
На протяжении веков легенда о Минотавре — гибриде человека и быка, скрывавшемся в глубинах лабиринта на острове Крит, — будоражила умы людей. Обыватели воспринимали её как пример античного хоррора, учёные — как классический образец древнегреческой мифологии.
Новое исследование предлагает пересмотреть природу мифа о человекобыке. Оно утверждает, что Минотавр мог быть порождением изменённого сознания посетителей лабиринта — коллективным видением, рождённым в душных коридорах под воздействием наркотических веществ.
Сложная планировка, гулкие залы и игра теней
Гипотеза выдвинута независимым исследователем Анной Эселевич. Она ещё не опубликована в виде научной статьи, но уже доступна в сети. Учёная предлагает междисциплинарный подход (он объединяет археологию, химию и антропологию), чтобы доказать: фундамент знаменитой легенды заложен не в каменных стенах знаменитого лабиринта, а в человеческой психике, подвергшейся ритуальным практикам.
Отправной точкой гипотезы стал Кносский дворец, который, по мнению Эселевич, и был прототипом лабиринта. Его сложная планировка с замкнутыми помещениями, извилистыми коридорами и заметным недостатком естественного света в подземных хранилищах создавала уникальную среду для сенсорной изоляции. Исследовательница предполагает, что знаменитый лабиринт, который фигурирует в легенде о Минотавре, может быть метафорой психологического опыта перемещения по большому пространству дворца в состоянии ритуального транса.
Дезориентирующая архитектура этого сооружения — лестницы, ведущие в никуда, гулкие залы и игра теней — не просто путала участников церемоний, но и усиливала их изменённое состояние сознания. В результате мозг становился более восприимчивым к видениям и призрачным образам.

Тесей и Минотавр в лабиринте: Римская мозаика. Фото: Public Domain
Почему именно человекобык?
Однако одной лишь архитектуры дворца было недостаточно. Ключевым элементом разгадки мифа о Минотавре являются психоактивные вещества. А жители острова Крит их употребляли. Химический анализ керамики минойской культуры выявил остатки опиумных алкалоидов, вина и других растительных веществ, которые с высокой долей вероятности использовались в сакральных практиках.
Анна Эселевич реконструирует возможный «ритуальный коктейль»: он включал перебродившее вино, производные опийного мака и местные галлюциногенные травы. Подобные смеси могли вызывать интенсивные зрительные и слуховые галлюцинации, что, между прочим, отражено в хорошо задокументированной истории употребления психоактивных веществ на древнем Ближнем Востоке и в Эгейском регионе.

Монета с изображением лабиринта. Фото: Commons.wikimedia.org
Но почему же видение приняло облик именно человекобыка? Ответ кроется в архетипах минойской культуры. Бык в ней был не просто животным, а могущественным божественным символом. Существуют фрески «Прыгающий бык» и «Рога посвящения», а также многочисленные фигурки, приносимые в дар божествам, — и они свидетельствуют о сакральном статусе этого животного.
Гипотеза Эселевич утверждает, что во время ритуала его участники испытывали опьянение, и реальный бык, находившийся в покоях дворца, мог восприниматься ими как нечто устрашающее и божественное. Игра теней, отголоски шагов и воздействие психоактивных веществ искажали восприятие, заставляя людей увидеть гибридное существо — получеловека-полубыка.
Учёная проводит параллели с шаманизмом сибирских народов и ритуалами индейцев в Амазонии — там духи животных тоже часто предстают в гибридных или преувеличенных формах.
Минотавром пугали пленников?
Не исключено, отмечает Эселевич, что в Кносский дворец доставлялись пленники-иностранцы, те же афинские юноши и девушки, упомянутые в мифе о Минотавре (если верить ему, каждые девять лет Афины должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек, которых отдавали на съедение чудовищу).
Пленники становились участниками ритуальных практик. Небольшие комнаты дворца без окон могли служить для их временного заключения или посвящения. Такая изоляция усиливала символический ужас и контроль над чужаками, что впоследствии могло отразиться в мифе о жертвоприношении Минотавру.

Восстановленная часть Кносского дворца. Фото: Commons.wikimedia.org
Таким образом, опыт созерцания чудовища в изменённом состоянии сознания мог закрепиться в фольклоре как история встреч с хранителем мистического лабиринта. Со временем эти рассказы, передаваясь из поколения в поколение, трансформировались в тот самый миф о Минотавре и убившем его Тесее.
Для проверки своей гипотезы Анна Эселевич предлагает программу дальнейших научных изысканий. Она считает, что надо провести тщательный химический анализ остатков в минойских сосудах, 3D-моделирование Кносского дворца для изучения его сенсорного воздействия, сравнительное этнографическое исследование и даже эксперименты с виртуальной реальностью.
Оцените материал
| Подписывайтесь на АиФ в
MAX |





