Домой Россия Святое дело — Родине служить

Святое дело — Родине служить

346

   

Святое дело - Родине служить

Герой Советского Союза Федоров Иван Евграфович награжден 114 орденами и медалями, сподвижник и ученик советского летчика В. П. Чкалова, испытал в воздухе 219 типов крылатых машин, «Почетный гражданин города Го¬меля, Воронежа, Курска, Орла, Пскова…»

Накануне 56-летия победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. я вновь встретилась с Иваном Евграфовичем Федоровым, летчиком-испытателем I класса, Героем Советского Союза. Федоров был участником Воздушного Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Начинал он такие полеты на И-16, демонстрируя всему миру, что мы можем «летать выше всех, быстрее всех и дальше всех». Но Красная площадь была свидетельницей и того, как все более совершенствовались советские самолеты, принимавшие участие в воздушных парадах.

Рядом же с Красной площадью в 30-е годы работала при Центральном совете Осоавиахима реактивная секция, где рождались проекты первых русских ракет. Все это, как рассказывает наша история, было преддверием штурма глубин воздушного океана-стратосферы, наконец, космоса.

Прошли годы. И чем дальше от нас уходят эти дни, тем все больше и больше редеют ряды ветеранов. Идет смена поколений. Федоров с грустью в голосе говорит: «Нас становится все меньше и меньше».

— В чем же секрет Победы в Великую Отечественную, — спрашиваю Ивана Евграфовича.

— Трудно досталась нам эта Победа, бывалый патриотизм, любовь к Родине, земле своей, родному Отечеству. У фашистских завоевателей был лозунг один: или пуля, или награда. А у нас — ‘»Уходи с гробами, фашистская сволочь, русские идут в бой!». Подвиг Гастелло 48 летчиков повторили. Николай Францевич был командиром бомбардировочной эскадрильи. 26 июня 1941 года он погиб, направив горящий самолет на танковую колонну противника. Посмертно Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза.

Истребительная авиация совершала много таранов в войну.

— А сколько таранов было Вами применено? — спрашиваю я Федорова.

— Два тарана в войне с Испанией, четыре — в Отечественную войну, из них зафиксировано только два. Ни один немецкий летчик не совершал тараны.

По действующим тогда немецким уставам и наставлениям таран был запрещен, так как немцы очень берегли свой высший офицерский состав, особенно летчиков-истребителей люфтваффе.

Святое дело - Родине служить]Иван Евграфович много немцев посбивал на Калининском фронте, где командующим ВВС фронта был Михаил Михайлович Громов.

Калининский фронт был как бы полигоном для испытания авиационной техники. Итак, 22 августа 1942 г. Шли страшные бои. Самолеты в воздухе рвались как снаряды, рассыпаясь на части, все полыхало. Ночь. Но было светло, как днем. Земля гудела, казалось, что природа была готова к какому-то неведомому прыжку. Все ощетинилось, насторожилось. Кругом все живое бежало и пряталось. Человеческие тепа, разорванные на куски, летели в разные стороны.

Как рассказывает Иван Федоров, к пятому августа 1942 года немцы бросили группу асов из 29 летчиков, разрисовавших фюзеляжи своих самолетов игральными картами, кроме шестерок. Мы их называли картежниками. У их командира, а он был 29-м, на стабилизаторе красовался трехглавый дракон».

От черноты крестов в небе ничего не было видно. Чем же эти асы занимались? Если на каком-то участке фронта наши дерутся хорошо, то они прилетают и бьют их. Потом перелетают на другой участок, и там наших колошматят… Так

было, пока мы не приступили к делу. Мою группу, рассказывает Федоров, расположили вблизи линии фронта, недалеко от Великих Лук. Нам было разрешено взлетать «по-зрячему», т. е. как только увидим самолеты противника. В один из боев Ивану Евграфовичу удалось сбить дракона, а затем и червового туза. Но сейчас речь пойдет о червовом тузе. Им оказался Эрих Хартманн, прозванный «белокурым рыцарем 3-го рейха». Всего Хартманн был сбит на нашей территории 14 раз. У него в этот день был шестой вылет. Подбитый самолет Эрих Хартманн посадил на брюхо, в кабине летчика не оказалось. Остались только одни трофеи, которые и были преподнесены самому Федорову.

По три-четыре боевых вылета в сутки совершали наши летчики асы. А бой продолжается. На лету рвались стекла кабины пилота. Пули решетили самолет просто навылет. Федоров же весь в осколках был словно покрыт инеем. Вот откуда эти злополучные рябинки на его лице — давние следы войны. И вот эти латаные-перелатанные истребители снова и снова поднимались в воздух, снова вступали в бой. А Федоров, улыбаясь, говорит, что «на меня не хватало ни пуль, ни снарядов, не забыв при этом постучать по столу». 51 осколок засеребрил его лицо, сам же вырвал себе 48 осколков, остальными занимались медики.

У каждого человека в жизни своя вершина, к которой он стремится и идет долгими годами. Но жизнь параллельно вносит свои коррективы. И вот тут хотелось сказать о главном, что делает профессию летчика-испытатепя гуманной, такой бесконечно проникнутой любовью к людям и очень необходимой для них.

Вот, что говорит сам Федоров:

«Мне всегда нравилась работа летчика-испытателя, когда в каждом полете есть все, и что-то новое, и полеты не похожи один на другой, и нигде больше нельзя получить острых ощущений и много непредвиденных приключений. Хотя по характеру я такой, что нашел — не радуюсь, а потерял — не горюю, это меня радовало, и я всегда хотел порадовать свою Родину чем-нибудь новым! Если бы я этого не делал, «считаю зря на свете жил»!

Невозможно в одной статье назвать имена всех воинов, чьи героические дела заслуживают доброй памяти. Об одном из них мне бы хотелось поведать.

Владимир Георгиевич Клисов родился в 1923 году в городе Сталинграде. Здесь же добровольцем вступил в Красную Армию и принял боевое крещение. До сих пор живы в памяти те дни, когда полчища немецких войск под командованием фельдмаршала Паулюса обрушились на Сталинград.

Волга кипела вся в крови, казалось, что по ней плыли одни непотопляемые человеческие головы, и люди, словно воскресшие из мертвых, выползали на берег, становясь исполинами, подобно былинным богатырям, шли снова в бой. За нами Волга, отступать некуда.

Когда к Сталинграду стали продвигаться немцы, то срочно начали создавать противотанковые группы, которых заранее окрестили полушутя как группу «смертников». Одну из таких групп перед военкомом представил молодой Клисов.

Все население города, от мала до велика, поднялось на защиту своего любимого Сталинграда.

Далее Владимир Георгиевич в качестве командира отделения разведки принял участие в грандиозной битве в районе г. Курска, где противник сосредоточил 70 процентов своих танковых дивизий и 65 процентов боевых самолетов. В районе Прохоровки произошло самое крупное в истории танковое сражение. После полученного ранения, вернувшись из госпиталя, Клисов продолжал воевать и вместе со своей гвардейской частью закончил войну в Берлине.

После войны он окончил политехнический институт и, обладая хорошими организаторскими качествами, занимает ряд высоких должностей вплоть до директора завода.



С болью в душе смотрим мы на карту своей Родины в новом веке, в новом тысячелетии. Жива память народа.

Но если русский народ защищал свою Родину в Великую Отечественную войну 1941 —1945 годов, то с какой же силой должен он защищать страну теперь?!

О. КРОТОВА, М. ШИШКИН.