Домой Россия «Спагетти по-русски» – угадаете, о каком известном советском фильме речь? Подсказка: взрывали...

«Спагетти по-русски» – угадаете, о каком известном советском фильме речь? Подсказка: взрывали бензоколонку и ломали статуи львов

1

Первоначально сценарий знаменитой комедии "Невероятные приключения итальянцев в России" имел совсем другое название – "Спагетти по-русски". Его создал блистательный творческий тандем – Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов. Однако в процессе работы от оригинального названия отказались, выбрав более понятный и интригующий вариант, который в итоге и стал официальным. Расскажем, как трудно было найти итальянских актёров и как создавались впечатляющие спецэффекты.

КАК ДОЛГИ ЗА «ВАТЕРЛОО» ПРЕВРАТИЛИСЬ В КОМЕДИЮ ВЕКА

В начале 1970-х итальянская киностудия Дино Де Лаурентиса задолжала Советскому Союзу немалую сумму за участие в масштабном проекте «Ватерлоо». Вместо скучных финансовых переговоров стороны нашли творческое решение – снять совместную комедию, чтобы итальянская сторона «расплатилась» культурой. Так начались «Невероятные приключения итальянцев в России». Дипломатия и искусство пересеклись на съёмочной площадке.

Эльдар Рязанов. Фото: Anton Kavashkin/Russian Look/Global Look Press

Эльдар Рязанов, уже снискавший славу мастера сатиры, получил возможность сделать фильм, абсолютно не похожий на всё, что он снимал раньше. Его замысел был простой и в то же время интригующий: столкнуть энергичных обаятельных итальянцев, охваченных жаждой моментального обогащения, с добродушными и немного наивными советскими людьми и другой действительностью.

«Зачарованные» на гибель? Актёры из сериала про ведьм вдруг начали умирать один за другим: «Он ждёт моей смерти»

Так родилась идея объединения в поисках «русских сокровищ» и одновременно борьбы за них же столь полярных героев – советского милиционера и итальянских авантюристов, чьи судьбы переплетаются в вихре абсурдных ситуаций. Роль первого Рязанов мечтал отдать Иннокентию Смоктуновскому, который придал бы образу глубину и иронию.

ИТАЛЬЯНЦЫ БЕЗ ЗВЁЗД И С НЕДОВЕРИЕМ

Поначалу всё шло непросто. Итальянская сторона, возглавляемая Дино Де Лаурентисом, отнеслась к проекту без особого энтузиазма. Продюсер, как оказалось, не верил, что совместная с Советским Союзом комедия способна стать кассовым хитом, и поэтому экономил на всём, в том числе на актёрах. Все предложения Рязанова пригласить известных артистов – от Альберто Сорди до Витторио Гассмана – неизменно отвергались.

В результате в фильме снялись малоизвестные, но интересные итальянские актёры. Например, молодая Антония Сантилли, едва окончившая модельную школу и почти не снимавшаяся в кино, сыграла внучку русской балерины. Для неё эта роль стала судьбоносной и последней в карьере. После съёмок она неожиданно вышла замуж и покинула кинематограф, предпочтя спокойную жизнь в Италии. Любопытно, что артистка отказалась от съёмок в криминальной драме «Серпико» с Аль Пачино, чтобы принять участие в работе над «Итальянцами».

Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

В числе актёров были также Нинетто Даволи, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза и Луиджи Баллиста – люди с разным опытом, но одинаковой самоотдачей. Чимароза, известный по ролям мафиози, впервые сыграл комическую роль, а Баллиста, обычно остававшийся в тени, сумел добавить фильму нужной добродушной абсурдности.

А КОГО ПРЕДСТАВИЛА СОВЕТСКАЯ СТОРОНА?

На нашей стороне дела обстояли куда веселее. Эльдар Рязанов привлёк к проекту лучших актёров своего времени. Андрей Миронов, обладавший редким сочетанием шарма и пластики, стал душой фильма.

Роковой прыжок и смертельная болезнь: «Ментовские войны» в кино и в жизни. Как сложилась судьба героев сериала?

Он не просто играл – жил в кадре, сам выполняя сложнейшие трюки, от спуска на ковровой дорожке из окна гостиницы «Астория» до перемещения между машинами по пожарной лестнице. Даже сцены на разводном мосту, где работали цирковые артисты, не обошлись без его личного участия.

Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Евгений Евстигнеев попал в проект совершенно случайно: итальянцы не смогли найти подходящего актёра, и Рязанов предложил кандидатуру легендарного артиста, мгновенно вписавшегося в ансамбль.

Ольга Аросева, сначала не горевшая желанием участвовать в съёмках, передумала, когда узнала, что часть фильма будет сниматься в Италии – возможность редкая и заманчивая для тех лет.

ТРЮКИ, БЕНЗОКОЛОНКИ И ВЗЛЁТНЫЕ ПОЛОСЫ

Производство «Итальянцев» стало настоящей школой риска. Поначалу итальянский каскадёр Серджо Миони выполнял самые опасные трюки, но его контракт закончился до завершения съёмок. Тогда советские каскадёры взяли инициативу в свои руки. Именно они ставили сцены с пожарной машиной и знаменитые моменты, когда автомобили вязнут в грязи, превращая эти эпизоды в зрелищное безумие.

Для съёмок было закуплено десять советских машин – пять «Москвичей» и пять «Жигулей», а также несколько итальянских «Фиатов». Эти автомобили были не просто реквизитом, а создавали атмосферу фильма: их гонки и аварии придавали действию узнаваемую, живую энергию.

Одна из самых ярких сцен – взрыв бензоколонки. Чтобы добиться реалистичности, художники построили макет, настолько похожий на настоящий, что проезжавшие водители останавливались, намереваясь заправиться. Съёмочная группа едва успевала объяснять, что перед ними не АЗС, а декорация.

Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Ещё более рискованным был эпизод посадки самолёта на шоссе. Снимать его на реальной дороге оказалось невозможно: полотно не выдержало бы ударной нагрузки. Тогда Ульяновский аэродром превратили в «трассу», а пилоты настояли на изменении сценарных инструкций ради безопасности. Министерство гражданской авиации, правда, не дало разрешения на рискованные манёвры, но Рязанов нашёл компромисс – в сценах участвовали профессиональные пилоты, изображавшие автомобилистов.

АКТЁРЫ И ЗВЕРИ – КТО НЕПРЕДСКАЗУЕМЕЕ?

Особая история связана со львом – одним из самых запоминающихся участников фильма. Сцен с животным изначально планировалось немного, но его хозяева убедили режиссёра, что зверь способен «сыграть» едва ли не главную роль. В итоге лев стал одним из символов картины, хотя работа с ним обернулась настоящим испытанием.

Животное часто отказывалось выполнять команды, ленилось, зевало прямо в кадре, и целые эпизоды приходилось переснимать по нескольку раз. По слухам, Рязанов после этого поклялся больше никогда не снимать диких зверей. Тем не менее именно сцены со львом придают фильму неповторимый колорит и лёгкую абсурдность, благодаря которой комедия воспринимается как сказка.

Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

Парадоксально, но чем больше сложностей возникало на съёмках, тем сильнее команда сплачивалась. Итальянские и советские кинематографисты работали в разных традициях, порой не понимали друг друга из-за языка и разницы в менталитетах, но всех объединяло одно – азарт и вера в успех.

Бунтарь и лихач. Таких больше нет: Как Высоцкий ловко отвадил американцев. На последнем спектакле зрители увидели страшное

Антония Сантилли вспоминала, что именно в СССР она впервые села за руль автомобиля. Ей пришлось учиться вождению буквально на ходу, чтобы самостоятельно выполнять сцены погони. Этот факт удивил даже итальянцев: в рязановском фильме актрису не дублировали каскадёры – она рисковала по-настоящему.

А ЧТО ПОТОМ?

Когда фильм вышел на экраны, никто не ожидал, что он станет таким хитом. Зрители полюбили его за лёгкость, остроумие и тот самый «мост дружбы» между двумя странами. Комедия соединила романтику, жажду приключений и тонкий юмор, показала столкновение темпераментов и культур нескучно и, что называется, с огоньком.

Дино Де Лаурентис, просмотрев готовую картину, признался, что пожалел о своей скупости. Он понял, что перед ним не просто забавный фарс, а яркое зрелище, не уступающее по уровню голливудским комедиям.

Роковое кино, чёрный список из-за Пугачёвой и «приговор»: Что стало с Татьяной Анциферовой – звездой фильма «31 июня»

Прошли десятилетия, а «Невероятные приключения итальянцев в России» остаются в списке любимых фильмов нескольких поколений. Цитаты из него до сих пор живут в народе, а сцены погонь кажутся удивительно современными.

Рязанову удалось невозможное: превратить финансовый договор в культурный феномен, а рабочие будни – в настоящее приключение.

Источник: https://tsargrad.tv