Домой Россия Зачем русскому солдату вонючие тряпки на ногах? А чтобы с утра на...

Зачем русскому солдату вонючие тряпки на ногах? А чтобы с утра на свежую голову…

40
  • Зачем русскому солдату вонючие тряпки на ногах? А чтобы с утра на свежую голову…

Американский военный эксперт оказался забавным дикарём, не понявшим, что такое портянки и для чего они нужны. Других экспертов у них по нам нет…

Кто-нибудь видел, чтобы взвод солдат, сорок человек, стоял в строю через 15 секунд после команды: «Подъём, тревога!»?

Я видел. Учебка ВВ под Лемболовом Ленинградской области. Правда, насчёт «видел» – тут понимать можно двояко. Что-то видел, конечно. Что-то угадывалось на инстинктах – всполошённое сознание отказывалось присоединяться к действительности с той же скоростью, что пришпориваемое сержантскими воплями тело. Что-то делалось вообще вслепую.

В частности, влетали в сапоги ноги, обёрнутые в портянки.

Портянки! – вот ключевой элемент!

«Советским солдатам выдавали куски тряпок вместо носков»

Это наш любимый The National Interest так высказался. Даже не сразу поймёшь, о чём это он. Но это, в общем, авторитетное американское военно-экспертное издание тут же любезно пояснило:

Когда американская и другие армии государств Запада уже использовали носки, русские солдаты продолжали обматывать ноги кусками ткани.

Нет, даже не совсем так. Чтобы быть уж до конца любезным, автор текста – некто Калеб Ларсон поясняет при помощи прилагательных: солдаты «вместо носков использовали отрезки вонючих тряпок».

Кстати, мы с этим «оборонным колумнистом» для «Национального интереса», «магистром публичной политики» и «обозревателем по американской и российской безопасности», «экспертом по европейской обороне и германской политике и культуре» уже встречались на нашем портале. Да и недавно он выносил экспертное заключение про русские ледоколы как самое мощное оружие русских в Арктике. Так что это эксперт, к его словам надо относиться с вниманием.

Но!

Братец Калеб! Это свойство самцов верхнего отряда приматов рода Homo – иметь вонючие пятки, дабы метить ими свою охотничью территорию. А потому неважно, что у них на ногах – тряпки, онучи, носки или педибустекстилиспестициркумпликаторы (или ПТП-циркумпликаторы) далёкого галактического будущего. Они всё равно будут вонять. Я тебе больше скажу, старина: даже у женщин иной раз колготки воняют. Это биология, американец!

Но вонь – туда-сюда. Подлинное осуждение мистера Ларсона вызвал экономический аспект дела: «Вместо того чтобы использовать ресурсы и рабочую силу для производства носков, в Советской армии просто выдавали отрезки тряпок». Вот ведь в чём всё дело, понимаете? Нищ был Советский Союз, и армию свою в нищете держал. И Российская Империя тоже тотально нищебродствовала. Странно ещё, что гимнастёрки со штанами в русской армии использовались. Куда экономичнее было бы солдатиков в дерюжки оборачивать. А офицеров – положено в армии статус командиров в том числе и формой одежды поддерживать – в мешки обряжать. С дырками для головы и рук. Странно, как это СССР мимо такой экономии прошёл, лишь портянками вместо носков ограничившись.

А вот смотри, американец, как «вонючие тряпки» для ног в той нашей учебной роте 15 секунд для подъёма обеспечили.

Зачем русскому солдату вонючие тряпки на ногах? А чтобы с утра на свежую голову…Солдаты в казарме. Фото: Oxana Mamlina / Globallookpress    

Сержант — и что бы не спать ему, аспиду? – ещё только второе слово могучим криком извергает, а над двухэтажными койками синими вспугнутыми бабочками вспархивают одеяла. Из-под этих бабочек на пол сыплются фигуры во всём белом с завязочками. А что у них сверху на сложенной на табуретах форме? – правильно, шапка зимняя. Западными туристами излюбленная, когда перестройка началась. Шапка – глаза ещё закрыты! – сажается на голову, а ноги уже ныряют в штаны. Которые покамест на крючок застёгиваются.

А дальше – внимание, американец! – портянки. Нет, иной раз они набрасываются на лицо особенно голосистому храпуну, когда даже вымотавшийся за день солдат просыпается в холодном поту от львиного рёва по соседству. Но в норме портянки лежат поверх голенищ сапог, что стоят возле табурета. И сохнут так, покуда солдатик ненавистного сержантского «кукареку» не услышит.

Ну, попахивают, конечно. Но слушай, бадди Кэл, как автор журнала про военные дела, ты же должен быть в курсе, что значит на жаргоне американской армии аббревиатура FAN? Вот. А для тех, кто не знает, поясним: это ни разу не «радость» или «удовольствие». Так «Джо», как называют друг друга американские солдаты, атмосферу в своих палатках и казармах обозначают. И слово «ноги» в этой аббревиатуре первым зашифровано.

Я ж говорю: биология! И молчу про два других слова из аббревиатуры…

«Наложение повязки на ногу»

Дальше в своей статье Ларсон цокает языком: сложно портянку наматывать. Не так просто, как кажется. Примерно так же, как «наложение повязки на ногу».

Не так, старина! Всё зависит от обстоятельств. Вот в тех, которые я описываю, возвращаясь в памяти в ту холоднющую и промозглую балтийскую зиму, обстоятельства были просты: либо ты успеешь встать в строй, либо весь взвод будет тренироваться на скорость исполнения команды «Отбой», а потом снова команды «Подъём», пока всем не станет жарко. Ну, такая Флорида, американец, при минус тридцати восьми снаружи и плюс семи внутри казармы.

Вот в этих обстоятельствах, американец, ты ногами в эти сапожки нырь – а портянки сами вокруг них оборачиваются и туда же заползают. Дальше ты прав, Калеб: далеко в таком виде не убежишь. При неправильной намотке портянки действительно приводят к потёртостям и пузырям на ногах, отчего солдат действительно придёт к «отставанию от строя и последующему наказанию». А чего ты хотел, старина? Это армия, сынок. Там всё наказывается, что неправильно делается. Вот тебе не приходилось при минус двадцати таскать двухэтажные койки за полкилометра от казармы в учебный городок, чтобы там наконец заправить их как следует, кирпичиком? И зря. Потому как это, конечно, неприятно, но из таких эпизодов и выковывался непобедимый характер русского солдата.

Но в тот момент нам всем нужно было добежать только до середины казармы, так что состояние намотки портянок значения не имело. Как и то, все ли застёгнуты пуговицы на гимнастёрках. Потому как мы уже бежали в строй, гимнастёрки натягивая на ходу и держа ремень в зубах. Чтобы на ходу же не мешал застёгиваться, занимая руки. Тем не менее результат был налицо: за 15 секунд 40 человек стояли в строю. Конечно, на парад перед лицом Верховного главнокомандующего я бы их не выставил, но факт есть факт: если бы вы тогда на нас напали, американец, то фактор неожиданности вам не помог бы. И что главное? Да, портянки.

А поменяйся мы с вами местами? Сколько бы вы там свои ботинки шнуровали, пока мы спокойно бы к вам бежали? Вот то-то…

Давний спор сапог и ботинок

На самом деле у портянок целая масса преимуществ перед носками, даже если забыть о тревогах и сержанте Нестерове.

Портянки практичны. Они не протираются, как носки и не рвутся. Даже при пятиминутном привале в ходе марш-броска, когда ноги в сапогах хлюпают от пота, ты можешь их перемотать другой стороною – и ты снова в сухой обуви. Носки, понятно, для такого случая нужно менять. Портянки легко стираются и быстро сохнут. При их утере, утрате армейским образом, приходе в негодность их заменит действительно любая тряпка. Наконец, они сами могут служить в качестве полезной тряпки, ежели вдруг в этом возникнет нужда, — запасной комплект, понятно.

Зачем русскому солдату вонючие тряпки на ногах? А чтобы с утра на свежую голову…В истории известны две армии из лучших солдат мира – русская и немецкая. И обе воевали в сапогах. Фото: Russian Look / Globallookpress  

А наматывать их, кстати, совершенно просто. Нужен лишь навык. И хороший сержант. Который в первый раз поможет, во второй – уязвит словом при неудаче, а в третий – и действием. Нет, без рукоприкладства. Они и без того изобретательны, сержанты Нестеровы и Ганичи…

Но весь разговор о портянках, собственно, полностью привязан к давнему спору о сапогах и ботинках для солдат. Сапоги практичнее и дешевле, зато ботинки удобнее и легче. Сапоги быстрее надевать, и они хороши в грязи, при переправах, при преодолении больших пересечённых пространств пешком. Зато ботинки удобнее в горах, они не сползут с ноги в той же грязи, в них удобнее бегать и совершать разведывательно-диверсионные действия.

Этот спор вечен, и я даже встречал такой аргумент: мол, в истории известны две армии из лучших солдат мира – русская и немецкая. И обе воевали в сапогах. А тех же «Джо» в ботиночках те же немцы даже в 1945 году лупили в хвост и в гриву, несмотря на всё техническое и воздушное превосходство американцев.

Может быть. Но и наша армия проголосовала против сапог, что называется, ногами. В Афганистане. Когда обнаружилось, что для прохода колонны в сапогах по долине нужно сперва пустить боевые группы по горам с обеих сторон. Дабы зачистить склоны от духовских засад. А кто лазил по горам в Афганистане, тот твёрдо усвоил, что в кирзачах там делать нечего. Неудобно, тяжело, шумно. Вот и переобувались бойцы в обычные гражданские кроссовки, добываемые всеми возможными способами. Собственно, нынешние уставные берцы и есть, так сказать, духовные потомки тех кроссовок…

Зачем русскому солдату вонючие тряпки на ногах? А чтобы с утра на свежую голову…За десять лет войны в Афганистане бойцы Советской армии переобулись в ботинки. Фото: Andrei Solomonov / Globallookpress    

Вывода, собственно, не делает ни американец, ни сама жизнь. Старина Кэл просто не знает, как это – не просто носить сапоги, но жить и служить в них. Потому и про портянки сказанул в одном месте вообще полную глупость: «…защищали сами сапоги от грязи и камней». Потому он изначально исходит из американской военной «ботиночной» традиции. И всякая другая ему, как типичному западному варвару, кажется странной и смешной.

На деле же всё зависит от природных условий. Для типичной русской местности – равнинной, лесистой, обильной влагою, реками и болотами – сапог имеет безусловные и очевидные преимущества перед ботинком. Хотя бы по принципу непромокаемости и лёгкости переобувания. Но это – для массовых армий. А для мобильных подразделений постоянной готовности, нацеленных не на долгие марши, давно переставшие быть актуальными, а скорее на диверсионно-ударные функции, удобнее берцы. И для действий в горной местности – они же.

И в этом смысле решение, портянка или носок, — лишь функция от характера обуви. Портянка без сапога – ничто, так что можно даже рассматривать эти два предмета как единый обувной комплекс. И хотя носок с сапогом вполне носибелен, но и он нередко сбивается, так что приходится останавливаться и поправлять. Но и ботинок с портянкою не «работает». Можно вспомнить, как Красная армия долгое время пыталась их «скрестить», введя ботинки и обмотки. Но война с очевидностью показала нежизнеспособность такого вида обуви для солдат. И уже в ходе войны пришлось всем переходить на сапоги.

Так что не надо хихикать, американец. Портянка – не от бедности и не от глупости. А от функции. Так же, как и носок. И если ты, эксперт по России и русским ледоколам, этого не понимаешь, то как вы вообще что-то там осмеливаетесь лепетать о войне с нами?

Других экспертов по нам у них нет…

Источник: https://tsargrad.tv