Домой Россия Силуанов одолел Кудрина, или Как руководители экономики деньги делили

Силуанов одолел Кудрина, или Как руководители экономики деньги делили

33
  • Силуанов одолел Кудрина, или Как руководители экономики деньги делили

Руководители русской экономики всё чаще устраивают публичные дискуссии между собой. С одной стороны, открытость власти — это прекрасно, с другой — страшновато становится за экономику вообще и за себя в частности

Дело было на форуме «ВТБ Капитал» «Россия зовёт», в который дискредитировавшее себя руководство этого государственного банка вкладывает огромные деньги. Престиж требует жертв. Правда, кого именно Россия зовёт и куда, не очень понятно. К тому же стоит определиться, кто тут вообще Россия, ведь глава «ВТБ Капитала» Юрий Соловьёв — подданный британской короны.

Царьград публикует интервью с предпринимателем Дмитрием Косаревым, у которого банк ВТБ отобрал крупный…

Тем не менее Россия Соловьёва позвала в числе прочих Антона Силуанова и Максима Орешкина — министра финансов и бывшего заместителя министра финансов, ныне министра экономического развития. И хотя бывших замов не бывает, министры предсказуемо разошлись во взглядах на принципиальные вопросы российской экономики.

Инфляция и триллион

В ноябре стало ясно, что инфляция по итогам 2019 года может составить всего 3%, но хорошо это или плохо? Антон Силуанов полагает, что хорошо, что это возможность для роста реальных доходов населения. Орешкин же указывает, что причиной низкого роста цен как раз и стали низкие доходы: люди покупают более скромную технику, более дешёвые продукты, в целом переходят на экономное потребление. Надо признать, что молодой министр ближе к истине, чем его экс-шеф: потребление в стране явно не растёт, а значит, очень сложно открывать новые предприятия, не ориентированные на экспорт.

Нехватка совокупного спроса в этом году больше 1 трлн рублей,

— нанёс Максим Станиславович удар ниже пояса, ибо именно о не вложенном в экономику триллионе грозно говорил накануне грозный глава Счётной палаты Алексей Кудрин.

Который, к слову, присутствовал здесь же. Поэтому неудивительно, что речь зашла как раз о пресловутом триллионе, что не поступил в русскую экономику в уходящем году: расходы бюджета оказались ниже запланированных. Глава Счётной палаты Алексей Кудрин прямо обвинил в этом правительство в целом и Антона Силуанова лично.

Силуанов одолел Кудрина, или Как руководители экономики деньги делили

Глава Счётной палаты Алексей Кудрин. Фото: Federation Council of Russia / Globallookpress

Силуанов пояснил, что в целях борьбы с казнокрадством (фраза не была произнесена, всё-таки на форуме «ВТБ Капитала» о верёвке не говорят, но подразумевалась) Минфин «немного изменил процессы» — перешёел на оплату многих проектов по факту. Если ранее министерство выделяло деньги, после чего строилась школа или возводился мост, то теперь Силуанов платит по факту наличия новой школы или моста. Откуда у региона деньги на это строительство, не очень ясно, но хотя бы объяснение недорасхода денег имеется: многие задачи просто ещё не закрыты (неудивительно — без финансирования-то), поэтому и оплата по ним не поступала. «Минфин перестал запуливать деньги в экономику до того, как увидеть практический результат», — обогатил Силуанов русскую экономику новым термином.

Неожиданным оказалось заключение Счетной палаты на проект федерального бюджета. Аудиторов не устроило…

Кудрина это, понятно, не удовлетворило. Он сообщил собравшимся, что не знает государства, где отказ от использования 16 миллиардов долларов, заложенных в бюджете, объясняется «немного изменёнными процессами». Максим Орешкин инстинктивно попытался вступиться за бывшего шефа, но его фраза «Можно бюджетные процедуры поменять, и этого триллиона просто видно не будет» лишь вызвала искренний смех присутствующих. Самый разговорчивый министр России родил очередной перл, но вряд ли это заставит кого-то относиться к нему серьёзнее.

Упустили возможность или сэкономили?

Откуда берётся недостаточное исполнение бюджета и всегда ли это плохо? Вообще говоря, планы надо выполнять, это отличает настоящих мужчин от испуганных чиновников. Но и добиваться буквального исполнения расходов вопреки всему — значит, уподобиться барану. Вот, скажем, планы финансирования культуры в 2019 году выполнены менее чем на 50%. Можно было бы, безусловно, потратить эти деньги полностью: профинансировать ещё три-четыре заведомо провальных фильма, заказать карманной консалтинговой фирме исследование роли культуры в управлении государством, подарить Константину Эрнсту за то, что он такой хороший… Но если не было достойных проектов, зачем тратить деньги ради самого факта их траты?

Экс-министр финансов России, глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин согласился…

То же с образованием — несколько регионов вообще не прислали план своих трат в этой сфере и, соответственно, не получили денег. Центр не может видеть каждую школу, каждый образовательный проект — он получает заявки на использование денег, оценивает их и либо выделяет средства, либо присылает обоснованный отказ.

Деньги при этом никуда не пропадают, они просто переносятся на следующий год.

Конечно, хорошего в этом мало. На что бы ни пошли деньги — хоть на строительство школы, хоть на взятку чиновнику, — они всё равно перестают лежать мёртвым грузом и попадают в русскую экономику: главное — запретить их вывоз за рубеж. А деньги — это кровь экономики. У нас практически нет бартера, мы давно отвыкли менять КамАЗ щебня на пять абонементов в фитнес-центр и два венгерских унитаза.

Силуанов победил

Поэтому вопрос следует ставить так: когда становится ясно, что по какому-то направлению бюджет не будет исполнен полностью, нет ли смысла направить деньги на другую статью? Владимир Путин, выслушав все стороны, заявил, что перед правительством не стоит цель во что бы то ни стало потратить все запланированные на нацпроекты бюджетные ассигнования. То есть фактически поддержал Силуанова, а заодно и премьер-министра Дмитрия Медведева, который недавно говорил: «Как только называешь объём профицита, сразу появляется желание всё раздербанить». Кажется, совсем недавно Сергей Глазьев ушёл в почётную отставку с поста советника президента, а первые лица государства уже говорят словами Силуанова…

Силуанов одолел Кудрина, или Как руководители экономики деньги делили

Президент России Владимир Путин. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Конечно, логика тут есть, ведь охотников за бюджетными деньгами хоть отбавляй: и за средствами Фонда национального благосостояния стоит очередь, и на налоговые льготы масса слезливых заявок, и лоббисты через депутатов внесли более 600 поправок в законопроект о бюджете, перетягивая это одеяло друг у друга. И понятно, что главный кассир страны должен стоять на страже бюджета.

Но беда той стране, где кассир — в нашем случае Антон Силуанов — самостоятельно распоряжается вверенными ему деньгами.

Наблюдавший за дискуссией на правах хозяина глава ВТБ Андрей Костин попытался съязвить в адрес Кудрина:

Как место меняет человека: теперь Алексей Леонидович так хочет тратить деньги, а раньше, когда был министром финансов, не допросишься.

Дмитрий Медведев выдвинул кандидатуру Антона Силуанова на должность своего единственного первого…

Но, как обычно, попал в самого себя: судя по состоянию дел в ВТБ, не давать денег Костину — священная обязанность каждого российского гражданина, и спасибо Кудрину, что он в меру сил её исполнял.

Вообще, градус противостояния между фактическим руководителем правительства Антоном Силуановым и амбициозным главой Счётной палаты Алексеем Кудриным постепенно повышается: 2024 год не за горами. Маленькая стычка на «Лондон Россия зовёт» обещает перерасти в хорошую позиционную войну. Устроиться бы поудобнее да открыть попкорн, но такими темпами скоро не на что будет его купить…

Источник: https://tsargrad.tv