Ранее ряд американских СМИ сообщали со ссылкой на правительственных чиновников в Вашингтоне, что США могут поставить Польше истребители F-16 американского производства, если Варшава откажется от своих истребителей в пользу Украины. В итоге в Пентагоне раскритиковали предложение Варшавы поставить МиГи США с целью отправки их в Украину. Перспектива того, что истребители, предоставленные в распоряжение США, вылетят с американской базы НАТО в воздушное пространство, в котором воюет Россия, «вызывает серьезные опасения у всего альянса».
Откуда истребители?
Первая презентация истребителя МиГ-29 польскому военно-политическому руководству состоялась в октябре 1985 года в Кубинке. Социалистическая Польша тогда изъявила желание приобрести в общей сложности 36 одноместных истребителей МиГ-29 и шесть учебно-боевых двухместных МиГ-29УБ. Первые четыре МиГ-29 прибыли в Минск Мазовецкий в июле-августе 1989 года и вошли в состав первой эскадрильи ИАП «Варшава». Еще четыре МиГ-29 первой партии прибыли в Польшу в октябре 1990 года. Дальнейшие поставки этих самолетов из СССР (России) были прекращены после роспуска Организации Варшавского договора.
Когда Германия после поступления на вооружение истребителей нового поколения «Тайфун» сняла с вооружения 18 истребителей МиГ-29 и четыре УБС МиГ-29УБ (модернизированных по стандартам НАТО и получивших обозначение MиГ-29G/GT), было решено «продать» эти самолеты Польше по символической цене один евро. Однако практически все они были признаны негодными и списаны с вооружения.
Этапы модернизации
Вступление Польши в НАТО в 1999 году потребовало некоторой модернизации БРЭО истребителей. На девяти самолетах МиГ-29, предназначенных для действий в единой системе ПВО НАТО (NATJNDS), были установлены запросчики-ответчики системы «свой-чужой» SC-10 MkXII, соответствующие стандарту НАТО, модернизированная радиостанция Р-862, приемник GPS Trimble 2101, система предотвращения столкновений в воздухе, а также приемники радионавигационной аппаратуры TACAN и ILS.
В 2009 г. был принят трехэтапный план модернизации самолетов МиГ-29, основанный на опыте изменения Су-22 для зарубежных заказчиков. Первоначально модернизации планировалось подвергнуть 16 самолетов МиГ-29.
Модернизация должна была начаться на авиаремонтном заводе в Быдгоще в начале 2012 года и завершиться к концу того же года. В ходе реализации второго этапа модернизации польских МиГ-29 предполагалось оснастить этот самолет жидкокристаллическими многофункциональными индикаторами, установить новый индикатор на лобовом стекле, цифровой вычислитель воздушных данных, аварийный авиагоризонт и новые рычаги управления. Кроме того, планировалось внести усовершенствования в бортовую радиолокационную станцию Н019 и систему управления огнём.
В рамках третьего этапа предполагалось внести более существенные изменения в конструкцию, что должно было обеспечить возможность применения ракет «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM с радиолокационным самонаведением, установить новую станцию предупреждения об облучении, а также внедрить новый нашлемный прицел-целеуказатель. В состав комплекса вооружения предполагается ввести стандартные средства поражения НАТО — ракеты «воздух — воздух» большой дальности AIM-120C и малой дальности AIM-9X «Сайдуиндер», а также управляемые ракеты «воздух-поверхность» AGM-65C «Мейврик». О результатах этой программы не сообщалось.
Где находятся польские МиГ-29?
В 2014 году ВВС Польши располагали 32 самолетами типа МиГ-29, среди которых 26 одноместных и 6 двухместных, состоящими на вооружении двух эскадрилий (в Минске Мазовецком и в Мальборке). В начале февраля 2021 года, по информации Генштаба вооруженных сил Польши, все польские самолеты МиГ-29 находились на своих базах.
Напомним, что в 2020 году сообщалось, что в составе ВВС Польши осталось всего шесть истребителей МиГ-29, способных подняться в воздух. Тем не менее самолеты типа МиГ-29 предполагалось снять с вооружения польских ВВС в начале 2030-х годов.
Состояние истребителей
Российские эксперты считают, что даже если Варшава урегулирует с НАТО и США вопрос о передаче самолетов украинским ВВС, то этот шаг все равно не повлияет на исход российской спецоперации на Украине. Самолеты МиГ-29 (польских ВВС) долгое время не обслуживались, не ремонтировались. Не факт, что они все смогут взлететь в воздух и нормально долететь до взлетно-посадочной полосы украинских аэродромов, считают специалисты.
https://www.gov.pl/web/dyplomacja/oswiadczenie-ministra-spraw-zagranicznych-rzeczypospolitej-polskiej-w-zwiazku-z-wypowiedzia-sekretarza-stanu-usa-w-sprawie-przekazania-samolotow-ukrainie