Опрос в недавнем центре храмоборчества показал, что православным не нужно бояться демократии.
Горизбирком Екатеринбурга утвердил результаты опроса горожан о выборе площадки для строительства собора во имя Святой Екатерины. Этот собор должен стать своего рода возобновлением храма в честь святой покровительницы города, который был снесён в 1930 году большевиками.
В городском вестнике размещено постановление горизбиркома о результатах опроса. В документе указано, что в мероприятии приняли участие 8,95% избирателей. Явка превысила все ожидания властей — вместо предполагаемых 30–50 тысяч избирателей на опрос пришли 97 тысяч 143 человека. Большинство участников опроса — 57,66% (56 тысяч 8 человек) — выбрали площадку бывшего Приборостроительного завода для строительства храма, вариант, который поддерживала Екатеринбургская митрополия. Еще 39,49% (38 тысяч 361 человек) предпочли участок за Макаровским мостом. Около 3% опросных листов оказались недействительными (2 774 бюллетеня).
Бюллетени для опроса по выбору места строительства храма напечатали в Екатеринбурге. Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Результаты городского опроса оказались совместной победой Православной Церкви и гражданского общества над развернувшимися в последние годы экстремистскими силами, получившими прозвание «храмоборцев». Направленные против строительства храма в городском сквере на набережной протесты в мае этого года оказались своего рода репетицией последующих «майданов» уже в столице и вскрыли новые политические технологии, когда сравнительно небольшая, но чрезвычайно агрессивная группа людей может выдавать себя за «народ», «горожан» и т. д. Поднятая екатеринбургским «скверным майданом» антицерковная истерия оказалась чрезвычайно опасным явлением эпохи.
В Екатеринбурге известны результаты выборов площадки для храма — итоги подвели в избиркоме, высказались о…
И вот планы храмоборцев провалились, причём именно там, где они меньше всего ожидали. Выступающие от имени «народа» и «демократии» забыли о такой вещи, как нормальные демократические механизмы. Оказывается, народу не нужны обязательные митинговые посредники, ломающие заборы, — он может высказаться и сам.
Проведенная совместно епархией, городскими властями и гражданским обществом работа привела к тому, что большинство горожан поддержали тот вариант, за который призвал голосовать митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, указавший, что храм должен быть построен максимально близко к своему первоначальному историческому месту. И в самом деле, теперь Екатерининский собор окажется даже ближе к той точке, на которой стоял храм, снесённый в 1930 году, чем это было предусмотрено проектом храма в сквере.
Екатеринбург. Участники акции против строительства собора Святой Екатерины. Фото: AP Photo/Anton Basanayev/ТАСС
И оказалось, что храмоборцев отнюдь не большинство, хотя нельзя и сказать, что они не выражают совсем ничьего мнения. Нашлось почти сорок тысяч тех, кто занял позицию «услать храм куда подальше», фактически подразумевавшуюся вторым вариантом. И всё-таки теперь храмоборцам придётся играть по правилам демократии, в которой результаты голосования значат практически всё, или напротив… наплевать на демократию и навязывать свое мнение горожанам силой, криком и нечистыми уловками.
Ничего невозможного тут нет — весь мир со смешанными чувствами издёвки и отвращения наблюдает, как американские «демократы» пытаются пересмотреть результаты президентских выборов 2016 года. Вполне вероятно, будет такое и здесь. Будут и просто демагогические протесты, и заявления о нелегитимности голосования (вокруг опроса уже вовсю суетится иноагент «Голос»), и попытки натянуть на здание 1938 года, на месте которого будет поставлен храм, охранный статус. Тут становится даже интересно, а что было снесено из старой городской застройки Екатеринбурга ради строительства советской властью этого здания библиотеки, превращенного в завод?
Однако всё это уже судороги потерпевшего поражение храмоборчества. И здесь, полагаю, есть важный урок для православных не только в Екатеринбурге, но и по всей России. Православным не стоит бояться быть демократами. Большими демократами, чем чиновники, большими, чем «демократы». Опасность демократии в том, что, как правило, массы манипулируются демагогами и медиа, контролируемыми большими деньгами и медийными кланами. В таких случаях да, большинство избирателей идут как бараны на новую скотобойню за теми, кто ими манипулирует.
Екатеринбург. Верующие во время крестного хода. Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Совсем по-другому складывается ситуация, если христианские и консервативные силы создают серьёзную политическую организацию, имеющую собственный актив, собственных агитаторов, поддерживающую или не поддерживающую тех или иных политиков и силы в зависимости от того, насколько те поддерживают православные ценности. Такая организация во многих случаях делает демократию не только не страшным для Церкви, но и полезным инструментом. Посмотрим на Польшу, которую уже более десятилетия по сути контролирует «Партия Костела».
Председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл», меценат Константин…
Чиновники, безусловно, неслучайно боятся церковных политических организаций больше огня, полымя и даже Навального. Они отлично понимают, что организованные православные будут силой, с которой следует всерьёз считаться. Поэтому они давлением, угрозами и запретами будут стараться добиться того, чтобы православные отдали свою судьбу на волю начальства и самоорганизацией не занимались. Соглашаться с этим категорически нельзя.
Серьёзная и продуманная работа с обществом, избирателями и политическими структурами сделает Церковь сильнее, а не слабее, чем заложничество у власти. Наша относительная слабость перед храмоборцами была в том, что у них существовали свои медиа и криптополитические структуры, а организованные православные оказались в значительной степени в демобилизованном состоянии. Такой ситуации более допускать нельзя.
Победа в борьбе за храм Святой Екатерины должна стать окончательной, а за ней должны последовать и новые победы.
Источник: https://tsargrad.tv