Авторская рубрика заведующего кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова «Мысли о вере»
Телеканал «Царьград» продолжает публикацию на страницах своего сайта цикла богословских статей протоиерея Павла Великанова, объединённых авторской рубрикой «Мысли о вере». Автор продолжает серию размышлений о феномене неверия на основе изречений богословов и светских мыслителей разных времён.
* * *
Неверие как сознательный отказ верить в Бога или даже прямое противопоставление себя Богу является наиболее опасной и заразительной формой неверия. Профессор Московской духовной академии Александр Дмитриевич Беляев (1852 – ок. 1920) главной причиной такого неверия видит гордость:
Никакая страсть, – пишет он, – не доводит так легко и так часто одних до сумасшествия, других до положительного безбожия, как гордость. “Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его” (Сир. 10: 14). И как “гордость есть начало греха” (Сир. 10, 15), так она есть и венец его, потому что завершается величайшим из всех грехов – безбожием1.
В своей глубокой статье русский философ Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) «О природе сатанинской» автор, опираясь на творчество Ф. М. Достоевского, отмечает:
Авторская рубрика заведующего кафедрой богословия Московской духовной академии, протоиерея Павла Великанова…
«Смирение необходимо даже для веры в Бога, потому что гордый человек, как это ни смешно, готов померяться силами с самим Господом Саваофом или, по крайней мере, пытается отвергнуть бытие столь недосягаемо великого Существа. Когда такой человек приводит доводы против бытия Божия, поражаешься иногда, как мало в них логической связности; прислушаешься к интонациям его, всмотришься в мимику и увидишь, что подсознательная основа неверия у него – зависть к Богу и отвращение к мысли, что есть существо, бесконечно более высокое, чем он. Даже и тогда, когда такие люди верят в Бога, их вера может оказаться деланою. Подросток спрашивает Васина о Версилове: «Неужели вы думаете, что он может верить в Бога?» «Это – очень гордый человек, как вы сейчас сами сказали, – ответил Васин, – а многие из очень гордых людей любят верить в Бога. Они выбирают Бога, чтоб не преклоняться перед людьми, – разумеется, сами не ведая, как это в них делается: преклониться перед Богом не так обидно. Из них выходят чрезвычайно горячо верующие – вернее сказать, горячо желающие верить; но желания они принимают за самую веру. Из этаких особенно часто бывают под конец разочаровывающиеся»2.
Н.О. Лосский. Фото: www.globallookpress.com
Одним из важнейших свидетельств причин такого бунта против Бога являются автобиографические материалы французского философа Жан-Поля Сартра (1905-1980), которого по праву называют отцом атеистического экзистенциализма. Вот как он в своей литературной автобиографии вспоминает о детском страхе смерти и своей неспособности найти выход в вере:
Бог выручил бы меня из беды. Я почувствовал бы себя шедевром, подписанным рукой Создателя. Проникшись уверенностью, что во всемирном концерте мне уготована сольная партия, я бы терпеливо ждал, пока Он соблаговолит открыть мне свои намерения и подтвердит, что я необходим. Я предчувствовал религию, я уповал на неё, в ней я нашёл бы исцеление. Если бы мне в ней отказали, я бы сам её выдумал. Но мне не отказали. Воспитанный в католической вере, я уразумел, что Всемогущий создал меня во славу Свою; это превзошло все мои надежды. Но время текло, и в бонтонном Боге, которого мне преподали, я не узнавал того, кого алкала моя душа: мне нужен был творец, мне предлагали высокого покровителя. То были два лика одного божества, но я об этом не подозревал. Я без всякого пыла служил кумиру фарисеев, и официальная доктрина отбила у меня охоту искать свою собственную веру3.
Не менее показательно то свидетельство, которое приводится Сартром по поводу всеевропейского охлаждения к вере. В моей душе, говорит французский писатель, семена веры дали бы отличные всходы:
«Не случись недоразумения, о котором я говорю, быть бы мне монахом. Но моей семьи коснулся медленный процесс дехристианизации, который зародился в среде высокопоставленной вольтерьянской буржуазии и по прошествии столетия охватил все слои общества. Если бы не всеобщее ослабление веры, провинциальная католическая барышня Луиза Гийемен ещё поломалась бы, прежде чем выйти за лютеранина. Само собой, в нашей семье все были верующие – из приличия. Семь-восемь лет спустя после министерства Комба демонстративное неверие все ещё отдавало бесстыдством и разнузданностью страсти. Атеист – это был чудак, бесноватый, которого не приглашают в гости из боязни, «как бы он чего не выкинул», фанатик, который отравляет себе жизнь всевозможными запретами, добровольно отказывается от права помолиться в церкви, обвенчать там своих дочерей или поплакать всласть, вменяет себе в обязанность доказывать справедливость своей доктрины чистотой нравов и так рьяно ополчается против своего счастья и покоя, что отвергает предсмертное утешение; это маньяк, одержимый Господом Богом настолько, что, куда ни глянет, всюду видит Его отсутствие, рта не может раскрыть, чтобы не упомянуть его имени, одним словом, это господин с религиозными убеждениями»4.
Жан-Поль Сартр. Фото: www.globallookpress.com
Само отречение от Бога, которое произошло у Сартра в детстве, он описывает так:
Только однажды у меня возникло чувство, что Он существует. Играя со спичками, я прожёг маленький коврик. И вот, когда я пытался скрыть следы своего преступления, Господь Бог вдруг меня увидел – я ощутил его взгляд внутри своей черепной коробки и на руках; я заметался по ванной комнате, до ужаса на виду – ну просто живая мишень. Меня выручило негодование: я пришёл в ярость от Его наглой бесцеремонности и начал богохульствовать… С тех пор Бог ни разу на меня не смотрел5.
Авторская рубрика заведующего кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова…
Святитель Василий Великий объясняет причины этого противодействия Богу стремлением избежать суда за свои недолжные поступки. «Ибо ежели нет назирающего, – рассуждает святитель, – нет и воздающего каждому по достоинству того, что сделано в жизни»6. А преподобный Антоний Великий неверие видел следствием «легкомысленной дерзости»7.
Другая яркая фигура «бунтаря-безбожника» – Фридрих Ницше (1844-1900) в своей завершающей автобиографии Ессе homo пишет:
«Атеизм для меня не явился результатом какого-то случая и ничуть не был событием в моей жизни: для меня безбожие – нечто само собой разумеющееся, нечто инстинктивное». Ницше полагает доказанным, что Бог не может “жить” нигде, кроме как в сознании человека. Но тут Он гость нежеланный: Он есть “мысль, перед которой склоняется всё, что было правым”».
Фридрих Ницше. Фото: www.globallookpress.com
Особенно решительно Ницше отвергает хорошо известный ему христианский образ Бога: даже если бы можно было доказать существование Бога, ничего бы не изменилось: Бог христианства остаётся неприемлемым:
Не то обстоятельство отделяет нас, что мы не находим никакого Бога ни в истории, ни в природе, ни за природой, – а то, что почитаемое в качестве Бога мы находим не “божественным”, а достойным жалости, абсурдным, вредным, считаем не только заблуждением, но и преступлением по отношению к жизни… Мы отрицаем Бога как Бога… Если бы нам доказали существование этого Бога христиан, то мы ещё менее смогли бы уверовать в него». «Слово “Бог” мне антипатично, потому что оно, во всяком случае, выводит за пределы того, что живёт внутри… «Бог», в сущности, есть объект, а не субъект. Значит, стоит появиться Богу, и я “ничто” 8.
Комментируя подобную «апологию» безбожия, русский религиозный и политический философ Иван Александрович Ильин (1883-1954) пишет:
«Всего точнее это можно было бы выразить так, что человек попытался воспринять Бога неверным актом и не обрёл Его; и не обретя Его неверным актом, объявил, что Его нет и что верить в Него глупо и вредно. Я попытаюсь сейчас разъяснить мою мысль до конца. Тот, кто хочет увидеть картину, должен смотреть глазами. Нелепо – завязать глаза чёрным платком, прийти в картинную галерею, не услышать ни одной картины и уйти, заявляя, что всё это обман или иллюзия и суеверие, ибо никаких картин нет. Тот, кто хочет услышать сонату Бетховена, должен слушать ушами. Нелепо залить себе уши воском, прийти в концерт, не увидеть глазами звуков сонаты и уйти, заявляя, что это всё иллюзии или обман, ибо никакой сонаты не было и нет. Тот, кто захочет исследовать природу логического понятия и вооружится для этого колбой, пинцетом, ланцетом и микроскопом, сделает нелепость и, потерпев явную неудачу, не будет иметь никакого права говорить, что логика есть вздор или беспредметное суеверие»9.
В опыте такого человека действительно не предполагается места для Бога. Но при этом человек воображает, что:
Его опыт – единственно верный, здоровый, нормальный, образцовый, а мы утверждаем, что его опыт, наоборот, односторонний, скудный, урезанный, плоский, ошибочный; и что, следовательно, отсутствие Бога в его опыте ничего не означает, кроме того, что опыт его скуден. И спор с ним возможен и будет победоносен именно на этой плоскости: мы скажем ему: что ищешь живого с мертвыми? или – что ищешь духовного среди материальных вещей? Обнови свой акт и увидишь Бога, а пока пытаешься воспринять Его неверным актом, суждения твои о Нем будут глупы, жалки и неприличны. Бог есть Дух и открывается только духовному опыту и внутреннему, духовному оку. А вы, отрицатели Бога, отвергаете духовность человека, провозглашаете сенсуализм, т. е. исключительное торжество чувственного опыта, и материализм, т. е. исключительное бытие материи и тела. Уставившись на мир чувственно материальным глазом, вы, конечно, не находите Бога, как не нашли бы его при таких условиях и мы. Но вы не только сами ослепили своё око и оставили себе одни телесные глаза, но стремитесь выколоть духовное око и у нас; вы объявляете нам сначала осуждение и пренебрежение, а потом – прямое гонение и смерть. И вызов ваш мы принимаем, а угроз ваших не пугаемся10.
Рассуждая о причинах, приведших русское общество к массовому безбожию, Иван Ильин предлагает такую динамику развития неверия:
Авторская рубрика заведующего кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова…
«Началось с рассудочной насмешки. Эта слепая, самодовольная и легкомысленная ирония выдавала себя и наивно принималась за проявление “света”, за высшую зрячесть. Бездуховный, религиозно беспомощный и беспризорный европеец стал называться esprit fort (“сильный дух”). На самом деле эта ирония закрепляла в душах духовную слепоту и религиозную немощь. Это был не только отказ от священного; это был отказ от серьёзного и благоговейного подхода к священному. Эта ирония не только отрезала религиозные крылья у человека, но как бы прижигала урезанные места своим едким ядом, чтобы крылья и впредь не могли вырасти. Она опустошала душу и показывала опустошённой душе якобы пустой мир. И, следуя за ней, человек привыкал считать откровение вымыслом, догмат – предрассудком, молитву – ребячеством или ханжеством. Мало того, он привыкал стыдиться молитвы, а потом – издеваться над ней, над собой, прежде молившимся, но более не молящимся, и над самим Предметом своей бывшей молитвы. Религиозная слепота стала критерием просвещённости. А жизнь, опустошённая от святыни, стала мало-помалу подлинным царством пошлости»11.
Иван Ильин. Фото: www.globallookpress.com
Имеется немало свидетельств из жизни Церкви о том, что есть связь между возникновением и развитием неверия и действием демонических сил на человека. Один из самых почитаемых русских святых второй половины XIX – начала XX столетий – праведный Иоанн Кронштадтский приводит потрясающее по глубине свидетельство из своей богатой пастырской практики, помогающее понять глубинные корни неверия:
«И сколько в наш век, век неверия и разврата, людей, подверженных коварству, посмеянию и злобе злых духов! Я разумею всех тех, которые подвержены пьянству, несчастной и безумной плотской любви или, вернее, плотской страсти, всех так называемых нигилистов, кои, утратив драгоценнейшее сокровище человеческое – веру, не верят в будущую жизнь и в бессмертие души нашей, не чают воскресения мёртвых и всеобщего суда, которые не верят в бытие Самого Бога и в Его вечную правду и в Его грозное, неподкупное правосудие и, к их горшему несчастью, не верят и в злых духов. Эти несчастные, заблудшие люди, запутавшиеся в сетях вражиих, нередко, подобно упоминаемому в Евангелии бесноватому, прибегают так же то к огню, то к воде, т. е. к огнестрельному оружию, чтобы застрелиться, или к утоплению, или к удавлению. И заметьте, какое точно злое поветрие ныне эта насильственная, ужасная смерть! Каждый день люди или стреляются, или топятся, или вешаются, или убивают других. Жизнь человеческая многими не ставится ни в полушку.
Какая же тут страшная причина? Какой ужасный рычаг движет этих несчастных к насильственной смерти? Это, во-первых, неверие и развратная или превратная жизнь, во-вторых, это злые демоны, исконные убийцы человеческого рода. Я сам слышал от многих несчастных, подверженных запою или унынию вследствие каких-либо тяжких обстоятельств, что им назойливо шепчет злой демон: “Удавись, удавись!”, или: “Утопись, утопись!”, или: “Застрелись, застрелись!”, или: “Убей того-то”. О, окаянный супостат! Сколько душ человеческих, христианских сгубил ты в злосчастный XIX век насильственной смертью через твою всепагубную прелесть! Виноваты они, что прельстились твоими коварствами, но ты в тысячу раз виновнее и за все твои губительства получишь возмездие от праведного Судии в день воздаяния»12.
Праведный Иоанн Кронштадтский. Фото: www.globallookpress.com
Мысли святого Кронштадтского пастыря вполне созвучны высказываниям древних Святых Отцов. Так, преподобный Иоанн Лествичник пишет: «От скверной гордости рождается несказанная хула» (Слово 23:39). Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк в «Подвижнических наставлениях» говорят, что «демоны от зависти (плодам веры) наносят нам неверие; и если мы его принимаем, то делаемся их слугами и сообщниками»13. Авва Пимен говорит, что «гордость есть медная стена между человеком и Богом».
Царьград открывает новую авторскую рубрику — «Мысли о вере» заведующего кафедрой богословия Московской…
Неверующие чужды по духу своему Христу Богу. Именно этот противоположный Божественному настрой души, а с другой стороны – отказ признавать над собой какой бы то ни было авторитет – то есть гордость в своём крайнем выражении – и является причиной неверия. «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том» (1 Ин. 3, 24). «Кто от Бога, тот слушает слова Божии… вы не от Бога» (Ин. 8.47). «Но вы не верите, ибо вы – не из овец Моих. <…> Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин. 10, 26 – 27). Таким образом, жизнь по заповедям, слушание воли Божией и понимание, что не ты – хозяин своей жизни, а над тобою есть Высший Суд и Правда, есть Господь Бог, – и являются единственным условием и обретения, и сохранения веры. Без любви к Богу, открытости к диалогу с Ним любое знание, каким бы величественным оно ни казалось, окажется пустым и бесполезным: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8, 2, 3).
Игумен Никон (Воробьёв). Фото: pravoslavie.ru
В завершение хотелось бы привести мысли игумена Никона (Воробьёва) о том, как следует бороться с неверием, помыслы о котором могут посещать и людей глубоко верующих и церковных:
«Святые Отцы считают неверие такою же страстью, как блуд, тщеславие, гордость и проч. Здесь больше действует враг, чем человек. Бороться нужно с неверием, как и с прочими страстями, не рассуждением и беседой с помыслами, а изгнанием их волевым усилием (“не соизволяю”) и молитвой, особенно молитвой Иисусовой, по возможности непрерывной, с просьбой̆ от всего сердца о помиловании. От этого святого имени, пред которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, ослабеет действие вражие, войдёт в сердце мир, надежда и вера, и умиление… и пройдёт всё искушение. А пока он будет читать научные и философские книги и всякие апологии, то увязнет ещё глубже. Надо всё это бросить и обратиться к Тому, Кто есть и Путь, и Истина, и Жизнь.
…Если у тебя по действию вражию появится неверие в голове или (что хуже) в сердце – не придавай̆ значения, а твёрдо с волевым напряжением скажи: “Верую, хочу верить, отыди от меня, сатана”. И больше не останавливай внимания ни на помыслах, ни на чувствах неверия, так же как не обращаем внимания на хульные и скверные помыслы. Неверие Св. Отцы причисляют к страстям, возникающим от внушений бесов на основе падшей̆ природы человеческой̆. Потому и борьба с ними такая же, как и с прочими страстями: 1) отвлечь внимание, 2) усиленно творить молитву Иисусову, 3) каяться в грехах, 4) иногда воздержание в пище и молитва (“cей род бесовский изгоняется постом и молитвой”).
Если человек не принимает мер против неверия, не борется, как должно, то тем делается виновным уже в этих помыслах и наказывается этим самым неверием, как и всеми страстями наказывается, если не борется с ними»14.
__________________________________________________________________
1 Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. М., 1996. Ч. 1. С. 8.
2 Лосский Н. О. О природе сатанинской //Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Петербург, 1922, с. 89-90.
3 Сартр Ж.-П. Слова // Его же. Последний шанс. СПб., 2000. С. 293.
4 Сартр Ж.-П. Слова // Его же. Последний шанс. СПб., 2000. С. 294.
5 Сартр Ж.-П. Слова // Его же. Последний шанс. СПб., 2000. С. 298.
6 Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С.150.
7 Цит. по: Вениамин (Федченков), митрополит. О вере, неверии и сомнении. Льялово, 2002. C. 63.
8 Цит. по: Анри де Любак. Драма атеистического гуманизма. Милан-Москва, 1997, с. 43.
9 Ильин И. Кризис безбожия.
10 Ильин И. А. Кризис безбожия // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 341.
11 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 62.
12 Св. Иоанн Кронштадтский. Слово в 10-ю неделю по Пятидесятнице. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/propovedi/veraineverie.htm
13 Добротолюбие. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992, т. 2, с. 571.
14 Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikon_v/repentance1/contents.html
Источник: https://tsargrad.tv