Слово в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого патриарха Тихона
Протоиерей Александр Шаргунов Пастырская проповедь 
От Пасхи до Пятидесятницы звучит в Церкви Евангелие от Иоанна. В нем — Божественный свет, который все соединяет и все открывает. И в этом же свете мы видим возлюбленного ученика Господа стоящим рядом с Божией Матерью у Креста Христова. В этом свете, который есть Бог, апостолу Иоанну Богослову, как никому, дано видеть тайны Бога и тайны человека. Видеть, как страшно зло, действующее в мире, как невыносим грех, который совершает человек, потому что он всегда от диавола.
Этим непостижимым светом, может быть, можно объяснить непонятный дар апостола Иоанна Богослова видеть то, что другие ученики как бы не замечали. Только у него в Евангелии мы читаем о браке в Кане Галилейской, о ночной беседе Спасителя с Никодимом, о беседе с самарянкой у колодца, о долгом разговоре Господа с исцеленным слепорожденным. Как будто апостол Иоанн Богослов сам присутствует везде и все слышит, и все открывает ему Господь. Это, наверное, потому что он — богослов. Он видит и исповедует в Божественном свете тайну Пресвятой Троицы. В Пасху Христову, когда открывается нам тайна вечной жизни, мы слышим его слово: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». «Три свидетельствуют на небе — Отец, Сын и Святой Дух. И три свидетельствуют на земле — дух, кровь и вода». Это непостижимое видение всех событий, всех судеб человеческих — тем, кто на Тайной Вечери слушал дыхание Господа, биение Его сердца. Ему дается особенный дар слова, когда услышанное втайне на ухо, он проповедует на кровлях. Его небесная проповедь гремит над народами и веками, и поэтому именуется он «сыном громовым».
Посмотрите, как он описывает Тайную Вечерю в своем Евангелии. Что мы читаем у других евангелистов? Всего несколько строк — и это о событии, когда устанавливается таинство нашего спасения на земле! А здесь, на протяжении пяти глав — беседы Спасителя с учениками, Его первосвященническая молитва к Отцу. И каждое слово запечатлел он в своем сердце. И Дух Святой сохраняет вечную память всего, что Господь говорил для апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В этом пасхальном свете Духом Святым он видит подробности, которые могла открыть ему только любовь. Как распространялось благоухание любви от мира, когда кающаяся грешница помазала им ноги Спасителя накануне Его Страданий. Что хитон Господа был нешвенным. Вес того алое, которое приносит благообразный Иосиф ко Гробу Господню. Все непостижимо соединено. Ему дарована способность видеть судьбы всего человечества в этом свете, когда он пишет Апокалипсис — все века, все события, которые произойдут до конца мира. И способность видеть до самых мельчайших подробностей все, что связано с Господом. Запомнить каждое Его слово и слово каждого человека, который стоял рядом со Христом. Он рассказывает не только об апостоле Фоме и апостолах Филиппе и Андрее, но и о блуднице, которая была поставлена перед Господом фарисеями, в ожидании праведного и строгого суда над ней.
Вот какого дара сподобляется тот, кто стоит у Креста Христова. И потому никогда не отклоняется от истинной жизни. Мы знаем, что никто не мог там устоять — только Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов. Но каждому человеку сейчас дается эта возможность.
До скончания века всякий раз, когда совершается Божественная литургия, и мы дерзаем приблизиться к Чаше Христовой, он склоняется, как на Тайной Вечери, к сердцу Спасителя и вопрошает: «Господи, кто есть предаяй Тя?»
Будем всегда молиться святому апостолу Иоанну Богослову, и в особенности в этот день, о том, чтобы он, как говорится в тропаре ему, «належащую мглу языков — то есть ту тьму, которая окружает нашу Церковь совне, — отгнал». А также ту тьму, которая не только совне, но и изнутри хочет нас погубить — коварством и изощренностью греха, отступничеством от чистоты исповедания. Чтобы его молитвами Господь поставил нас там, где Крест Христов, где свет Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы, и помиловал нас.
Сегодня Церковь совершает также память святого патриарха Тихона. В нашем храме святителя Николая в Пыжах есть икона святого царя-мученика Николая и святого патриарха Тихона. Она была написана русским эмигрантом в Харбине в 1930 году, после того как ему во сне трижды являлся некий старец в схиме, держащий в руках точно такой образ.
На обратной стороне иконы автор изобразил бывшее ему видение со следующей надписью:
«Три раза, 17 и 23 апреля 1930 года, я видел во сне сего старца, передающего мне сей образ с повелением передать владыке. Это я понял как повеление написать такой образ.
Беженец из Благовещенска-на-Амуре, художник скульптуры Симеон Иоаннович Володченко, г. Харбин».
Когда Китай стал «красным», русские рассеялись по всему свету. Совсем небольшая часть их оказалась в Швейцарии, в том числе и автор иконы. Одна из беженцев, р.Б. Ольга, передала эту икону православному священнику из Страсбурга отцу Владимиру Шибаеву. А он в свою очередь передал ее точную копию нам.
В период, казалось бы, полной безнадежности Господь посылает «мужей силы и разума» для духовной поддержки целой нации. Можно сказать, что такая ситуация всегда была характерна для истории России.
Мы благоговейно предстоим перед тайной избранничества патриарха Тихона. Он — предстоятель Церкви новых мучеников и исповедников Российских, прославившейся небывалыми в истории гонениями. Вместе с Царской семьей — в центре иконы новых мучеников. То же самое изображено на иконе, написанной по откровению свыше. Невольно возникает связь со стоянием у Креста Христова Божией Матери и возлюбленного Его ученика. Удивительно, что прославление патриарха Тихона было в день памяти апостола Иоанна Богослова. Всем своим обликом святой патриарх как бы дает завещание нашей Церкви словами апостола: «Дети, любите друг друга». И слова эти перекликаются с его последним обращением: «Чадцы мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей святой Церкви… Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» Это самый главный завет — всегда, и в особенности во времена, когда зло раскрывается с предельной силой. Не потому ли Господь влагает почти буквально те же самые слова в уста святого Царя-мученика накануне его смерти: «Зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но не зло победит зло, а только любовь». Святые патриарх Тихон и царь-страстотерпец — у Креста Христова, и все мученики, стоящие в бесконечном сонме за ними, — у Креста, каждый с Христовым крестом в руке.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Источник: ruskline.ru