В годовщину празднования 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать о людях, совершавших подвиги в борьбе за мирное небо. Сегодня речь пойдёт о женщине, которая во время войны пошла на беспрецедентный шаг и получила "Золотую Звезду" Героя Советского Союза. Мария Октябрьская приложила немало усилий, чтобы собрать деньги на танк Т-34. На нём она и отправилась в бой с фашистами.
Образцовая жена
Мария Октябрьская, в девичестве Гарагуля, родилась 16 августа 1905 года в деревне Кият, в Крыму. Её детство и юность прошли в Севастополе. В 1921 году она познакомилась с курсантом кавалерийской школы Ильёй Октябрьским. Это была любовь с первого взгляда. Они поженились, Мария занималась домашним хозяйством, рукодельничала. Однажды она подарила мужу ковёр, который она соткала сама. Чтобы Илья мог ей гордиться, она постоянно старалась в чём-то преуспеть – научилась водить машину, стрелять из пистолета и винтовки и даже получила за это значок «Ворошиловский стрелок». Окончила она и курсы медсестёр. Мария как будто предчувствовала, что все эти навыки ей вскоре пригодятся. В 1939 году Илья Октябрьский был призван на финскую войну. Он служил комиссаром 134-го гаубичного артиллерийского полка. В 1940-м его вместе с женой направили в гарнизон в Кишинёве. Там их и застала война.
Копила на танк
22 июня 1941 года Мария проснулась от страшного гула и грохота. Немцы бомбили столицу Молдавии. На следующий день её вместе с другими гражданскими отправили в эвакуацию в Томск. Там начались её тяжёлые трудовые будни. Сперва она работала на строительстве важных объектов, ведь каждый день в город прибывали эшелоны с эвакуированными заводами и предприятиями. Но вскоре сказалась её старая болезнь – туберкулёз шейного позвонка, и её взяли на работу телефонисткой в военное училище. В конце августа того же года она получила похоронку на мужа. В коротком послании с фронта было сказано, что Илья Октябрьский пал смертью храбрых в боях на Украине. Жизнь для Марии потеряла всякий смысл. Детей у них не было, её ничто не держало. Она попросилась на фронт, но ей отказали из-за слабого здоровья. Тогда Октябрьская решила попасть на передовую другим путём. Она стала распродавать все свои вещи. Собранные средства она собиралась отдать в фонд обороны, чтобы на них изготовили танк. Но вырученных денег было слишком мало. Тогда она решила заняться вышивкой. Она трудилась и день и ночь, её красивые салфетки, платки и наволочки раскупали охотно, стали поступать заказы. Собрав 50 тысяч рублей, она отнесла их в госбанк с пометкой, что средства вносятся на изготовление танка. Параллельно она решила направить прошение о зачислении её в ряды Красной Армии лично Сталину.
Из письма Марии Октябрьской председателю Государственного комитета обороны, Верховному главнокомандующему:
«Москва, Кремль
3 марта 1943 г.
В боях за Родину погиб мой муж – полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои сбережения – 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофера, отлично владею пулемётом, являюсь «Ворошиловским стрелком»…»
Её прошение было удовлетворено. Мария была направлена в Омское танковое училище, которое закончила успешно в короткие сроки. Осенью 1943-го танк Т-34 был собран. Когда машину обкатали, на его башне с двух сторон большими белыми буквами сделали надпись: «Боевая подруга».
Мария и «Боевая подруга»
В октябре 43-го Мария в составе экипажа Т-34 покинула Омск и отправилась на фронт. Она стала механиком-водителем танка «Боевая подруга» 2-го танкового батальона 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса Западного фронта.
Танк «Боевая подруга». Фото: Russian Look/Globallookpress
Она была окрылена тем, что может отомстить за мужа и за других людей, истерзанных этой навязанной войной. Мужчины сперва с опаской смотрели вслед женщине-танкисту, но потом привыкли. Она воевала наравне со всеми, не требуя поблажек, – управляла танком с поразительным спокойствием, яростно стирала с лица земли фашистов и утюжила их позиции. Ей приходилось бывать в разных боевых ситуациях, уходить от миномётных обстрелов, уводить подбитую машину в овраги и ремонтировать гусеницы под непрекращающимся обстрелом. В редкие минуты отдыха она писала письма своим родным:
Можете за меня радоваться – получила боевое крещение. Бью гадов. Иногда от злости не вижу света. Это не по радио и не в картине, вижу, как гады пьяные во весь рост идут в контратаку… Не один боекомплект осколочных выпустила по гадам. Пока жива, здорова. Пишите. Мой экипаж всеми уважаемый.
«Золотая Звезда» Героя посмертно
Это случилось 17 января 1944 года под Витебском, в районе железнодорожной станции и совхоза «Крынки». Наши танки, в том числе и «Боевая подруга», отражали атаки противника в ожидании пехоты. Экипаж Октябрьской прорывался к деревне. Вдруг из засады по машине ударила немецкая пушка. Перебило гусеницу. Мария вылезла из танка, несмотря на непрерывные обстрелы с немецкой стороны. Ей нужно было быстро устранить неисправность и вывести танк из-под огня. Она стала открытой мишенью для фашистов. В её сторону одна за другой вылетали мины. Осколком ей сильно повредило левый глаз, вскоре она почувствовала острую боль в левом бедре и руке. С поля боя её вывезли на самоходной пушке. Специальным самолётом отправили в Смоленск. В госпитале хирург сказал, что осколок повредил не только глаз, но ещё и затронул полушарие мозга. Состояние Марии ухудшалось с каждым днём. Операция не помогла. Появились провалы в памяти, которые сопровождались сильными головными болями, жаром и бредом. В редкие минуты сознания она всё время спрашивала о своих ребятах из экипажа «Боевой подруги».
Мария Октябрьская умерла 15 марта 1944 года на 39-м году жизни. Её с почестями похоронили в Кутузовском парке у Кремлёвской стены города Смоленска. А 2 августа того же года указом президиума Верховного Совета ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Источник: https://tsargrad.tv