Российские авиакомпании поставили на прикол половину имеющегося парка самолетов Airbus 320/321 neo, но вмерзающие в перроны аэропортов 34 борта этого типа никак не повлияют на объемы авиаперевозок и цены на билеты, сообщил aif.ru исполнительный директор агентства „АвиаПорт“ Олег Пантелеев.
«В России ярко выражена неравномерность спроса, — пояснил эксперт. — В низкий сезон, зимой, самолеты традиционно выводятся из эксплуатации, а весной-летом лайнеры возвращают к полетам. Так было и прошлой зимой с Airbus 320/321 neo, отчасти они простаивали на земле, но летом 2024 года их вернули в эксплуатацию. Также авиакомпании поступают и сейчас, это нормальная практика».
Всего в России осталось в эксплуатации 66 самолетов А320 neo и А321 neo, и на 34 из них авиакомпании приостановили полеты, узнали в издании «Коммерсантъ». Но оказывается, сезонный фактор стал только одной из причин вывести лайнеры из полетной сети. Есть и другая, более весомая проблема.
«Существуют сложности с обслуживанием двигателей и ряда других узлов, особенно на моделях с американо-французскими двигателями, — говорит Пантелеев. — Российским авиакомпаниям придется становиться все более изобретательными, чтобы обходить санкции и обеспечивать ремонт и техническое обслуживание техники. Есть вероятность, что в 2025-2027 году из-за выбытия иномарок несколько сократится объем перевозок, но к концу десятилетия ситуация исправится».
Обеспечить стабильное авиасообщение внутри страны и на внешних рейсах нам сможет только переход на отечественную авиатехнику. Это сложно, затратно, но на порядок надежнее, мы перестанем зависеть от решений иностранных производителей. И работа в этом направлении идет самым активным образом.
«В сегменте среднемагистальных самолетов уже идет сертификация МС-21 и Ту-214, — отметил эксперт. — Также сертифицируется полностью импортозамещенный ближнемагистральный SuperJet, здесь ситуация вполне оптимистична. С точки зрения размерности тот же МС-21 вполне может заменить Airbus 320/321 neo. Дальнемагистральные самолеты у авиакомпаний есть, на Дальний Восток есть на чем летать, но эти же машины есть смысл использовать на протяженных международных маршрутах, они по-прежнему весьма рентабельны. И надо обеспечить баланс между внутренними и внешними рейсами. Это довольно трудно, тут проблемная зона. Некоторые сложности возникли на местных и региональных авиалиниях, но они вполне решаемы».
Поэтому приостановка эксплуатации 34 иномарок напрямую никак не скажется на пассажирских перевозках, объемы провозных мощностей не сократятся.
«Самолеты семейства А320/321 neo, конечно, являются одними из самых современных и эффективных модификаций, — признает Пантелеев. — Но в парке российских авиакомпаний они далеко не самые массовые, поэтому существенных проблем вывод из эксплуатации нескольких десятков бортов не доставит».
Не повлияет зимняя парковка самолетов и на цены на билеты, хотя подорожать они все же могут.
«Было бы наивно полагать, что стоимость авиабилетов не будет расти, — подчеркнул эксперт. — Издержки авиакомпаний постоянно растут, а фактор возможного выбытия иномарок для ценообразования не будет существенным. Последнее время доходы населения росли быстрее, чем цены на авиаперевозки, спрос на полеты увеличился, и если такая динамика сохранится, то подорожание билетов в денежном выражении не будет критичной, пассажиропоток сохранится».
Ранее эксперт объяснил aif.ru, за счет чего российские авиакомпании могут получить в 2024 году рекордную выручку в 1,8 трлн руб.
Оцените материал