Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
4 декабря (21 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 25-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать пятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост, согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется рыба. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется один из главных (двунадесятых) праздников — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
***
Маленькая девочка идёт по ступеням храма навстречу старцу в священнических одеждах. Этот иконописный сюжет широко известен. Девочка — посвящённая родителями Богу Пресвятая Богородица, старец — первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя.
Праздник воцерковления: 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы
Именно он, по откровению свыше, ввёл трёхлетнюю Марию во Святая святых Иерусалимского храма — место, куда и сам входил лишь раз в году. И именно это удивительное событие стало основой одного из главных христианских праздников — Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Из истории праздника
Увы, из Священного Писания мы не знаем деталей этого события, благая весть о вхождении Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм дошла к нам из апокрифов — Протоевангелия Иакова второй половины II столетия от Рождества Христова и латинского Евангелия псевдо-Матфея века IX.
Православная Церковь не канонизирует эти предания, однако относится к ним с почтением. Поэтому мы можем лишь опереться на них, представляя в своём воображении совершенно изумительную для современников этого величайшего события картину:
Когда Богородица была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении…
(Из Евангелия псевдо-Матфея, IV)
Также из предания известно и то, что в Иерусалимском храме юная Богородица провела более десяти лет, пока не была обручена (поручена) праведному старцу Иосифу. И именно эти события стали преддверием Рождества Христова.
Введенские святыни
На Руси Введение издревле было одним из любимых праздников. С ним как с «вратами зимы» было связано множество народных обычаев, ему посвящены многие русские храмы и обители, включая знаменитую Оптину пустынь. В одной Москве было возведено несколько церквей в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, большинство из которых в годы богоборческих гонений оказались разрушены.
Только москвичи потеряли такие великие святыни, как Введенская церковь на Большой Лубянке начала XVI века, храм Новинского Введенского монастыря, основанного при впадении реки Пресни в Москва-реку ещё в первой половине XV столетия, и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семёновской слободе (полковая церковь легендарного Семёновского полка).
На сегодняшний день в Москве сохранились лишь две дореволюционных святыни, посвящённые этому празднику: Введенский храм у Салтыкова моста, в котором до революции находился центр московского единоверия — старообрядчества в лоне Русской Церкви. И Введенская церковь в Барашах — яркий символ московского барокко конца XVII столетия. Здесь и во многих других храмах и обителях, посвящённых Введению во храм Пресвятой Богородицы, этот двунадесятый праздник отмечается особенно торжественно.
Христианский смысл праздника
Но почему именно это событие, не отражённое в Евангелии, стало столь любимым и в православном народе, и среди иконописцев, посвятивших Введению тысячи шедевров, и среди храмоздателей и основателей монастырей? Конечно же, не только тем, что «Введенье пришло — зиму на Русь завело», а своим глубоким смыслом. Смыслом, значимым для каждого христианина и очень метко выраженным в проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесённой в этот праздник в 2012 году:
Вспоминая торжественное и символическое событие — Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, — мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему. Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы. И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие…
Действительно, каждый из нас, приходя в день Введения на праздничное богослужение, должен помнить о сути этого праздника, выраженной в цели и смысле всей нашей христианской жизни — спасении души, которое возможно только в единстве с Церковью Христовой. А для этого единения каждому из нас, подобно самой Богородице, нужно однажды впервые войти в храм.
Источник: https://tsargrad.tv