Санкт-Петербург, 18 декабря 2019 г.
Уже много лет подряд в Книжной гостиной Санкт-Петербургской Духовной Академии регулярно проходят различные конференции и семинары. Небольшое помещение на набережной Обводного канала 7 не способно вместить достаточного количества людей, чтобы организовать всероссийскую или международную конференцию, однако недостаток места сполна компенсирует непринуждённая атмосфера, которая располагает к приятному общению. Участники собираются за большим деревянным столом и делятся друг с другом своими открытиями и мнениями. Это получило наименование «учёного чаепития». Такие встречи стали известной в церковном научном сообществе традицией, а участники всё чаще стремятся оказаться за одним столом со своими единомышленниками.
Так 16 декабря 2019 года в Книжной гостиной прошли III «Барсовские чтения», — научно-богословская конференция по церковному праву, — посвящённая теме «Церковный суд в России. История и современность». В Чтениях приняли участие учёные и исследователи из духовных и светских вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Сергиева Посада и Казани, сообщает пресс-служба СПбДА.
Перед началом выступлений проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин зачитал приветственное слово епископа Петергофского Силуана:
«Наши духовные школы стояли у истоков изучения канонического права в Российской империи. Свой весомый вклад в изучение церковного законоведения внесли преподаватели епископ Иоанн (Соколов), Тимофей Васильевич Барсов, Владимир Николаевич Бенешевич и другие.
Сегодняшнее мероприятие посвящено вопросу церковного суда в России. Судебная система — это работа с эксцессами, когда обыкновенные христианские способы увещевания уже не применимы. Поскольку церковное судопроизводство опирается на священные каноны, то приобретает особую значимость их взвешенная интерпретация. “Какой канон применить в конкретной ситуации? Насколько допустимо использовать светское законодательство? Откуда берут свои истоки те или иные нормы?” — все эти вопросы требуют не только практических решений, но и фундаментального осмысления в рамках научного изучения канонического права».
После этого протоиерей Константин обратился к присутствующим и обратил внимание на то, что данная конференция — это уже третье мероприятие, организованное Обществом изучения церковного права имени Т. В. Барсова* при Издательстве Академии, и что оно впервые получило наименование «Барсовские чтения». Также он отметил, что прошло два года с того момента, как в Духовной школе началась систематическая работа с публикациями и мероприятиями по церковному праву. За это время прошли три, включая сегодняшнюю, конференции и круглый стол, организованный Историческим обществом. Завершая выступления, отец Константин рассказал, что в настоящее время «Барсовское общество» готовит первую коллективную монографию, посвящённую вопросам церковного суда.
Модератором встречи выступил профессор кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета П. И. Гайденко.
Первым доклад на тему «Дискуссии на Поместном соборе 1917–18 гг. о путях реформирования духовного суда. Постановка проблемы» прочитал доцент, кандидат богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Алексий Балакай. Он отметил, что в рамках дискуссии на Поместном соборе высказывались две противоположные точки зрения на каноническое устройство церковного суда в Российской империи. Согласно первой, церковные каноны во многом подменяются светскими юридическими положениями. Согласно второй, исключительно каноническое устройство церковного суда в России невозможно. Кроме того, выступающий обратил внимание на необходимость анализировать каноны, которые используются для аргументации той или иной позиции, а также задал вопрос о том, как постановления Поместного собора отразились на современном церковном суде.
Далее кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Московской Духовной Академии протоиерей Александр Задорнов рассказал о пределах икономии в современном судопроизводстве Русской Православной Церкви. Отец Александр отметил, что в настоящее время понятие «икономия» согласно нормативному определению понимается как отступление от точного исполнения канонического порядка, однако этимология и историческое применение данного термина говорит о том, что «икономия», это тот образ приведения закона, который способствует достижению справедливости. Обобщая своё выступление, отец Александр сделал вывод о том, что в большинстве случаев в современных церковных судебных процессах используется понимание «икономии» в её целевом назначении, а не согласно изначальному смыслу понятия.
С сообщением «О праве суда над епископатом, духовенством, монашеством и церковными людьми на Руси (XI–XIII). Постановка проблемы» выступил модератор встречи профессор П. И. Гайденко, в котором обратил внимание, что в христианском обществе главной проблемой суда над клириками является их особый статус: светский и церковный. Он поставил перед слушателями следующие вопросы: «Каким образом следует разделять церковное и светское начало? Какими правилами и нормами в подобных тяжбах пользовалась Церковь в Древней Руси?».
Профессор, доктор исторических наук, заведующий Сектором церковной археологии ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» О. Г. Ульянов рассказал о церковном праве в Древней Руси в домонгольский период, в частности о праве апелляции епископов. В своём выступлении он поделился размышлениями о том, как князь Андрей Боголюбский пытался совершить личный суд над епископом Ростовским Феодором, что, по мнению докладчика, укладывается в рамки представлений о главе государства как высшей апелляционной инстанции для епископа. Так русский князь примерил на себя регалии константинопольского императора, хотя с точки зрения церковного суда — это незаконно, поскольку епископ того времени должен был апеллировать к константинопольскому императору или патриарху.
Следующий доклад «Церковь и Предание: единство и многообразие. Взгляд профессора прот. Д. Станилое» представил преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Игорь Иванов. В своём сообщении отец Игорь провёл анализ трудов румынского богослова, в которых представлены аспекты того, как в Церкви реализуется единство и, в то же время, поддерживается разнообразие. Так единство осуществляется благодаря наличию в Церкви соборности, «несамочиния» и мистического христоцентризма. В тоже время это не противоречит существованию некоторых различий, не основанных на догматическом учении. Это многообразие, по словам отца Игоря, обусловлено местным религиозным преданием, различным «темпераментом» народов и историческими обстоятельствами. При этом отец Игорь выразил мысль, что именно народный темперамент остаётся вне поля зрения специалистов канонического права, что может приводить к неправильному пониманию того или иного события.
Далее студент II курса магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии Николай Тарнакин представил сообщение на тему «К вопросу об особенностях церковно-правового мышления архиепископа Михаила (Мудьюгина) (на материалах указов о канонических прещениях 1980–92 гг.)». Николай познакомил слушателей с краткой биографией владыки Михаила и с историей его взаимоотношений с подчинёнными ему священнослужителями на примере запрещения иерея в служении за «поведение, порочащие имя и титул православного священнослужителя». Налагая прещение на провинившегося пастыря, архиепископ Михаил выносил решение единолично, без совещания с епархиальным советом. Также владыка Михаил в своём решении не ссылался на церковные каноны. Оба представленных факта, по словам докладчика, представляют большой интерес для изучения особенностей применения канонических правил и следования им.
Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии С. Ю. Крицкая представила доклад «Codex Theodosianus и Edictum Theodorichi о церковном праве» (в соавторстве с Ю. В. Субботиным, СПбГУ), в котором проследила историческое формирование областей, которые регулирует церковное право: сначала это были судебные процессы над духовенством, которые постепенно выводились из области гражданского права; после чего в область церковного права стал переходить брак и бракоразводные процессы. На основании анализа кодексов был сделан вывод, что римское гражданское право оказало сильное влияние на формирование церковных канонов.
Последний доклад на тему: «Суд о фунте человеческого мяса: коллизия римского и канонического права» сделал преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета А. В. Берёзкин. В своём сообщении Андрей Владимирович проанализировал коллизию, которая описана У. Шекспиром в «Венецианском купце», когда, следуя предписаниям договора, у должника было необходимо вырезать фунт мяса. С точки зрения гражданского права, это действие должно было совершиться без каких-либо препятствий, но тут же в силу вступало церковное право, которое запрещало пролитие крови. Андрей Владимирович также представил литературный обзор научных трудов, которые по-разному объясняют то, как такая ситуация могла возникнуть и различные способы её решения.
После докладов протоиерей Константин Костромин поблагодарил участников «учёного чаепития» и обсудил с ними перспективу издания сборника Барсовских чтений и проведения аналогичного мероприятия в следующем году.
Источник: http://pravoslavie.ru