Домой Россия В СПбДА прошла конференция «Церковный суд в России. История и современность»

В СПбДА прошла конференция «Церковный суд в России. История и современность»

30

Санкт-Петербург, 18 декабря 2019 г.

В СПбДА прошла конференция «Церковный суд в России. История и современность»     

Уже много лет подряд в Книжной гостиной Санкт-Петербургской Духовной Академии регулярно проходят различные конференции и семинары. Небольшое помещение на набережной Обводного канала 7 не способно вместить достаточного количества людей, чтобы организовать всероссийскую или международную конференцию, однако недостаток места сполна компенсирует непринуждённая атмосфера, которая располагает к приятному общению. Участники собираются за большим деревянным столом и делятся друг с другом своими открытиями и мнениями. Это получило наименование «учёного чаепития». Такие встречи стали известной в церковном научном сообществе традицией, а участники всё чаще стремятся оказаться за одним столом со своими единомышленниками.

Так 16 декабря 2019 года в Книжной гостиной прошли III «Барсовские чтения», — научно-богословская конференция по церковному праву, — посвящённая теме «Церковный суд в России. История и современность». В Чтениях приняли участие учёные и исследователи из духовных и светских вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Сергиева Посада и Казани, сообщает пресс-служба СПбДА.

Перед началом выступлений проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин зачитал приветственное слово епископа Петергофского Силуана:

«Наши духовные школы стояли у истоков изучения канонического права в Российской империи. Свой весомый вклад в изучение церковного законоведения внесли преподаватели епископ Иоанн (Соколов), Тимофей Васильевич Барсов, Владимир Николаевич Бенешевич и другие.

Сегодняшнее мероприятие посвящено вопросу церковного суда в России. Судебная система — это работа с эксцессами, когда обыкновенные христианские способы увещевания уже не применимы. Поскольку церковное судопроизводство опирается на священные каноны, то приобретает особую значимость их взвешенная интерпретация. “Какой канон применить в конкретной ситуации? Насколько допустимо использовать светское законодательство? Откуда берут свои истоки те или иные нормы?” — все эти вопросы требуют не только практических решений, но и фундаментального осмысления в рамках научного изучения канонического права».

После этого протоиерей Константин обратился к присутствующим и обратил внимание на то, что данная конференция — это уже третье мероприятие, организованное Обществом изучения церковного права имени Т. В. Барсова* при Издательстве Академии, и что оно впервые получило наименование «Барсовские чтения». Также он отметил, что прошло два года с того момента, как в Духовной школе началась систематическая работа с публикациями и мероприятиями по церковному праву. За это время прошли три, включая сегодняшнюю, конференции и круглый стол, организованный Историческим обществом. Завершая выступления, отец Константин рассказал, что в настоящее время «Барсовское общество» готовит первую коллективную монографию, посвящённую вопросам церковного суда.

В СПбДА прошла конференция «Церковный суд в России. История и современность»     

Модератором встречи выступил профессор кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета П. И. Гайденко.

Первым доклад на тему «Дискуссии на Поместном соборе 1917–18 гг. о путях реформирования духовного суда. Постановка проблемы» прочитал доцент, кандидат богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Алексий Балакай. Он отметил, что в рамках дискуссии на Поместном соборе высказывались две противоположные точки зрения на каноническое устройство церковного суда в Российской империи. Согласно первой, церковные каноны во многом подменяются светскими юридическими положениями. Согласно второй, исключительно каноническое устройство церковного суда в России невозможно. Кроме того, выступающий обратил внимание на необходимость анализировать каноны, которые используются для аргументации той или иной позиции, а также задал вопрос о том, как постановления Поместного собора отразились на современном церковном суде.

Далее кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Московской Духовной Академии протоиерей Александр Задорнов рассказал о пределах икономии в современном судопроизводстве Русской Православной Церкви. Отец Александр отметил, что в настоящее время понятие «икономия» согласно нормативному определению понимается как отступление от точного исполнения канонического порядка, однако этимология и историческое применение данного термина говорит о том, что «икономия», это тот образ приведения закона, который способствует достижению справедливости. Обобщая своё выступление, отец Александр сделал вывод о том, что в большинстве случаев в современных церковных судебных процессах используется понимание «икономии» в её целевом назначении, а не согласно изначальному смыслу понятия.

С сообщением «О праве суда над епископатом, духовенством, монашеством и церковными людьми на Руси (XI–XIII). Постановка проблемы» выступил модератор встречи профессор П. И. Гайденко, в котором обратил внимание, что в христианском обществе главной проблемой суда над клириками является их особый статус: светский и церковный. Он поставил перед слушателями следующие вопросы: «Каким образом следует разделять церковное и светское начало? Какими правилами и нормами в подобных тяжбах пользовалась Церковь в Древней Руси?».

Профессор, доктор исторических наук, заведующий Сектором церковной археологии ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» О. Г. Ульянов рассказал о церковном праве в Древней Руси в домонгольский период, в частности о праве апелляции епископов. В своём выступлении он поделился размышлениями о том, как князь Андрей Боголюбский пытался совершить личный суд над епископом Ростовским Феодором, что, по мнению докладчика, укладывается в рамки представлений о главе государства как высшей апелляционной инстанции для епископа. Так русский князь примерил на себя регалии константинопольского императора, хотя с точки зрения церковного суда — это незаконно, поскольку епископ того времени должен был апеллировать к константинопольскому императору или патриарху.

Следующий доклад «Церковь и Предание: единство и многообразие. Взгляд профессора прот. Д. Станилое» представил преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Игорь Иванов. В своём сообщении отец Игорь провёл анализ трудов румынского богослова, в которых представлены аспекты того, как в Церкви реализуется единство и, в то же время, поддерживается разнообразие. Так единство осуществляется благодаря наличию в Церкви соборности, «несамочиния» и мистического христоцентризма. В тоже время это не противоречит существованию некоторых различий, не основанных на догматическом учении. Это многообразие, по словам отца Игоря, обусловлено местным религиозным преданием, различным «темпераментом» народов и историческими обстоятельствами. При этом отец Игорь выразил мысль, что именно народный темперамент остаётся вне поля зрения специалистов канонического права, что может приводить к неправильному пониманию того или иного события.

Далее студент II курса магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии Николай Тарнакин представил сообщение на тему «К вопросу об особенностях церковно-правового мышления архиепископа Михаила (Мудьюгина) (на материалах указов о канонических прещениях 1980–92 гг.)». Николай познакомил слушателей с краткой биографией владыки Михаила и с историей его взаимоотношений с подчинёнными ему священнослужителями на примере запрещения иерея в служении за «поведение, порочащие имя и титул православного священнослужителя». Налагая прещение на провинившегося пастыря, архиепископ Михаил выносил решение единолично, без совещания с епархиальным советом. Также владыка Михаил в своём решении не ссылался на церковные каноны. Оба представленных факта, по словам докладчика, представляют большой интерес для изучения особенностей применения канонических правил и следования им.

Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии С. Ю. Крицкая представила доклад «Codex Theodosianus и Edictum Theodorichi о церковном праве» (в соавторстве с Ю. В. Субботиным, СПбГУ), в котором проследила историческое формирование областей, которые регулирует церковное право: сначала это были судебные процессы над духовенством, которые постепенно выводились из области гражданского права; после чего в область церковного права стал переходить брак и бракоразводные процессы. На основании анализа кодексов был сделан вывод, что римское гражданское право оказало сильное влияние на формирование церковных канонов.

Последний доклад на тему: «Суд о фунте человеческого мяса: коллизия римского и канонического права» сделал преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета А. В. Берёзкин. В своём сообщении Андрей Владимирович проанализировал коллизию, которая описана У. Шекспиром в «Венецианском купце», когда, следуя предписаниям договора, у должника было необходимо вырезать фунт мяса. С точки зрения гражданского права, это действие должно было совершиться без каких-либо препятствий, но тут же в силу вступало церковное право, которое запрещало пролитие крови. Андрей Владимирович также представил литературный обзор научных трудов, которые по-разному объясняют то, как такая ситуация могла возникнуть и различные способы её решения.

После докладов протоиерей Константин Костромин поблагодарил участников «учёного чаепития» и обсудил с ними перспективу издания сборника Барсовских чтений и проведения аналогичного мероприятия в следующем году.

Источник: http://pravoslavie.ru