В Белгородской области произошёл взрыв газа в жилом доме, обрушив его стену. Один мужчина погиб, шестеро пострадали. По предварительной версии, в одной из квартир был неисправен газовый котёл. Ежегодно в России происходят сотни подобных взрывов. ЧП, которые уже стали обыденными, – следствие системных реформ в области обеспечения жилищной безопасности
Дом в Белгородской области, где произошло обрушение стены в результате взрыва бытового газа, был построен в 1993 году. Недавно в нём провели капитальный ремонт — заменили стояки и обновили фасад. Осенью была проверка газового оборудования. Никаких проблем специалисты не выявили, а спустя 2,5 месяца прогремел взрыв. Травмы получили шестеро — у них ожоги и переломы, погиб один человек.
Житель дома, обрушившегося под Белгородом от взрыва бытового газа, рассказал, как вместе с женой они пережили…
«Погибшего звали Сергей Севрюков, — рассказывает корреспондент сетевого издания «Белпресса» Алексей Стопичев. — Местные жители собрали стихийный мемориал в его честь, приносят к дому свечи и цветы, пытаясь таким образом почтить его память».
20 человек из уцелевших подъездов попросили не возвращаться в свои квартиры до завершения экспертизы.
«Администрация города предложила жителям дома разместиться в лагере «Прометей», однако все отказались, разъехались по родственникам и знакомым, — продолжает Алексей Стопичев. — В настоящее время им помогают решить вопрос с восстановлением документов, кроме того, людям выплатили по 40 тысяч рублей на неотложные нужды и по 500 тысяч обещают на каждую квартиру для возмещения материального ущерба.
Ежегодно в России происходят сотни взрывов бытового газа. Вот и декабрь начался с серии ЧП, которые прогремели в разных регионах России. 3 декабря были выбиты стёкла и двери в двух квартирах в пятиэтажке Солнечногорска. К счастью, никто не пострадал. 2 декабря в Кабардино-Балкарии произошёл взрыв бытового газа — в искусственной коме трое детей, врачи борются за их жизни. 1 декабря рухнула стена между квартирами в девятиэтажке Ярославля — сильно пострадал молодой парень. Сейчас он в больнице.
Названа причина взрыва газа в жилом доме под Белгородом. По информации источников, трагедия случилась из-за…
ЧП — следствие системных реформ в области обеспечения жилищной безопасности, — говорят эксперты. Технический контроль со стороны Госжилинспекции был заменен функцией экономического надзора за хозяйствующими субъектами. Технические стандарты, то есть ГОСТы, которые были незыблемыми в советское время, перестали быть обязательными — ответственность оказалась размыта. Была отменена процедура регулярного техобследования и инвентаризации жилищного фонда и подменена кадастровым учетом, выполняющим совершенно иную функцию.
«В 2005 году у нас вступил в силу жилищный кодекс, — рассказывает Руководитель центра повышения энергоэффективности многоквартирных домов НП «Национальный центр общественного контроля «ЖКХ Контроль» Надежда Тармаева. — И все эти 15 лет жилищный кодекс подвергается различного рода изменениям, особенно последние 5 лет. Происходит непрекращающееся реформирование.
Надежда Тармаева уверяет: теперь, по новым правилам, жизнь и здоровье в буквальном понимании находятся в руках самих людей, которые должны заключать договоры с газовыми службами в индивидуальном порядке.
Фото: Klaus Ohlenschläger / Globallookpress
Если у нас с вами стоит газовая плита, мы обязаны заключить договор на обслуживание газового оборудования, — поясняет эксперт. — Для этого нужно обратиться в управляющую компанию, которая порекомендует специализированную организацию по проверке газового оборудования, и уже с этой организацией заключить соглашение на проверку и эксплуатацию плиты либо котла.
Впрочем, иногда даже невозможно понять причину, по которой произошла трагедия. В декабре прошлого года страну потрясло происшествие в Магнитогорске. Взрыв бытового газа прогремел 31 декабря. Пока вся страна резала салаты и готовилась к встрече Нового года, спасатели разбирали завалы. 35 квартир оказались разрушены полностью, ещё 10 — частично. На момент катастрофы в подъезде проживали 133 человека. 39 — погибли. Но официальная версия обрушения подъезда так и не была обнародована.
Если действия профессиональных взыскателей долгов хоть как-то регулируются, то управляющие компании и…
«Мы до сих пор не знаем, из-за чего произошла эта трагедия, — рассказывает главный редактор магнитогорского информационного агентства «Верстов.Инфо» Вячеслав Болкун. — До сих пор рабочая версия — взрыв газа, но никакие подробности не разглашаются. И в данной ситуации люди прекрасно отдают себе отчёт, что это, скорее всего, был не взрыв бытового газа. Но мы можем только гадать и строить предположения».
По словам Вячеслава Болкуна, практически все жители уцелевших двух подъездов магнитогорской девятиэтажки новый 2020 год будут встречать в новых квартирах — их расселили. Однако злополучный дом, разделённый после трагедии на две части, пустовать не будет. По заключению Госэкспертизы он пригоден для проживания, и туда переселяют жителей ветхого и аварийного фонда города. Причём делают это достаточно жёстко.
Квартиры стали муниципальные, их стали предлагать под переселение, — продолжает главный редактор магнитогорского информационного агентства «Верстов.Инфо». — Но этой возможностью далеко не каждый готов воспользоваться. Люди наотрез не хотят переезжать в этот дом. Некоторых уговаривали мягко, других жёстко, безальтернативно. Говорят: если вы не хотите переезжать в этот дом, то ждите ещё много лет своей очереди.
Взрыв бытового газа в Магнитогорске. Фото: Oleg Elkin / Globallookpress
После трагедии в Магнитогорске несколько политических сил выступили с инициативой принять меры по предотвращению взрывов бытового газа в жилых домах. Предложения разные: оснащение МКД датчиками загазованности, установка газо-анализаторов в подъездах, проведение «обязательного инструктажа граждан». Но никаких решений не было принято. В Госдуме на это отвечают коротко: дорого.
Россию потрясла история, в которую невозможно поверить. В Пензе машина провалилась в яму с кипятком. Водитель…
«Отдельные головы горячие говорят: давайте все квартиры оснастим приборами учёта, анализа и отключения, — рассказывает депутат Государственной Думы Сергей Пахомов. — Ну, слушайте, говорю: это 400, 300, 200 миллиардов рублей, и это просто нереально сегодня сделать. Для этого нужны годы».
Все понимают, что обезопасить дома за один день не получится, но работа должна хотя бы начаться. Пока мы сидим сложа руки, взрывы бытового газа в домах будут происходить. Это системная комплексная проблема, которая взяла своё начало в 1990-е. Ответственность оказалась размыта по ведомствам, а надзорные органы предпочитают контролировать то, на чём можно заработать.
Нужна программа, в которой будет чётко прописан регламент действий собственников жилья, газовых служб, управляющих компаний. Далеко ходить не надо. Нужно взять всё лучшее из советского прошлого и нашего технологичного настоящего: обязать застройщиков, которые делают ремонт под ключ, ставить плиты с газконтролем, а во время капремонта домов оснащать подъезды газоанализваторами.
Источник: https://tsargrad.tv