Лоббисты миграции вечно жалуются на "отток мигрантов". При этом статистика срывает покровы с наглой лжи: число выданных патентов растёт, особенно в региональном разрезе. А сама патентная система буквально погружает в хаос всю миграционную систему России. Пора сказать правду: пока у нас остаётся трудоустройство приезжих по патентам, ни о каком порядке говорить не приходится.
Президент поручил продумать, но чиновники в своём стиле
В сентябре текущего года во время встречи с лидерами парламентских фракций глава государства заявил, что подумает над отменой патентов. Неэффективность и порочность патентной системы доказана историческим опытом, ведь с её внедрения прошло уже десятилетие.

Глава государства давал поручение проработать отмену патентов ещё два месяца назад. Источник: Царьград
В России отсутствует система планирования миграционных потоков и управления ими. Происходит бесконтрольная и произвольная выдача патентов. Стоит напомнить: когда они вводились в 2010 году, это не было разрешением на работу. Сейчас же иностранец приезжает, оформляет патент и ищет работодателя. Требуется гастарбайтер экономике или нет, всем безразлично. Нам нужен переход к организованному набору в качестве основного способа привлечения неквалифицированной рабочей силы. Отказ от системы патентов следует ввести на общефедеральном уровне. На региональном допуск иностранцев к работе по патентам в ряде сфер ограничили десятки субъектов,
— говорит руководитель направления «Миграция» центра им. П.А. Столыпина ВШГУ РАНХиГС при Президенте России Михаил Бурда.
И всё же регион региону рознь. Анализ статистики выдачи патентов демонстрирует в отдельных случаях весьма существенный рост. Скажем, в первом полугодии 2025-го в Тюменской области выдано на 24% больше разрешительных документов, чем за аналогичный период прошлого года. Во Владимирской — рост на четверть. В Пермском крае — взрывной рост на 50%. Это свидетельствует о подходах местных администраций к миграционной проблематике. Запрос граждан не слышат, продолжая завозить «незаменимых иностранных специалистов». Есть ли обратные примеры? Конечно.

Статистика выдачи патентов по регионам. Источник: Институт Царьграда
В Челябинской области благодаря принципиальной позиции губернатора Алексея Текслера патентов за первое полугодие текущего года выдали на 18,53% меньше. Регион каждый год устанавливает ограничения на трудоустройство приезжих. На 2025 год иностранным гражданам запрещено работать в двадцати двух сферах деятельности, включая предприятия общественного питания, такси, общественный транспорт, автосервис, работу в частных домохозяйствах. Поэтому и результат налицо. Дефицита курьеров, таксистов и сотрудников шаурмячных никто не испытывает. Экономика не встала.

Фрагмент из постановления губернатора Челябинской области от 16 декабря 2024 года №670. Скриншот страницы сайта publication.pravo.gov.ru
Ещё один замечательный пример — Краснодарский край. В декабре 2024-го губернатор Вениамин Кондратьев постановил с 1 июля 2025 года запретить работу мигрантов во всех без исключения сферах. Летом рестрикции отсрочили до 20 декабря лишь для строительства социальных объектов. Итоги красноречивы: в первом полугодии в сравнении с АППГ падение выдачи патентов — на 43%. Можно ожидать освобождения Кубани от приезжих в 2026-м. Хотя очень хочется верить, что саму систему поменяют на федеральном уровне — и от либерального бесконтрольного въезда мы перейдём наконец к обещанному оргнабору.
При всех успехах и запретах на работу для мигрантов важнейшим условием для наведения порядка является организованный набор с полной отменой системы патентов. Именно из-за патентов происходит такое безобразие. Мигрант должен приезжать без членов семьи по срочным контрактам, проживать изолированно от коренных жителей. Въехал, отработал, уехал. В странах Персидского залива не 10%, а 90% населения мигранты. При этом вороха проблем нет. Потому что у них мигранты приезжают работать, а не жить на постоянной основе,
— отмечает Глава Царьграда Константин Малофеев.
Главный инструмент лоббистов
За патентную систему, как за священный Грааль, держатся те, кто построил свой бизнес на привлечении неквалифицированной рабочей силы из Средней Азии и Закавказья. Оспаривая аргументы сторонников внедрения организованного набора, адвокаты патентов говорят, что их продажа вносит якобы огромный вклад в наполнение местных бюджетов. Это, очевидно, не так, указывают специалисты.
Патент — это инструмент, который делает более выгодным наём иностранных работников, а не граждан России. В первую очередь за счёт экономии выплаты в Пенсионный фонд, а также фиксированной ставки НДФЛ, которую называют стоимостью патента. Что не совсем корректно. Это авансовый налоговый платёж. Если мы посмотрим, сколько стоимость патента составляет в доходной части бюджета, особенно в регионах, где мигрантов большое количество (Санкт-Петербург, Москва, Московская область), мы увидим примерно одинаковые цифры. По Москве — не более 1% бюджета. Эти данные можно верифицировать на сайте «Открытый бюджет города Москвы»,
— говорит Михаил Бурда.
При этом следует напомнить: граждане Киргизии и Армении работают без всякого патента, потому что страны входят в состав Евразийского экономического союза. Одна только Киргизия поставляет на отечественный рынок труда до 700 тысяч человек. Это сопоставимо с населением таких регионов, как Орловская область или Республика Коми. Также патенты не нужны паспортизированным мигрантом. Это огромная доля, ведь за последнее время ежегодно выходцы из бывших южных советских республик получали по 200 тысяч паспортов. Статистику МВД закрыло в середине 2023 года — и теперь сказать точно ничего нельзя. Впрочем, при хорошей ситуации едва ли от нас скрывали бы правду.

Прогноз главного специалиста министерства внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области неутешителен. Скриншот страницы сайта cyberleninka.ru
По подсчётам специалистов, за постсоветские годы в гражданство России приняли около 1,5 миллиона выходцев из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Азербайджана (речь идёт именно про автохтонные народы, не про наших соотечественников-репатриантов). Учитывая свойственную тамошним этносам многодетность, число «новых граждан» сейчас в разы больше. Оттого, видимо, у нас и появляется огромный процент лиц, не указавших национальность во время переписи населения. В 2002 году таковых было 1%, в 2010-м — 3,94%, в 2021-м — уже 11,3%. Для сравнения: в соседнем Казахстане — 1,38% в 2021 году.
Что с того?
18 сентября министр экономического развития России Максим Решетников анонсировал переход нашей страны к организованному набору мигрантов. В рамках данной трансформации патентная система однозначно должна быть отменена как рудимент прежних либеральных подходов. Вместо «Заезжай кто хочет. Работай где хочешь» вводится принцип, озвученный многими высшими чиновниками: «Приехал, отработал, уехал».
Выгода государства очевидна. Федеральный и региональный бюджеты не будут тратиться на оказание экстренной медицинской помощи приезжим, обратные билеты в случае депортации, социальное обслуживание членов семей, включая здравоохранение и образование. Тем же, кто наживается на низкоквалифицированном труде мигрантов, придётся нелегко. Но лишь первое время. Трудоустройство наших земляков и автоматизация производственных процессов сделают своё дело. Нужно всего-то постараться. На гастарбайтерах свет клином не сошёлся, многие страны живут и без них.
Источник: https://tsargrad.tv







