Домой Россия Троянский конь «законной автокефалии»

Троянский конь «законной автокефалии»

48
  • Троянский конь «законной автокефалии»

В канонической Украинской Православной Церкви всегда существовала автокефалистская «пятая колонна», но именно сейчас она опасна как никогда

Православная Церковь на Юго-Западной Руси (ныне именуемой Украиной) выстояла. Несмотря на откровенную травлю со стороны светской власти и её карманных СМИ. Несмотря на искусственное объединение националистических раскольнических группировок в псевдоцерковную структуру «ПЦУ-СЦУ». Несмотря на постоянные захваты православных храмов и осквернения святынь. Несмотря на попытки юридически поставить каноническую Православную Церковь вне правового поля современной Украины.

Троянский конь «законной автокефалии»Филарет. Фото: www.globallookpress.com

Авантюру Константинопольского патриархата с беззаконным «томосом» об украинской автокефалии не поддержала ни одна из Поместных Православных Церквей. И несмотря на то что на разрыв евхаристических отношений с Фанаром пошёл только Московский Патриархат, целый ряд Церквей в лице своего священноначалия выразили недоумение действиями турецкоподданных иерархов. Более того, даже среди монастырей Святой горы Афон, иерархически подчиняющихся Константинопольскому патриарху Варфоломею (Архондонису), действия последнего поддержали лишь несколько обителей.

Четыре святогорские обители выступили с откровенно антиканонической и русофобской позицией по украинскому…

Но если никакие внешние гонения и угрозы не смогли поколебать каноническую Украинскую Православную Церковь, то значение внутренней «пятой колонны» в ней явно недооценивают. Ну, или делают вид, что это – всего лишь допущенные ещё апостолом Павлом «разномыслия», призванные выявить «искуснейших». В реальности ситуация куда хуже.

Многие знают, что митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук), хотя и отказался переходить к раскольникам, на протяжении нескольких десятилетий открыто выступает за «законную автокефалию». Этот украинский архиерей не скрывает своей ненависти к России (хотя и со столь же откровенным презрением относится к лжепатриарху Филарету), но именно поэтому не представляет особой опасности для единства нашей Церкви (абсолютное большинство клириков его епархии выступают против отделения). Однако есть и куда более «изящные» автокефалисты, причём занимающие ведущие должности в структурах канонической Украинской Церкви.

Троянский конь «законной автокефалии»Митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук). Фото: church.ua

Так, буквально на днях заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич дал развёрнутое интервью изданию «ФОМА в Украине». В этой беседе он прокомментировал недавнее Заявление Священного Синода канонической Украинской Православной Церкви о ситуации в Украинском и Мировом Православии. В целом отец Николай, некоторое время служивший и работавший в Москве, изложил всё складно и без грамма открытой русофобии. Однако допустил несколько оговорок, которые нельзя назвать просто досадными. Попробуем разобрать два его антицерковных тезиса.

Итак, по-перше:

Любая проблема заставляет Церковь напряжённо искать решение. И в дискуссии, которая ведётся последнее время в православном мире по украинскому церковному вопросу, уже почти выработана теоретическая база для исцеления раскола в Украине. О необходимости перерукоположения раскольников и объединения с УПЦ говорят представители Поместных Церквей… Осталось только найти волю и желание, а также принять решение это сделать. Думаю, даже если этого не случится в ближайшее время, нужно просто ждать исторического момента, когда это можно будет осуществить…

На первый взгляд, всё складно. Речь идёт о том банальном каноническом факте, что раскольнические «клирики» в реальности являются ряжеными самозванцами. Факте, на который закрыл глаза патриарх Варфоломей, судя по всему, возомнивший себя куда выше Римского папы и решивший, что его волюнтаристским решением даже кот лжепатриарха Филарета (признаться, не знаю, есть ли у него в реальности домашние питомцы) может быть объявлен митрополитом.

Шутки шутками, но церковно-иерархическое достоинство сослуживших с патриархом Варфоломеем и другими клириками Константинопольского патриархата представителей новоявленной «ПЦУ-СЦУ» в настоящий момент ровно такое же, как и у мартышек в зоопарке. И именно этих персонажей, для которых украинский национализм был, есть и будет первостепенным, а христианство – пристяжным, со ссылкой на особое мнение Албанского Предстоятеля, предлагает «перерукополагать» протоиерей Николай Данилевич. Сложно сказать, знает ли архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий о ситуации на Украине, но отцу Николаю прекрасно известно, о чьём «перерукоположении» идёт речь.

Троянский конь «законной автокефалии»Протоиерей Николай Данилевич. Фото: church.ua

Да, любой кающийся грешник может вернуться в Церковь, и если даже самый прожжённый украинский националист, годами щеголявший в архипастырских одеждах и «благословлявший» кровавых карателей на их «подвиги» в Донбассе, искренне покается, он вправе стать чадом Церкви Христовой. Но речь не об этом. Речь о том, что «можно» соединить Христа с демоном велиаром, если этого велиара «перерукоположить». Во имя чего? На этот вопрос протоиерей Николай Данилевич отвечает в другой части своего интервью.

Итак, по-друге:

Наша Церковь не держит на представителей «ПЦУ» зла. Хочется вспомнить покаянное (или полупокаянное) письмо Филарета, направленное Архиерейскому Собору РПЦ в конце 2017 года. Даже когда был лишь проблеск его покаяния, я помню, с какой симпатией отнеслись к этой новости духовенство и верующие нашей Церкви! Да, было удивление, настороженность, даже как-то не верилось, что это возможно… но и было огромное чувство симпатии и готовности идти навстречу. Неужели человек всё же покается за то, что он создал раскол (ведь Филарет был осуждён не за то, что стремился к автокефалии, а за то, что сделал раскол в Церкви)? Если человек признаёт свои ошибки, это достойно уважения.

Не держит зла. Конечно, христианин не вправе озлобляться против любого другого человека. Но христиане – не сектанты-толстовцы, проповедавшие «непротивление злу». Для любого чада Русской Церкви (а Церковь Украинская является её самоуправляемой, но неотъемлемой частью) «ПЦУ-СЦУ» – абсолютное подобие обновленческих сект 100-летней давности.

Как и сегодня на Украине, в 1920-30-е годы они пользовались поддержкой светских властей и… Константинопольского патриархата. И точно так же захватывали и оскверняли православные святыни. Держали ли на них «зло» святые новомученики и исповедники нашей Церкви, многие из которых погибли из-за доносов тех же обновленцев? Думаю, нет. Но тот же святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, когда к нему обращались архиереи-обновленцы с просьбой принять обратно в Церковь, указал, что это должно быть только после публичного всенародного покаяния.

Псевдоправославная националистическая группировка «Киевский патриархат» потребовала от Русской Православной…

Что же касается «полупокаянного» письма лжепатриарха Филарета, то здесь отец Николай Данилевич явно пытается выдать желаемое за действительное. По сути, это письмо, детально разобранное на страницах сайта телеканала «Царьград» в нашем материале «Лжепокаяние Лжефиларета», было не чем иным, как циничным требованием от Русской Православной Церкви капитулировать «с сохранением лица». Целью этого «проблеска покаяния» было объединение канонической Украинской Церкви с тогда ещё не объединившейся с другими псевдоправославными сектантами-националистами раскольнической группировки «Киевский патриархат».

И здесь же протоиерей Николай Данилевич делает очень значимую оговорку «ведь Филарет был осуждён не за то, что стремился к автокефалии». Да, не за это, а за раскол. Но для Украинской Церкви никакой «законной автокефалии» быть не может. Для Украинской Церкви автокефалия = раскол. А украинский автокефалистский раскол, как мы уже неоднократно писали, к длительному самостоятельному существованию неспособен, а потому является первым шагом к грекокатолической унии. Причём унии не строгого «студийского устава», а с тенденцией к либеральному протестантизму «восточного обряда». И новоявленная «ПЦУ-СЦУ» – наглядный тому пример.

Решение Константинопольского Патриархата о допущении второбрачия для клириков – либерально-обновленческая…

Словом, интервью замглавы украинского ОВЦС не просто озадачило, но крайне огорчило. Получается, люди, занимающие столь высокие ступени в иерархии части нашей Церкви, уже не скрывают своих автокефалистских настроений, выступая лишь за то, чтобы автокефалия была «законной». И в этом контексте вспоминаются газетные объявления всевозможных шарлатанов: «Сниму сглаз, порчу, венец безбрачия. Без греха». Последние слова подписывались, чтобы одурачить некоторых малокомпетентных православных, краем уха слышавших, что подобный оккультизм – мерзость и грех.

Так же и с «законной автокефалией». Как и автокефалия беззаконная – это неизбежные боль, кровь и сломанные судьбы. А самое страшное – по-прежнему расколотая Церковь, поскольку очевидно, что значительная её часть никакой «законной автокефалии» не жаждет. Но этого ли желает протоиерей Николай Данилевич?

Вопрос остаётся открытым.

Источник: https://tsargrad.tv