Как провести предстоящие многодневные «майские праздники» с максимальной духовной пользой
«На дачу или на курорт?» — вот в чём вопрос для миллионов наших соотечественников, значительная часть которых уже успели взять отгулы или дни в счёт отпуска, а потому предвкушают 12-дневный отдых, подобный новогодним «каникулам». Оставим за скобками то, что практически у каждого из нас есть масса домашних и дачных дел, которые едва ли позволят предаться праздному «ничегонеделанию». Конечно же, для большинства из нас «отдыхом» станет лишь смена трудового фронта.
Святыни Третьего Рима и его окрестностей важно посетить каждому православному человеку, поскольку именно здесь…
Очевидно и то, что далеко не каждый сможет вырваться из родного города или села. Хотя бы из-за элементарной нехватки средств на далёкие поездки. Но если вам удалось что-то сэкономить и есть желание сменить обстановку, попробуем спланировать, как можно потратить эти деньги, с одной стороны, не слишком обременяя семейный бюджет, а с другой — сделать это с пользой для души. Не будем оригинальны: вот уже в третий раз на страницах сайта Телеканала «Царьград» мы предлагаем самый традиционный, многовековой опыт русских путешествий — паломнический.
В прежних трёх выпусках нашей рубрики мы уже составляли, говоря современным языком, «топ-5» самых главных святынь России, «топ-5» святынь Москвы и Подмосковья, а также Санкт-Петербурга и окрестностей. Сегодня же хочется предложить свернуть с многократно изъезженных маршрутов «Золотого кольца России», но не так далеко, чтобы это было слишком накладно для кармана. Так, чтобы туда вполне можно было добраться на стареньком «жигулёнке» или на рейсовом автобусе или, на край, воспользоваться новомодными сервисами поиска попутчиков. Ну и, разумеется, так, чтобы в этих святых местах можно было найти бюджетные гостиницы.
Фото: Katsiuba Volha / Shutterstock.com
И, конечно, хочется напомнить, что сегодняшние паломничества — далеко не всегда одно и то же, что паломничества наших благочестивых предков. В древности христиане подолгу готовились к путешествиям по святым местам, нередко осуществляя их пешим способом. Богомольцы готовились к Исповеди и Причастию, чтобы, поклонившись святыням, причаститься Святых Христовых Таин. Сегодняшнее же паломничество чаще всего — это то, что называют «религиозным туризмом».
Сегодня далеко не каждый может стать паломником в изначальном церковном смысле, но посетить древние святыни и…
Но осуждать за это ни в коем случае нельзя. Ведь многие, кто отправляется к святыням без молитвослова, но исключительно с мобильным фотоаппаратом для Instagram и других «пабликов», тем самым делают первый шаг на своей дороге к храму. И один этот путь — уже великое чудо! А если он сопровождается хотя бы краткими, но искренними и благоговейными прикосновениями к православным святыням, то нет сомнения в том, что для большинства современных паломников это принесёт значительную духовную пользу. Особенно учитывая то, что ближайшие «длинные выходные» — это Пасхальная Светлая седмица и последующие за ней дни, в которые сохраняется радость от Светлого Христова Воскресения.
И, наконец, ещё одна небольшая оговорка. Предложенные варианты паломнических поездок — это отнюдь не результаты какого бы то ни было официального или неофициального «паломнического рейтинга». Напротив, это те святые места, о которых известно не так уж и много, хотя позабыты они явно незаслуженно.
Итак, в добрый путь!
* * *
1. Михаило-Архангельский мужской монастырь (город Юрьев-Польский Александровского района Владимирской области)
Михаило-Архангельский мужской монастырь. Фото: www.globallookpress.com
Владимирская Русь славна своими древними святынями, а потому неслучайно является одним из важнейших звеньев уже упомянутого «Золотого кольца». Но если сам Владимир и соседний Суздаль известны многим миллионам российских и зарубежных туристов, то дивный городок Юрьев-Польский незаслуженно обойдён таким же вниманием. Более того, в 2008 году скандально известный режиссёр Серебренников оболгал этот город и его жителей, сняв в нём откровенно русофобскую и антицерковную фантасмагорию под названием «Юрьев день».
Михайлов день: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
А между тем это место — средоточие многих православных святынь, среди которых один из самых древних, сохранившихся от домонгольской Руси храмов — белокаменный Георгиевский собор, сооружённый в начале 1230-х годов великим князем владимирским Святославом Всеволодовичем, внуком Юрия Долгорукого, основателя не только Москвы, но и самого Юрьев-Польского. Собственно, как сам город, так и Георгиевский храм были посвящены Небесному покровителю этого русского князя — великомученику Георгию Победоносцу (вторая часть названия города не связана с поляками, но происходит от слова «поле», поскольку Юрьев-Польский стоит на суздальском Ополье).
По образцу именно этого храма позднее будет возведён знаменитый Патриарший Успенский собор Московского Кремля.
И, конечно, подлинной жемчужиной Юрьев-Польского является основанный также ещё в XIII веке Михаило-Архангельский монастырь, к которому ныне и приписан Георгиевский собор.
Фото: www.globallookpress.com
Вот что рассказал Телеканалу «Царьград» о нём и его основателе настоятель обители, игумен Афанасий (Селичев):
Монастырь наш был основан в начале XIII века святым благоверным князем Святославом Всеволодовичем, сыном Всеволода Большое Гнездо, дядей Александра Невского. Основан был как княжеский монастырь для своего сына, схимонаха Димитрия, который с юных лет изъявил желание жить в иноческом чине. Что интересно, согласно Житию, Святослав Всеволодович был женат на дочери святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.
Святыни Санкт-Петербурга и окрестностей не настолько древние, как храмы и обители Москвы, Подмосковья и…
В своей многовековой истории Михайловский монастырь претерпел немало, начиная с разорения Батыем и заканчивая закрытием в годы советских антицерковных гонений. Однако святыню удалось уберечь, во многом трудами музейных работников, с которыми у монахов обители и сегодня сохраняются добрососедские отношения.
Тем не менее эта дивная святыня сегодня нуждается в поддержке, в том числе именно потому, что находится в стороне от популярных паломнических и туристических маршрутов. И если кто-то из паломников сможет задержаться и помочь монастырю, это будет полезно как для обители, так и для жертвователя. Хочется надеяться, что совместными усилиями всех неравнодушных христиан Михайловская обитель Юрьев-Польского града будет возрождена в былом великолепии.
Адрес монастыря: Владимирская область, Александровский район, город Юрьев-Польский, улица 1 Мая, дом 4.
Телефон настоятеля: +7 (910) 186-46-03
* * *
2. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь (город Малоярославец Калужской области)
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь. Фото: www.globallookpress.com
Никольская обитель также не относится к ключевым паломническим маршрутам России, но достаточно известна. С одной стороны, благодаря кипучей деятельности своей настоятельницы — игумении Николаи (Ильиной), организовавшей в монастыре чуть ли не «Женский Афон» с детским приютом и великолепным хозяйством (больше всего известны швейная мастерская и сыроварня), а с другой — из-за очень схожей ситуации с Юрьев-Польским, оболганным либеральным режиссёром Серебренниковым.
Правдивая история Малоярославецкого монастыря
Несколько лет назад Черноостровский монастырь также подвергся самой настоящей либеральной травле и очернению из-за лживой книги, написанной одной из её бывших послушниц (вообще, бывшие христиане обычно очень агрессивны к Церкви). Но обитель выстояла. Как в Смутное время, когда была разорена польско-литовскими захватчиками. Как в ходе Отечественной войны 1812 года, когда сильно пострадала от безбожных наполеоновских войск (на монастырских вратах до сих пор остались отметины от вражеской картечи). Как и в советские времена, когда была разорена большевиками-богоборцами, которые сначала превратили святыню в педтехникум и жилые квартиры, а затем — в развалины.
Как рассказала Телеканалу «Царьград» матушка Николая (Ильина) о начале возрождения Свято-Никольской Черноостровской обители:
Вокруг были руины, территория была очень сильно засорена. Первое время нас было только двое, и владыка Климент (ныне — митрополит Калужский и Боровский, глава Издательского совета Русской Православной Церкви — ред.) постоянно спрашивал, пришли ли ещё сёстры. И однажды, в день преподобного Амвросия Оптинского, я молилась у его иконы с просьбой послать сестёр — может, 5, а может, даже 10.
Уже совсем скоро в обители было 30 сестёр (сегодня их больше 120). И практически сразу, а это были «лихие девяностые», игумения Николая создала при монастыре детский приют. Ныне это официальный детский приют «Отрада», один из лучших в нашей стране, чьи воспитанницы неоднократно побеждали на различных творческих конкурсах как в России, так и за рубежом. Ну а многие сёстры обители уже успели стать игуменьями других женских монастырей.
Впрочем, лучше один раз увидеть собственными глазами, побывав в этом подлинном «Женской Афоне» и прикоснувшись к его святыням, главной из которых является его духовная жизнь в соответствии с заветами святых отцов христианской древности.
Адрес монастыря: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Кутузова, д. 23
Контактный телефон: +7 (48431) 2-14-69
* * *
3. Борисоглебский монастырь (посёлок Борисоглебский Ярославской области)
Борисоглебский монастырь. Фото: www.globallookpress.com
Эта древняя обитель, как и Михаило-Архангельский монастырь города Юрьев-Польский, находится неподалёку от святынь уже упомянутого «Золотого кольца России». Однако, в отличие от знаменитого соседнего Ростова Великого, сюда не так часто заглядывают туристы и паломники. Хотя именно здесь ежегодно зимой проходят православно-патриотические Всероссийские Иринарховские чтения. А каждое лето — многочисленный крестный ход, посвящённый преподобному Иринарху Затворнику, святому рубежа XVI–XVII столетий, прославившемуся великими монашескими трудами и многочисленными прижизненными и посмертными чудесами.
Одоление Смуты: Памяти преподобного Иринарха, затворника Ростовского
Поселившись в Борисоглебской обители, старец Иринарх сразу же обрёк себя на суровое затворничество и более 30 лет не снимал тяжёлых вериг, сидя в цепях в небольшой холодной келье у монастырской стены. Эти вериги и сегодня хранятся в монастыре, и каждый паломник может с молитвой примерить их на себя. Одним же из главных подвигов преподобного Иринарха Затворника стала его молитвенная роль в избавлении Русской земли от польско-литовских захватчиков в годы Смуты.
Вот как это описывается в его Житии:
Летом 1611 года воевода Лжедмитрия II, гетман Сапега, захватив Борисоглебский монастырь, пожелал видеть сидящего в цепях старца, который, как доложили гетману, молится за свергнутого царя Василия Шуйского. Преподобный Иринарх смело сказал в лицо захватчику: «Я в России рождён и крещён, за Русского царя и Бога молю», после чего стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть (что и случилось осенью того же года). Позднее святой послал князю Димитрию Пожарскому своё благословение, предсказав: «Увидите славу Божию»…
Мощи преподобного Иринарха находятся в обители под спудом. Как и Михайловский монастырь, Борисоглебская обитель нуждается в поддержке, в том числе в отношении её реставрации (сделано очень многое, но многое ещё впереди).
Адрес монастыря: Ярославская область, п. Борисоглебский
Контактный телефон: (48539) 2-15-41
* * *
4. Николо-Пешношский монастырь (Дмитровский район Московской области)
Николо-Пешношский монастырь. Фото: www.globallookpress.com
Древние монашеские обители Подмосковья, казалось бы, широко известны. Но целый ряд из них был восстановлен только в последние годы, а некоторые до сих пор восстанавливаются. Одна из тех, что в буквальном смысле возродилась из небытия, — Николо-Пешношская обитель, тесно связанная духовными узами со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.
Наследник Сергия Радонежского: Памяти преподобного Мефодия Пешношского
Монашеская жизнь здесь зародилась ещё в середине XIV столетия по молитвам и наставлениям преподобного Сергия Радонежского, одним из учеников которого был основатель этой обители преподобный Мефодий. Именно святой Сергий указал молодому священноиноку то место, где возвести святую обитель.
Преподобный Мефодий как послушный сын исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келий, пеш, нося деревья через речку. Оттого-то за обителью осталось навсегда имя Пешношской. И речку, при которой стоит она, назвали Пешношей.
За шесть с половиной столетий своей истории Николо-Пешношский монастырь неоднократно разорялся иноземными захватчиками, в том числе в годы Смуты и Великой Отечественной войны. Но больше всего обитель пострадала от наших соотечественников — богоборцев. Только в 2007 году монастырь вернули Церкви в плачевном состоянии. И буквально за считанные годы он возродился в былом великолепии.
Как рассказал в интервью Телеканалу «Царьград» настоятель Николо-Пешношского монастыря, игумен Григорий (Клименко):
Преподобный Мефодий в полной мере повторил подвиг своего учителя, а в чём-то его даже превзошёл. Та любовь, которую он сюда принёс, живёт и сегодня и притягивает сюда людей. И явственно ощущается, как он любит нас, а потому его живое участие в жизни обители мы ощущаем ежедневно.
И каждый из нас, православных христиан, может почувствовать эту поистине чудотворную любовь, посетив дивную подмосковную обитель преподобного Мефодия Пешношского, которую в древности неслучайно именовали «Второй Лаврой».
Адрес монастыря: Московская область, Дмитровский район, поселок Луговой.
Контактные телефоны: +7 (926) 181-92-15 и +7 (926) 400-53-01
* * *
5. Троице-Одигитриева Зосимова пустынь (Новая Москва)
Троице-Одигитриева Зосимова пустынь. Фото: www.globallookpress.com
Подмосковная женская обитель, которая формально входит в границы Новой Москвы, однако сюда не так-то просто добраться общественным транспортом. А потому и сейчас эта обитель вполне оправдывает статус пустыни, монашеской общины, удалённой от населённых мест. Именно такой её и основали в 1826 году великий православный старец схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми.
Московская пустынь: Обитель преподобного Зосимы (Верховского)
До революции Троице-Одигитриева Зосимова пустынь была излюбленным местом тысяч православных богомольцев. Задолго до прославления отца Зосимы здесь свято хранили память о нём, распространяя обширное духовное наследие преподобного. В 2000 году состоялось прославление преподобного Зосимы в лике святых. Перед этим была сделана попытка обрести его святые мощи, однако саркофаг оказался пуст. Вероятнее всего, мощи были перезахоронены в годы гонений. Сейчас монахини Зосимовой пустыни усердно молятся о том, чтобы обрести эту святыню.
И хотя сёстрам обители предстоит ещё немало трудов по возрождению дореволюционного великолепия Зосимовой пустыни, уже сегодня здесь готовы принять многочисленных гостей. С надеждой на то, что со временем монастырь возродится как одно из излюбленных мест православного паломничества.
Адрес монастыря: Москва, поселение Новофёдоровское, поселок Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь
Контактный телефон: +7 (963) 660-83-07
* * *
Ангела-Хранителя в дорогу!
Источник: https://tsargrad.tv