваться такими вещами. Молодые люди думают, что еще все впереди — вот наступит старость, тогда они обратятся к этим вопросам — не задумываясь о том, что смерть посещает молодых точно так же, как и старых.

Господь слышит обращение: «Учитель благий!» И отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог». Он хочет сказать этому молодому человеку, что обращаясь ко Христу с благоговением как к великому Учителю добра и нравственности, он не понимает на самом деле, что он говорит с Самим Богом Живым. Надо узнать ему, что действительно благ и добр только один Бог. И всякий человек, самый добрый, делается таковым благодаря тому, что он причастен Богу.

Господь не ловит никого на неудачном слове или на плохом поступке. Он всегда все, что было не так, хочет сделать как бы не бывшим, если видит искреннее устремление человека. А все, что хорошо, Господь хочет сделать не просто хорошим — истинно хорошим, бесконечно лучшим и совершенным. И к этому устремляет нашу жизнь.

Ответ Господа на вопрос юноши предельно прост, и как будто всем известен: «Если хочешь войти в жизнь, то соблюди заповеди». Он даже не говорит «в жизнь вечную» — Он говорит просто «в жизнь», давая понять, что настоящей может быть только вечная жизнь. Когда мы соблюдаем заповеди — мы входим в жизнь. А когда не соблюдаем — входим в вечную смерть.

«Какие же, — спрашивает, — заповеди?» Юноша ожидал услышать что-нибудь новенькое. Тысячу раз он уже слышал: заповеди да заповеди… «Не убивай, — говорит Спаситель, называя ему известные заповеди Моисеевы, — не блуди, не прелюбодействуй, не воруй, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать и люби ближнего твоего, как самого себя». Молодой человек, находясь в самообольщении, думая, что он все соблюдает, дает Господу ответ: «Все это от юности мне известно, и все я сохранил. Чего еще мне недостает?» Он хочет услышать что-то особенное. И Господь говорит это «особенное»: «Если хочешь быть совершенным, возьми свое богатство, продай его, раздай нищим, и следуй за Мною».

Он не ожидал, конечно, такого ответа. А ведь Господь предлагает ему лишь исполнить ту заповедь, о которой он только что говорил, что соблюл ее, — заповедь о любви к ближнему, как к самому себе. Христос предлагает юноше начать исполнять эту заповедь с самого простого: увидеть другого человека, как самого себя, его нужду, как свою собственную, и следуя за Христом, восходить все более и более к тому, что означает заповедь любить ближнего. Пока не откроется ему любовь Божия к человеку, пока он по-настоящему не узнает, что означает эта заповедь: любить ближнего, как самого себя, и что значит любить Бога. Пока не откроется ему свет жизни, для которой создан человек.

Как же этот юноша воспринимает слова Спасителя? В нем происходит борьба: он хочет истинной жизни, и ему трудно расстаться с тем, что он имеет, потому что у него были большие богатства. И эта внутренняя борьба заканчивается тем, что он отходит от Господа с печалью. Печаль в его сердце, потому что ради самого дорогого, к чему он стремится, он не может пожертвовать всем, что у него есть.

Собственно, в этом всегда заключается секрет жизни каждого человека, в том числе находящегося в Церкви. Мы можем быть очень благочестивыми, соблюдать все заповеди. Вопрос один: что для нас дороже — Бог или все другие ценности? Готовы мы отказаться от всего, что у нас есть, чтобы пойти за Христом, или нет?

Нам кажется, что у нас все благополучно, как этому юноше казалось. Снаружи все благополучно, но Господь — как врач, который смотрит не на то, как человек выглядит, — видит внутренний организм, что с ним происходит. Потому что наш Врач душ и телес — Господь-Сердцеведец, и Он видит в этом юноше болезнь, которая является раком души. Название этой болезни известно всем: сребролюбие, корень всех зол. Когда что-нибудь, необязательно из материальных ценностей, а из любых ценностей, какие существуют в мире, для нас важнее, чем Христос, тогда эта болезнь и поражает наше внутреннее существо.

Вот о чем напоминает сегодня Господь. Человек может не совершать грубых грехов и не иметь благодати. Христианство без благодати с внешней пристойностью и с земным богатством, которое оказывается дороже всего, а потом — с неизбежным отступничеством — разве это не то, что мы наблюдаем на протестантском и католическом Западе? Но и нам, православным, разве напрасно показал недавно Господь, сколь многие могут ради любви к земному богатству — не с печалью, как евангельский юноша, а без всякой печали — отходить от Христа?

И все чаще в мире не человек владеет богатствами, а они — им. Его богатства берут все большую власть над его душой и передают ее диаволу. Нет ни одного человека, которого бы Господь не ставил перед выбором двух путей — пути спасения и пути гибели. В этом свобода человека. Богатства могут спасти нас и погубить нас. И точно так же бедность может спасти и погубить нас. Все зависит от нашего выбора.

Все, что дает нам Господь, — наше богатство, на которое по дару Христа мы можем приобрести сокровище на небесах. Но для этого мы должны идти за Ним. Что толку все продать и раздать нищим, если не следовать за Христом? И какой смысл идти за Христом и все время оглядываться на свои богатства? Самый богатый человек — тот, кто ничего не имеет, кроме Христа.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России 

Источник: ruskline.ru