России очень нужна точка опоры для действий в Индийском океане, не помешает нам и порт для входа в Африку. На этом фоне власти Судана делают очень заманчивое предложение, но, как известно, дьявол кроется в деталях.
Правительство Судана предложило России создать на территории страны военно-морскую базу. Об этом сообщает американское издание The Wall Street Journal.
По данным его источников, речь идёт о заключении 25-летнего соглашения, по условиям которого Россия получит право разместить в городе Порт-Судан до четырёх кораблей, включая подводные лодки, и до 300 военнослужащих на постоянной основе. В обмен на базу суданское правительство просит от Москвы продать ему зенитные комплексы и другое оружие по льготным ценам.
С одной стороны, России действительно очень нужна полноценная военно-морская база на африканском побережье. Москва очень активно сотрудничает с африканскими странами, вытесняя французов. Есть у нас интересы в сфере добычи полезных ископаемых, включая уран, золото, нефть и редкозёмы. А вот нормальной точки входа на Африканский континент нет. Самая развитая сеть баз создана в Ливии, однако они воздушные. Из-за этого для нас стратегически важным становится вопрос удержания присутствия в Сирии.
СВО продолжится… в Африке: зачем Россия создаёт базы на Чёрном континенте
Кроме того, воевать и спецоперировать через авиабазы можно, а вот наладить нормальное экономическое сотрудничество, вывозить миллионы тонн руды и баррелей нефти по воздуху уже не получится. Для этого нужен порт. Лучше несколько. И ведущая к ним сеть железных дорог. В этом плане Судан даёт возможность зацепиться за краешек Чёрного континента и начать его экономическое освоение, перспектива которого и придаёт смысл всей нашей военно-политической активности в тех краях.
Кроме того, Индийский океан является одним из районов развёртывания американских стратегических ракетоносцев для нанесения ракетных ударов по России. А нашего присутствия в регионе нет, обеспечить его, не имея баз, практически невозможно.
Иными словами, и военные, и геополитические предпосылки для того, чтобы желать себе военно-морскую базу в тех краях, есть. Но не всё так просто.

Присутствие в Порт-Судане может дать России удобный порт для реализации экономических проектов, но за него ещё нужно «зацепиться». Инфографика: аналитический центр «Рыбарь»
Страна больших рисков
Дело в том, что, как и многие другие государства, которые хотят дружить с русскими, Судан является довольно проблемной страной. Прямо сейчас в нём идёт ожесточённая гражданская война.
Обычно, когда речь заходит об этом конфликте, говорят о том, что правительство противостоит мятежникам из Сил быстрого реагирования (СБР, RSF – Rapid Support Forces). Однако это не так.
СБР выросли из военизированных формирований ряда арабских племён, сплотившихся вокруг фигуры Мухаммеда Хамдана Дагало (Хамидти). Поэтому гражданская война носит характер межплеменного конфликта, а не межведомственной разборки.
Трайбалистский характер конфликта означает, что борьба может продолжаться десятилетиями и не исключено, что приведёт к распаду страны или её радикальному переформатированию. Так что соглашение на 25 лет вполне может быть излишне оптимистичным – никто не поручится, что Судан столько протянет.
Этнический компонент конфликта влияет и на то, как на него смотрят другие государства. Правительство Судана пользуется поддержкой со стороны России и Ирана. А СБР получают поддержку от ОАЭ и Турции.
Более того, сторона, которая сейчас предлагает нам соглашение, отнюдь не является явным фаворитом в этой борьбе. Правительственные силы постоянно лавируют между Россией, Западом, Китаем и Ираном в поисках любой возможности получить дополнительные ресурсы и склонить чашу весов в свою пользу.
Суданская армия и подконтрольный ей Суверенный совет Судана – яркое воплощение выражения «Хочешь жить – умей вертеться». В ходе ведущейся ими гражданской войны против СБР, за которыми стоят ОАЭ, они сначала нанимали украинское ГУР, затем договорились уже с Ираном о закупках новых беспилотников и получили из Ирана поставки БПЛА Mohajer-6 и, возможно, другие вооружения,
– отметил в разговоре с обозревателем Царьграда старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Юрий Лямин.
Это подтверждают события последних месяцев: в начале октября армия Судана начала наступление на позиции СБР в столице страны городе Хартуме, а уже в конце ноября главнокомандующий правительственными силами генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан написал колонку для американской The Wall Street Journal, в которой изложил позицию своей стороны.
Цель публикации проста: добавить вес своему лагерю среди западного мира и вернуть руководству в Хартуме право голоса в разговоре о будущем страны,
– комментирует усилия суданского главкома аналитический центр «Рыбарь».

Начав относительно успешное наступление на СБР, главнокомандующий суданской армией поспешил отчитаться перед американским истеблишментом через деловую газету. Инфографика: аналитический центр «Рыбарь»
К слову, когда WSJ пишет об источниках из числа американских чиновников, не исключено, что издание скромничает – вполне вероятно, что информация о предложении в адрес России была получена редакцией непосредственно от тех, кто их делал и отправлял в Москву, – от руководства Судана.
Россия в качестве пугала
Вообще история переговоров о нашей базе в Судане – отличная иллюстрация того, как оказавшиеся в трудной жизненной ситуации страны третьего мира шантажируют Запад своей будущей дружбой с Москвой.
Первые соглашения о военном сотрудничестве, в том числе о создании пункта материально-технического обеспечения флота, были достигнуты в 2017 году с прежним главой государства Омаром аль-Баширом. Именно тогда был согласован формат присутствия: город Порт-Судан, 300 военных, до четырёх кораблей в порту одновременно.
А в 2019-м аль-Башира свергли, в стране началась гражданская война. Эти три года были временем наибольшей военной и дипломатической активности России, планы по строительству базы подкреплялись отправкой отрядов ЧВК «Вагнер».
США в момент старта нашего сотрудничества, напротив, не обращали внимания на Судан, определив африканскую страну в категорию «государство-изгой, разобраться с которым руки никак не дойдут».
В 2019 году наши планы ставятся на паузу, идёт выяснение перспектив сотрудничества с новым Временным военным советом. Знакомство проходит успешно, и в 2020-2021 годах активность России достигает пика: обмен визитами, готовность Москвы поддержать проекты в сфере энергетики, возобновляется диалог по созданию военно-морской базы.
Но процесс затягивается из-за нашей бюрократии. И благоприятный момент упускается.
Вашингтон же отвечает возобновлением контактов с суданскими властями и начинает проводить более гибкую политику, которая включает с одной стороны – свежие санкции, с другой – переговоры с ключевыми группами влияния в стране. В 2023-м США впервые с 1996 года назначают посла в Хартум – Судан прорывает 27-летнюю дипломатическую блокаду.
У нас же начавшаяся СВО приводит к тому, что из Африки отзывается «Вагнер». После 2022-го Москва сворачивает активность в Судане, база не строится, военная поддержка режима если и осуществляется, то на каких-то минимальных значениях, «оркестр» же после известных событий расформировывается.
К 2025 году контакты снова оживают, в феврале текущего года суданская сторона вновь заявляет о намерении принять русскую военно-морскую базу. Однако к этому моменту уже радикально меняется роль и вес в регионе США: американские усилия становятся системными, они выстроили контакты с обеими сторонами конфликта, повышают свой переговорный вес, наладив поставки гуманитарной помощи населению через Чад.
Россия и США шли разными путями. Москва начинала с сильных позиций – у неё были связи, влияние, интерес к экономическим проектам. Но со временем активность сошла на нет: формальные визиты, редкие заявления, минимум вовлечённости. Вашингтон действовал наоборот: сначала держался в тени, а теперь активно наращивает присутствие. Ставка – на гибкость, локальные инициативы и символические шаги вроде поддержки гражданского сектора,
– отмечают эксперты «Рыбаря».

То, что сейчас происходит в Судане, можно назвать «винегретом» из боевых действий, переговорных манипуляций и закулисного торга. Скриншот: ТГ-канал «Африканская инициатива»
В сухом остатке
В 2017 году Судан был геополитическим захолустьем, страной, которую Запад списал на свалку истории и к которой потерял интерес. Это был лучший момент для того, чтобы закрепить наше военное присутствие, обустроить базу и поставить мир перед свершившимся фактом. Однако действовать быстро мешали опасения, что в этой африканской стране не всё так просто, что можно поставить не на ту лошадь.
Затем история набрала ход, а новые события сделали неактуальными многие прежние расклады. Россия привлекла к Судану своими действиями внимание США. Отреагировала на нашу активность даже Украина, пославшая в 2023 году по линии ГУР операторов дронов для борьбы с отрядами Африканского корпуса.
В целом сейчас риск сотрудничества с Суданом распадается на две ключевые составляющие. Во-первых, по-прежнему можно поставить не на ту сторону и заключить соглашения с теми, кто проиграет эту войну. Что после этого бывает, показал пример Сирии, в которой, к слову, всё ещё достаточно благополучно обошлось.
Против России открыли новый фронт: Атакована военная база. За что гибнут русские солдаты на авиабазе Хмеймим?
Вторая составляющая – это возможность предательства со стороны партнёров, которые могут демонстрировать намерение дружить с Россией исключительно для того, чтобы получить более выгодные предложения со стороны американцев.
В целом суданская база, безусловно, была бы нам не лишней. Но на данный момент нет гарантий, что стороны договорятся о её строительстве. Более того, нет никаких гарантий, что даже в случае создания базы вложения в неё окажутся хорошей инвестицией в долгосрочной перспективе.
Возможно, имеет смысл договариваться о создании более крупной базы с многочисленным контингентом (в 10-20 тысяч человек), который суданским властям будет затруднительно выкинуть из страны по «щелчку пальцев», получив выгодное предложение от Вашингтона или Пекина.
А вот заниматься геополитической благотворительностью нет смысла. С другой стороны, очевидно, что Москва не намерена сдавать это направление, а потому отправляет на африканское направление всех имеющихся в наличии проводников влияния – от Юнус-Бека Евкурова до Сергея Суровикина.
Маршалов Победы в СВО не будет? Почему Суровикин и Мордвичёв не станут новыми Жуковым и Рокоссовским? Честный разбор
Источник: https://tsargrad.tv






