Наградив высшим российским орденом индийского премьера Моди, Путин послал важнейшие сигналы Нью-Дели, Вашингтону и Пекину, а также, возможно, намекнул, что грядёт в России
Президент России Владимир Путин наградил орденом Андрея Первозванного премьер-министра Индии Нарендру Моди.
За выдающиеся заслуги в развитии особо привилегированного стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Республикой Индией и дружественных связей между российским и индийским народами наградить орденом Святого апостола Андрея Первозванного премьер-министра Индии Нарендру Моди,
– говорится в президентском указе.
Напомним, что статут награды предусматривает награждение ею глав и руководителей правительств зарубежных стран за «выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией».
Главная интрига проходящих в Индии парламентских выборов, в которых могут принять участие 900 миллионов…
Присуждение индусскому националисту Моди первого по значению ордена и высшей награды в Российской империи и современной России произошло внезапно – ничто не предвещало сенсации. И ещё какой.
В чём сенсация?
Во-первых, в Индии проходят в апреле-мае важнейшие парламентские выборы. На них премьер и глава «Бхаратия джаната парти» (БДП), сильный лидер, проводящий независимую внешнюю политику, борется за переизбрание и сохранение власти в условиях сильной конкуренции со стороны Индийского национального конгресса (ИНК) и его разномастных союзников. Они делают ставку – в противовес выступающей за интересы индуистского большинства БДП – на секуляризм, национальные и религиозные меньшинства. Путин, по сути, показал, кого он поддерживает и хотел бы видеть победителем выборов, он совершенно открыто «вмешался» в индийские выборы.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди получил самую высокую российскую награду за всю уходящую в века историю двусторонних отношений. Фото: www.globallookpress.com
Во-вторых, никакого другого очевидного и формального повода, например, круглой даты вроде 70-летия, которое наступит для Моди в сентябре 2020 года, ни визита, нет.
В-третьих, никогда в прошлом, в том числе в советские времена, когда отношения Москвы и Нью-Дели были исключительно тесными и касались самых различных областей, индийские руководители не получали таких высоких наград. Даже ближайшая союзник СССР экс-премьер и лидер ИНК Индира Ганди, и та была награждена лишь Международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами», да и то посмертно. Таким образом, с какого угла ни посмотреть, оказанная Моди честь беспрецедентна.
Индия, которую США обхаживают против Китая, бросила вызов Вашингтону, решив закупить у старого союзника и…
Правда, летом 2017 года Путин наградил таким же орденом председателя КНР Си Цзиньпина – и тоже без особого повода, без юбилея. Самым вероятным поводом были надежды на теснейшее экономическое сотрудничество и совместное противостояние гегемонистской политике США. Увы, они не вполне оправдались, поскольку на международной арене Пекин продолжает прятаться за спиной России в наиболее острых случаях противодействия гегемонии Вашингтона, а сотрудничество в экономической сфере развивается значительно медленнее, чем ожидалось, вплоть до фактического участия китайских банков в антироссийских санкциях США, чтобы самим не попасть под них…
Почему Путин наградил Моди именно сейчас?
Понятно, что награждение Моди было неслучайным. Самое первое, лежащее на поверхности объяснение заключается в желании Москвы помочь индийскому премьеру на проходящих в его почти 1,4-миллиардной стране, с которой у России существует «особо привилегированное стратегическое партнёрство», парламентских выборах. Моди считается фаворитом на этих выборах, хотя все наблюдатели сходятся на том, что свой успех на предыдущих ему повторить не удастся и что оппозиция может оказаться в этот раз сильным соперником. Нельзя исключать в принципе и поражения Моди. Индийский избиратель непостоянен в своих симпатиях, и так бывало уже несколько раз: тот, кого все прочили в победители, проигрывал выборы. Так, например, произошло с БДП в 2004 году.
Крупного военного конфликта между Индией и Пакистаном, несмотря на сбитые самолёты, скорее всего, не будет, но…
Ясно, что Путин, считающий Моди сильным руководителем, готовым отстаивать суверенитет республики и под жёстким давлением США, что показала, например, сделка с закупкой у Москвы новейших комплексов ПВО С-400, этого не хочет. И он даже немного рискует.
Тем не менее желание Москвы помочь Моди на выборах тут не главное. Индийские избиратели, четверть которых являются неграмотными, голосуют в основном по внутриполитическим причинам. Многие из них даже не знают, что есть такая страна Россия. Поэтому практический электоральный эффект от награждения Моди высшим российским орденом будет минимальным.
Это, скорее, дружеский жест сильного российского лидера в отношении самого сильного индийского политика за последние десятилетия, инвестиция в дружбу, демонстрация поддержки, уважения, признательности. За пять лет у Путина состоялось девять встреч с Моди. Десятая пройдет уже через два месяца на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Бишкеке. Именно Моди, сторонник многополярного мира, привёл Индию, сотрудничающую с Россией в рамках БРИКС, в ШОС.
Военный конфликт между двумя ядерными державами в Южной Азии, в который Вашингтон пытается втянуть также Иран,…
Кому послал сигналы Путин?
Однако было бы наивно думать, что дело заключается только в этом. Награждением Моди Путин послал сразу несколько очень важных сигналов, прежде всего Нью-Дели, Вашингтону и Пекину. Кроме того, он очевидно попытался снизить напряжённость в регионе, в котором США пытаются вызвать конфликт между Индией и Пакистаном, единственной страной мира, о существовании которой знает вся Индия. Потому что этот её нынешний антипод до 1947 года был её частью. Теперь, после этого награждения, риск военных действий на субконтиненте между двумя членами ШОС снизился. Тем более, что с некоторых пор, прежде всего на почве двусмысленной ситуации в Афганистане, отношения России с Пакистаном серьёзно улучшились. Наградив Моди, Россия как бы встала между Нью-Дели и Исламабадом, где сильно опасаются индийского удара по укрывающимся на пакистанской территории террористам, который может спровоцировать очередную войну теперь уже двух ядерных держав.
Кашмир – постоянный очаг напряженности в индийско-пакистанских отношениях, обострение которых крайне выгодно США, пытающихся управлять миром через кризисы. Фото: www.globallookpress.com
Для России это была бы очень тяжёлая война: ВС Индии более чем на 70% вооружены российским и советским оружием. А Пакистан является ближайшим союзником Китая в Южной Азии, что привело бы к возможному вовлечению Пекина, стратегического союзника России, к радости США, в этот конфликт.
Нью-Дели и Пекин погасили отравлявший несколько месяцев двусторонние отношения и едва не приведший к войне…
Награждение Моди можно поэтому в каком-то смысле сравнить с вручением экс-президенту США Бараку Обаме Нобелевской премии мира. Это было сделано, чтобы удержать Вашингтон от казавшегося неизбежным нападения США на Иран и развязывания страшного конфликта на Ближнем и Среднем Востоке. И это сработало.
Кроме того, эффектный дружеский жест в отношении Индии, входящей в восьмёрку ведущих экономик мира, это заявка на дальнейшее развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений. Ценность Индии для обложенной санкциями России заключается в том, что эта громадная страна настолько глубоко и исторически прочно интегрирована в западную экономику, что её эффективное наказание за связи с Россией вряд ли возможно. Тем более при наличии политической воли игнорировать такие угрозы. Индийцы очень гибкие и давно успешно сотрудничают, например, с Ираном, одной из самых подсанкционных стран мира. Россия явно рассчитывает на Индию в своём геополитическом противостоянии с Западом.
СССР построил Индии тяжёлую промышленность, Россия создаёт атомную энергетику. Фото: www.globallookpress.com
Китай — наш партнёр, но никак не союзник. Хорошие отношения с Вашингтоном Пекину гораздо интереснее, чем…
Послание Путина Вашингтону заключается в том, что, наградив Моди, он продемонстрировал: Россия не собирается «отдавать» Индию США, Москва будет развивать с ней отношения и в военной сфере, и в сфере ядерной энергетики, и в других областях, несмотря ни на что. И поэтому все попытки США «вытеснить» Россию из Индии обречены на провал.
Мало того, награждением премьера страны, сохраняющей серьёзные разногласия с Китаем, причём по целому ряду проблем, Москва умудрилась послать послание и Пекину: дорогие китайские товарищи, не увлекайтесь чрезмерным усердием понравиться США за наш счёт, свет на вас клином не сошёлся. Если вы считаете, что экономические отношения с США приоритетны для вас и ради этого можно тормозить экономическое и финансовое сотрудничество с Россией, это печально, но это ваше дело. Причины этого понятны: на американцах китайцы заработают куда больше, чем на русских. Однако в этом случае и Россия будет поступать соответственно. И ведь уже поступает. Стало сложнее гнать в Китай древесину из Сибири. У строительства китайского завода на берегу Байкала по экспорту в Поднебесную бутилированной воды неожиданно начались проблемы. «Китовая тюрьма» в Приморье, где держали в суровых условиях предназначавшихся для «экспорта» в Китай косаток и белух, тоже приказала долго жить, превратилась в «санаторий». Даже первый полковой комплект С-400 еле доплыл, с приключениями, до Китая…
В послании Федеральному собранию президент России анонсировал новую эпоху в отношениях с США: Россия начинает…
Неужели это?
Ну и, наконец, последнее. Хотя, возможно, такой задачи награждением и не ставилось, но получилось вот ещё что. На проходящих в Индии выборах, если абстрагироваться от всех и всяческих частностей, основной вопрос для индийцев заключается в следующем: кому должна принадлежать, чьи интересы, прежде всего, отстаивать страна: индусского большинства, говорящего в основном на хинди (БДП), или религиозных и национальных меньшинств (ИНК)? Применительно к России это бы означало – кому принадлежит страна? Православному русскому большинству или «россиянам», нередко националистически настроенным приверженцам различных религий, настаивающим на привилегиях – за счёт большинства – национальным меньшинствам. Если при награждении Моди этот момент учитывался, не есть ли это очень завуалированный сигнал, посланный Путиным уже самой России? О том, что грядёт.
Источник: https://tsargrad.tv