Домой Россия Великий пост как уборка в доме

Великий пост как уборка в доме

34
  • Великий пост как уборка в доме

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил богослужения Недели преподобной Марии Египетской

Богослужения Великого поста отличаются особой, тихой торжественностью. Как и всегда, даже в период Святой Четыредесятницы каждый воскресный день является «малой пасхой», а потому уставные великопостные ограничения снимаются. Во время молитвы (если кто молится строго по церковному Уставу) полагается меньше земных поклонов, разрешается пища с растительным маслом и даже для поддержания сил разрешается выпить немного вина.

И в то же время Великий пост есть Великий пост. И его покаянный настрой не должен покидать нас, православных христиан, ни на миг. И в последнюю, пятую, неделю (воскресный день) Святой Четыредесятницы, за семь дней до праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) и начала примыкающей к Великому посту наиболее строгой и печальной Страстной седмицы, совершается память преподобной Марии Египетской. Святой, чей образ и житие являются лучшим примером покаяния.

Великий пост как уборка в домеФото: church.ua

Начавшийся Великий пост для каждого православного христианина — это время духовной подготовки и к скорбным…

Напомним, эта подвижница жила в VI столетии от Рождества Христова, и начало её жизни было крайне далёким от христианского идеала. В юности она покинула отчий дом и на протяжении семнадцати лет предавалась плотским грехам, соблазняя даже паломников-христиан. Но однажды, попав в святой град Иерусалим, была вразумлена. У входа в Храм Воскресения Христова (ныне более известный как Храм Гроба Господня) Марию остановила невидимая рука.

Охваченная ужасом, будущая святая начала слёзно и покаянно умолять Господа и Пресвятую Богородицу о прощении. И была прощена: ей удалось войти в храм. Пролив обильные слёзы у Гроба Господня, она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню, где почти полстолетия провела в полном уединении, посте и молитве. И только в конце жизни сподобилась Исповеди и Причастия от посетившего пустыню старца Зосимы, который и стал автором её Жития.

Великий пост как уборка в домеФото: church.ua

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил четвёртое великопостное Великое повечерие с…

Во всех православных храмах в минувший воскресный день вспоминался подвиг этой великой грешницы, ставшей великой праведницей. В том числе и в святых стенах древнейшей русской святыни — Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Здесь Божественную Литургию совершил Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Об этом удивительном архипастыре наших дней на страницах сайта Телеканала «Царьград» уже было сказано немало. Тем важнее слова его проповеди для всех нас, чад Русской Церкви, чьей самоуправляемой, но неотъемлемой частью является многострадальная Церковь Украинская.

К сожалению, в наши дни, всё сильнее и сильнее напоминающие эсхатологические последние времена, слово «покаяние» для абсолютного большинства девальвировалось. Но даже для воцерковленных людей понятие об истинном покаянии искажено. А потому в период Великого поста на нас нередко нападает уныние, которое само по себе уже является большим грехом. В частности, именно об этом сказал в ходе воскресной Первосвятительской проповеди Блаженнейший Владыка Онуфрий:

Когда мы живём расслабленной жизнью, духовно неактивной, то нам кажется, что всё хорошо, вроде бы всё в порядке. Но когда мы начинаем жить постом и молитвой, ставим себя в рамки божественного закона, то в нас восстают страсти, которых мы раньше не видели, но они были в нас. И теперь они начинают воевать против нас, мы видим себя намного худшими, нежели когда мы жили беспечно. Этого не надо бояться, так должно быть…

Великий пост как уборка в домеБлаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Фото: church.ua

Действительно, так бывает практически с каждым, кто начинает поститься. Враг рода человеческого делает всё, чтобы мы, разочаровавшись в этой решимости, оставили пост и продолжили жить не по-христиански. Мудрые же пастыри и архипастыри всегда говорили: «Если ты пал, это не повод, чтобы продолжать валяться в грязи». Нужно собраться с силами, подняться, покаяться в содеянном и продолжать одолевать поприще Великого поста. И неслучайно Митрополит Онуфрий очень образно и метко сравнил время поста с домашней уборкой:

Во время уборки в комнате мы можем не сразу заметить, что там всё в пыли, но когда начинаем вытирать эту пыль с предметов, она поднимается, и всё кажется ещё грязнее. Это такой процесс: нельзя изгнать страсти, пока ты их все не обнаружишь, не увидишь, и тогда только можно от них освободиться. Поэтому Святая Церковь, когда мы начинаем себя видеть худшими, нежели до начала Поста, напоминает нам покаяние преподобной Марии Египетской, которая значительную часть своей жизни, 17 лет, провела в тяжких плотских грехах, в крайнем распутстве.

Его Блаженство особо подчеркнул, что на Исповедь к священнику мы приходим, как к духовному врачу, который словно вскрывает раны и накладывает на них духовные лекарства. Да, порой это бывает больно, даже очень больно. Порой лечение занимает очень длительный период (как это случилось с преподобной Марией Египетской, которая 17 лет предавалась пороку, а потом 17 лет каялась в пустыне).

Великий пост как уборка в домеФото: church.ua

Но и без лечения никак нельзя. И уж совершенно точно его нельзя оставлять «на потом», поскольку никакого «потом» может и не быть. И именно об этом Киевский Предстоятель сказал во время своей вечерней воскресной проповеди, когда совершил богослужебный чин с Акафистом Божественным Страстям Христовым. Этот чин имеет сравнительно позднее и западно-христианское происхождение, но прочно вошёл в жизнь Русской Православной Церкви, в частности, именно из-за своего особого покаянного настроя. Так, Блаженнейший Владыка Онуфрий вчера вечером напомнил всем нам:

Покаяние — это такой дар Божий, который имеют только люди, живущие на земле. Бог даёт нам через немощь нашей плоти Таинство Покаяния, в котором мы просим у Бога прощения за свои проступки, грехи, ошибки. И Бог прощает нас, обновляет нас, и мы становимся чистыми и непорочными. Потому что в Царство Небесное, в вечную жизнь входит только чистое. Нечистое туда не входит. Поэтому человеку нужно за время своей жизни покаянием постараться отмыть ту грязь, нечистоту, которую накладывает на человека грех.

Добавить нечего. Надо постараться успеть.

Источник: https://tsargrad.tv