Об авторе: игумения Ксения (Чернега), глава Правового управления Московской патриархии
Христианская цивилизация немыслима без уходящей в глубокое прошлое культуры виноделия. Святое Евангелие содержит достаточно много упоминаний о вине, виноградной лозе. И первое чудо Спасителя — это претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Казалось бы, использование вина для верующего христианина, знающего меру его потребления, не может вызывать споров и разделений. Но все оказывается по-иному, когда культура виноделия сталкивается с бескультурьем коммерции.
Компания ООО «Александровы погреба», занимающаяся импортом и продажей алкоголя, попыталась оспорить в суде отказ Роспатента зарегистрировать за ней товарный знак «Saint Vincent».
Покровитель французских виноделов, святой Викентий Сарагосский, к которому, скорее всего, восходит название этого вина, конечно же, не мог и предположить, что его имя станет собственностью российской компании по торговле алкоголем, извлекающей прибыль от использования этого имени. Между прочим, речь идет о древнем святом IV века, который почитается и православной церковью, а не только католиками.
Является ли нормальной ситуация, когда имена святых редуцируются до товарных знаков и превращаются в объект коммерческого спора? Не исключаю, что французские и испанские виноделы молятся святому Викентию, выращивая сорт винограда, названный в честь него. В таком случае тем более недопустимо оскорблять память святого путем присвоения и коммерческого использования его имени.
Вот почему Правовое управление Московской патриархии предприняло все зависящие от него меры для того, чтобы не допустить формирования судебной практики, позволяющей регистрировать товарные знаки, включающие имена святых.
18 октября прошлого года Межрелигиозный совет России, возглавляемый патриархом Московским и всея Руси, постановил: «Нанесение изображений или имен святых на алкогольную продукцию, использование их в качестве товарного знака можно расценивать как действие, совершаемое в целях оскорбления религиозных чувств верующих и осквернения предмета почитания, в том числе имени святого. Использование имени святого, признаваемого религиозной конфессией, зарегистрированной в установленном порядке, или его изображения не может быть исключительным правом того или иного физического или юридического лица, не являющегося религиозной организацией или не учрежденного ею».
Следовательно, исходя из официальной позиции церкви и традиционных конфессий, главы которых входят в президиум Межрелигиозного совета России, нанесение изображений или имен святых на определенного рода продукцию, в том числе алкогольную, можно расценивать как действие, оскорбляющее чувства верующих. И дело тут не в алкоголе как таковом. Позиция Межрелигиозного совета останется неизменной даже в том случае, если «под маркой» святого Винсента или любого другого святого будут продаваться кирпичи или кастрюли.
В своих официальных ответах на запросы Роспатента Правовое управление Московской патриархии и Московская духовная академия буквально воспроизвели позицию Межрелигиозного совета России.
Тем не менее на нас посыпались безосновательные обвинения в том, что якобы представили свое «личное» мнение, а не позицию церкви.
А теперь кратко — о судебном процессе. Первоначально суд первой инстанции вынес решение, подтверждающее законность регистрации товарного знака, содержащего имя святого. Но затем на основании кассационных жалоб Роспатента и ответчика президиум суда по интеллектуальным правам отменил данное решение и вынес новое, в котором указал, что «на обозначение, являющееся частью духовной культуры всего общества в целом, государство не может предоставить одному лицу исключительное право в качестве средства индивидуализации его товаров». Если коммерсантам дать волю, то, увы, недалек был бы час, когда они зарегистрировали как товарный знак и сам христианский крест и судились бы друг с другом за право его использования. Вот это, действительно, было бы оскорблением всей христианской цивилизации.
Вместе с тем товарный знак, содержащий имя святого, может быть зарегистрирован, например, в качестве средства индивидуализации церковного вина, используемого при совершении Евхаристии, при условии, что заявление о регистрации подано религиозной организацией или созданной ею организацией.
Таким образом, суд вынес решение, которое должно стать прецедентным для данной категории дел. Полагаю, что такое решение является важным шагом на пути обеспечения надлежащей правовой защиты святынь и иных объектов религиозного почитания.
Печально, что некоторые православные эксперты, в том числе профессор Свято-Тихоновского университета А. Л. Дворкин, решили представить в этом споре интересы истца — ООО «Александровы погреба» — по доверенности, выданной этой организацией. Очевидно, что представительство в суде интересов алкогольной компании не входит в должностные обязанности преподавателя православного вуза. К тому же упомянутые эксперты пытались доказать, что отказ Роспатента в регистрации товарного знака «Saint Vincent» является незаконным, поскольку вино, названное в честь святого, не оскорбляет чувства верующих. Вероятно, им неизвестна позиция церкви, которая заключается не в том, что вино, названное в честь святого, может кого-то оскорблять, а в том, что нельзя делать из имени святого объект коммерческого оборота. Это принципиальная позиция, которую мы будем последовательно отстаивать, как бы кому ни хотелось, прикрываясь именем церкви, выиграть тот или иной коммерческий спор.