ОПЕК+ отказывается от ограничений на добычу не для того, чтобы «насолить США»
Хотя главным событием второго дня ПМЭФ официально считалась дискуссия о национальных целях развития с участием таких бонз, как глава ЦБ Эльвира Набиуллина, замглавы АП Максим Орешкин и министр финансов Антон Силуанов, настоящий аншлаг наблюдался в соседнем помещении, где гостей собирал вице-премьер Александр Новак. По его приглашению в Питер приехали министры энергетики Саудовской Аравии, ОАЭ и Венесуэлы, министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии, а также генсек ОПЕК.
Фото: Сергей Кулаков/photo.roscongress.org
Александра Новака и его королевское высочество, представителя правящей династии Саудовской Аравии Абдулазиза Аль Сауда (которого, естественно, сопровождала внушительная свита) сразу же окружила огромная толпа российских и иностранных журналистов. Из-за этого ажиотажа сессия не могла начаться более 15 минут, и потерявшему терпение Сергею Брилеву, выступавшему в качестве модератора дискуссии, пришлось чуть ли не силой оттаскивать репортеров от ньюсмейкеров.
Впрочем, такой интерес был вполне объясним. 2 июня в Эр-Рияде состоялось заседание ОПЕК+, на котором одновременно с решением о продлении нефтяной сделки картеля на весь 2025 год был согласован постепенный отказ от добровольных ограничений, которые взяли на себя некоторые страны, в первую очередь Россия и Саудовская Аравия. Увеличение добычи, как ожидается, начнётся с октября 2024 года и продлится в течение четырёх кварталов. Всего на рынок может дополнительно выйти 2,2 млн баррелей в сутки.
Абдулазиз аль Сауд не скрывал своего раздражения тем, как эта новость была интерпретирована некоторыми СМИ и экспертами. «Сразу после заседания ОПЕК+, некоторые уважаемые банки, в частности, Голдман Сакс напечатали 2 страницы текста, на которых 7 раз упомянули о том, что речь идёт о давлении в сторону снижения цен. Это неверная интерпретация событий», — совсем не по-королевски кипятился его королевское высочество. Он подчеркнул, что ОПЕК+ — это не та организация, а Саудовская Аравия — не та страна, которая может поддаться какому-то внешнему воздействию. «Так это не работает», — заявил г-н аль Сауд. По его словам, решение о постепенном увеличении добычи связано отнюдь не с желанием насолить США (дело в том, что снижение мировых цен ограничит инвестиции в дорогостоящие проекты — в частности, в американскую сланцевую нефть). А с прогнозируемым увеличением потребления и внутренними задачами Саудовской Аравии. Растущие экономики, как показывают расчёты, сумеют поглотить дополнительные баррели, не вызывая потрясений на рынке.
Александр Новак, а также директор РФПИ Кирилл Дмитриев солидаризировались с мнением принца. Новак напомнил, что раньше существовала теория «пик ойл», которая провозглашала, что мировая добыча достигнет пика в 2000 году, после чего начнётся неизбежный спад. Однако эти прогнозы не сбылись. Сейчас многие продвигают теорию «пик спроса» и ожидают падения потребления. Однако, по мнению Новака, предпосылок к этому нет: в ближайшие 20 лет ожидается удвоение мирового ВВП, а это потребует более высокого потребления. Кроме того, много энергии необходимо для развития цифровых технологий. Уже сейчас через имейл ежесуточно передаётся 281 млрд сообщений. «Мы не видим падения спроса», — подчеркнул Новак.
Фото: Елена Егорова
Вице-премьер подчеркнул, что российская энергетика уже адаптировалась к ограничениям и вызовам, с которыми столкнулась после начала СВО. «Российский ТЭК не только сохранил устойчивость, но и обеспечил потребности российской экономики в полном объёме. Примерно 20% ВВП в прошлом году — это энергетический сектор и порядка 30% налоговых доходов в бюджет», — рассказал Новак. Он признал, что доходы от энергоресурсов «несколько ниже, чем раньше».
Однако выпадение компенсируется диверсификацией — растут поступления от других отраслей, несырьевого сектора, со знанием дела объяснил вице-премьер.
Ведущий попытался выбить Новака из колеи вопросом про газ, но также не преуспел. Чиновник пояснил, что с этим топливом тоже все будет в порядке: через 20 лет он сравняется с нефтью в мировом энергобалансе. Попытки искусственно регулировать газовый рынок, в том числе европейский, по его словам, приводят к росту цен. «С точки зрения баланса спроса и предложения ничего не изменилось. Просто маржа перераспределилась в сторону судостроения и перевозчиков. А платят за это опять-таки потребители», — пояснил Новак. Кирилл Дмитриев рассказал, что из-за роста цен на газ, вызванного отказом от российского топлива, спрос упал на 17%. «Европейская экономика стагнирует»- констатировал он. В РФПИ подчитали, что потери Европы от сокращения импорта газа из РФПИ уже составили 700 млрд евро. А к концу года этот показатель достигнет триллиона.