24 апреля 1833 года считается днём рождения продукта, употребление которого, по подсчетам учёных, ежегодно приводит к смерти около 184 тысяч человек. К этой же цифре сейчас вплотную подобралось число умерших от коронавируса в мире. При этом о первом, "тихом убийце" никто не кричит в прессе, не поднимает панику и не объявляет карантинов.
Газированные напитки продаются абсолютно в каждом нашем магазине. При этом медики ещё пять лет назад выступили с официальным призывом:
«Все мы должны объединиться и на глобальном уровне бороться за существенное уменьшение или даже запрет на употребление подслащённой газировки. Во многих странах мира люди умирают по единственной диетической причине – из-за сладких напитков», –
пояснили специалисты из университета Тафтса в Бостоне Дариуш Мозафаррян и его коллеги, опубликовавшие статью в журнале Circulation.
Губит людей вода
Тщательно перелопатив данные о здоровье 611 тысяч человек из 50 стран, учёные выяснили, что 180 тысяч людей ежегодно становятся жертвами чрезмерной любви к сладким напиткам. 45 тысяч этих смертей приходятся на болезни сосудов и сердца, ещё 6,5 тысячи – на онкологию. Ну а основная часть – 100 тысяч случаев и больше – это сахарный диабет II типа (который зачастую связан с ожирением, нарушениями обмена веществ) и его последствия.
По статистическим подсчётам, средний американец выпивает за год 180 литров газировки, а россиянин – около 50. Фото: Tricky Shark/Shutterstock
Самое обидное, подчеркнули медики, что от любви к газировке болеет и мрёт прежде всего молодёжь. В Японии, где много пожилого населения, а в масс-культуре больше собственных «фишек», чем западных, процент «газированной» смертности ниже всего: 1%. Совсем иная картина – в Мексике и на обоих американских континентах, как Северном, так и Южном. Там сладкие напитки становятся прямой или косвенной причиной свыше 30% смертей молодых людей. В Соединённых Штатах 125 человек из каждого миллиона умирают от стремления «жить здесь и сейчас» (Live for Now! – один из многочисленных громких слоганов компании «Пепси»), ощущать «вкус настоящего» (It’s the Real Thing! – заявляет о своем продукте главный конкурент и злейший друг «Пепси», компания «Кока-Кола»), и просто из-за привычки освежаться по много раз на дню не чистой питьевой водой, а сладкой шипучкой.
По статистическим подсчетам, средний американец выпивает за год 180 литров газировки, а россиянин – около 50.
В этом отношении у нас, конечно, дела получше. Тем не менее угроза здоровью и даже жизни людей от коварного продукта существует и у нас.
А ведь всё так невинно начиналось…
Кто бы мог подумать, что всё так обернётся, когда 24 апреля 1833 года двое американцев – Джейкоб Эберт из штата Огайо и Джордж Далти из Вашингтона – получили патент на устройство для насыщения воды углекислым газом, стандартным СО2. Именно этот день впоследствии стал считаться днём рождения газировки. На деле ни один, ни другой обладатель патента никогда не претендовали на лавры первооткрывателей «шелестящей воды». Работа в этом направлении началась задолго до того как оба упомянутых джентльмена появились на свет.
Идея пропитать воду газом заинтересовала европейских химиков ещё в середине XVIII века. В начале 1740-х это удалось британскому доктору Уильяму Браунриггу. Правда, публиковать результаты своих экспериментов англичанин не стал, так что известно о них стало только историкам.
Введение 20-процентных сборов со сладких газированных напитков – ошибка. Это не улучшит здоровье детей,…
В 1750-м его успех повторил французский естествоиспытатель Габриэль Франсуа Венель, а ещё через 14 лет – ирландский химик Дэвид Макбрайд. Последний, однако, получил свою жидкость при изучении процессов гниения и ферментации, так что запах у неё был соответствующим, а на вкус попробовать никто не решился.
Превратить же продукт химического баловства в гастрономическую новинку сумел британец Джозеф Пристли. В 1767-м он заинтересовался пузырьками, образующимися в чанах с пивом. К этому времени учёные уже знали, что если над поверхностью пива, налитого в большую ёмкость, подвесить живую мышку, то она через некоторое время задохнётся (кому пришло в голову проводить столь выразительные эксперименты – история умалчивает). «Виноват» в гибели грызуна воздушный слой, явно непригодный для дыхания, так называемый «обездвиженный воздух» (fixedair). Пристли захотел исследовать этот феномен – и поместил над пивным чаном… нет, не собаку, и не кошку, а ёмкость с водой. В ней и растворился выделившийся при брожении углекислый газ.
Производители очень быстро додумались, что если добавлять в напиток ещё и сладкий сироп, то продукт станет более привлекательным для детей и молодёжи. Фото: Voller Ernst / John Drysdale/Globallookpress
Попробовав полученную жидкость на вкус, британец с удивлением обнаружил, что она весьма хороша: кисловата, хорошо бодрит. Обрадованный открытием, учёный стал угощать необычной водой друзей, и вскоре в Британии возникла целая мода на освежающий напиток.
Впрочем, как и положено истинным учёным, на полноценную раскрутку продукта Пристли не хватило коммерческой хватки. Эстафету продвижения газировки подхватил немец Иоганн Якоб Швепп. Он придумал промышленную установку для розлива шипучей воды в бутылки и, перебравшись в Великобританию, основал компанию J. Schweppes & Co – предтечу популярного ныне бренда Schweppes.
Всё будет Coca-Cola
Кислинка, которая так понравилась Джозефу Пристли, оказалась одной из самых безобидных составляющих шипучки. Она возникает, когда углекислый газ вступает в реакцию с водой, образуя угольную кислоту.
Российские власти в очередной раз решили попытаться улучшить здоровье нации с помощью запретов. Член комитета…
Однако, как известно, если начал химичить – трудно остановиться. Тем более, когда хочется денег, и чем больше, тем лучше. Шипучка хорошо продавалась, но её производители очень быстро додумались, что если добавлять в напиток ещё и сладкий сироп, то продукт станет более привлекательным для детей и молодёжи. Ведь любовь большинства детей к сладкому – не случайность, а самая что ни не есть природная потребность: глюкоза необходима каждому растущему организму для формирования связей в головном мозге.
В итоге в современной газировке (возьмём самую популярную – «Кока-Колу») содержится уже 106 граммов сахара на литр. При этом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает относительно безопасной суточной дозой 20–50 граммов сахара в сутки.
Миллионы любителей колы с каждым очередным стаканом заливают в себя двухсуточную норму сахара, зарабатывая ожирение (быстрые углеводы – верный способ также по-быстрому набрать вес), диабет (организм, вредя себе, формирует резистентность к гормону инсулину, поскольку после каждой «дозы» газировки поджелудочная железа вырабатывает его очередную порцию)… А учитывая, что современные напитки почти не обходятся без красителей, кофеина – естественного энергетика, опасного для людей, склонных к повышенному давлению, – и прочих присадок, то ничего удивительного, что время от времени в СМИ просачиваются леденящие кровь истории о детях, у которых из-за аллергической реакции на газировку начала «кусками слезать кожа», или очередные предупреждения медиков о том, что употребление сладких шипучек ведёт к атрофии мозга.
Кто из нас не «Пепси»?
Впрочем, «поколению Пепси» эти предупреждения практически не слышны. Наш слух, воспитанный массированной, коврово-бомбардировочной рекламой, с детства научен затирать голос здравого смысла, превращать его в белый шум.
У самого термина «поколение Пепси», кстати, весьма интересная судьба. Изначально так называли людей, родившихся и выросших во второй половине 1980-х и начале 1990-х, без компьютеров и интернета, зато с обязательным телевизором, откуда, в числе тысяч прочих слоганов, гремел и рекламный лозунг о том, что «новое поколение выбирает «Пепси».
Однако со временем эта характеристика перестала относиться к возрасту. «Поколением Пепси» стали называть всех без исключения представителей общества потребителей. Это люди, потребности которых сведены к самым примитивным представлениям о «красивой» и «успешной» жизни. Рекламщики, фантазируя над будущим слоганом, по иронии судьбы попали в самую точку: «пепсин» – это название основного желудочного фермента, который де-факто отвечает у нас за переваривание съеденного.
Анонсированные вице-премьером Гордеевым массовые проверки мясо-молочной продукции не решат главную проблему —…
Стоит ли удивляться, что наш мозг отказывается честно отвечать на вопрос, почему бутылка чистой питьевой воды, живительной и полезной, стоит 25 рублей, а аналогичная бутылка колы – крашеной шипучки с вбуханной туда конской дозой сахарного сиропа – стольник, хотя сахар сейчас не сто́ит практически ничего. В обоих случаях маржа производителя и особенно магазина очень велика
Человек в значительной степени состоит из того, что он ест и пьёт. Так что у каждого из нас есть выбор: продолжать принадлежать к «поколению Пепси», или пойти уже, наконец, дальше. И первым делом – да, не бросить в тележку привычным жестом банку шипучки в супермаркете. И перестать слушать рекламу. Уже от этих двух шагов жизнь способна разительно измениться в лучшую сторону.
И тогда в день двухсотлетия выдачи патента на «содовую» нам придётся объяснять маленьким детям, какой яд пили восемь предыдущих поколений.
Источник: https://tsargrad.tv