Домой Россия Запоздало и неубедительно

Запоздало и неубедительно

18

Как сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов) попытался оправдать нарушение церковных канонов епископом Амвросием (Мунтяну)

Проблемы церковной жизни&nbsp

Запоздало и неубедительно

Недавно секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов) попытался оправдать участие иерарха Русской Православной Церкви епископа Богородского Амвросия (Мунтяну), викария Патриаршего экзарха Западной Европы, в экуменической молитве и подписание им откровенно масонской декларации.

Напомним, 20 октября в римской базилике Ara Coeli папа Римский Франциск «вознёс молитву о мире» вместе с патриархом Константинопольским Варфоломеем и с представителями православных и протестантских церквей. 34-я межрелигиозная встреча была организована Общиной Святого Эгидия на тему «Никто не спасается в одиночку. Мир и братство».

В экуменической молитве принял участие епископ Амвросий (Мунтяну). Владыка также подписал совместное воззвание о мире на земле, которое «выполнено в духе последней папской энциклики "Fratellitutti", с её социальной, ультрапацифистской и "денуклеарной" риторикой».

Это вызвало недоумение и даже возмущение у православной общественности.

Уязвлённый критикой архиерей ответил на своей странице в Фейсбуке следующим образом: «Что бы ни говорили фундаменталисты, призыв Господа нашего молиться и делать все возможное, чтобы помочь страданиям, остается одним из главных приоритетов».

Теперь в защиту епископа Амвросия выступил иеромонах Стефан (Игумнов).

Видеозапись, сделанная по благословению председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона, размещена в сети Интернет под высокопарным заголовком «Заставят ли Русскую Церковь замолчать под видом борьбы с "экуменизмом"?», который, по всей видимости, призван показать неосновательность обвинений в филокатолицизме в адрес епископа Амвросия.

Иеромонах Стефан (Игумнов) пытается убедить слушателей, что епископ Амвросий не совершил канонического преступления, поскольку запрещённой канонами совместной молитвой с еретиками следует считать только литургические действия.

«Как нам понять, было ли молитвенное действие, или нет? Есть вполне четкий критерий: для клириков, священников и епископов может считаться нарушением соответствующих канонов, если было совершено литургическое действие с инославными. Мы знаем, как совершаются литургические действия – чтобы их совершить, клирик, священник или епископ облачается в священные одежды, входит в алтарь и совершает литургию или другую службу. Если совершается нечто подобное в сослужении с инославными, значит это предмет разбирательства», — лукаво утверждает церковный чиновник.

При этом он подчеркнул, что на мероприятии в Риме совместно была совершена «не какая-то уставная католическая молитва», а «некое совмещение выступлений, молитвенных возгласов, каких-то прошений», но «наш архиерей не выступал, ничего не говорил <…> за всю церемонию епископ Амвросий не проронил ни слова». И это «молчание епископа Амвросия» выдаётся даже за какой-то подвиг.

Столь же неубедительно представитель ОВЦС пытается оправдать подписание епископом Амвросием совместной декларации, в которой, кстати, чёрным по белому написано — «мы помолились и решили». Иеромонах Стефан нашёл, как ему кажется, убийственный аргумент, мол, «какое-то новое слово в богословии, что молиться можно через подписание документа».

И совсем жалкими выглядят оправдания отца Стефана насчёт совместной молитвы епископа Русской Православной Церкви с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Мол, решением Священного Синода РПЦ от 14 сентября 2018 года было запрещено поминовение патриарха Варфоломея, сослужение с иерархами Константинопольского патриархата и участие «во всех епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинополя». А в Риме, мол, председательствовал не патриарх Варфоломей и даже не папа Франциск, поэтому убегать делегации РПЦ не было необходимости.

Ну и в заключение сотрудник ОВЦС произнёс известную мантру, что Русская Православная Церковь должна участвовать в таких мероприятиях, поскольку это, мол, «площадка, на которой мы можем что-то сказать и нас услышат». Это при том, что ранее он с гордостью говорил, что епископ Амвросий не проронил ни слова.

Подробный разбор аргументов иеромонаха Стефана (Игумнова) уже сделал священник Георгий Максимов. Их нет необходимости повторять.

Православный телеграмм-канал «Лабарум. Сим победиши» посвятил выступлению сотрудника ОВЦС подробный комментарий, в котором справедливо отмечается запоздалость ответа ОВЦС: «Спустя полтора месяца ОВЦС выпустил ответ на эту критику… в пространном видео сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан утверждает, что молитва – это не молитва, что «не сказавший ни слова» епископ Амвросий "был голосом РПЦ", что подписание совместно с Папой абстрактных деклараций приносит огромную пользу человечеству, что совместная молитва с П. Варфоломеем никак не противоречит принятому Синодом РПЦ решению о разрыве молитвенного общения с ним же…».

Действительно, противоречивость, натянутость и даже нелепость аргументов иеромонаха Стефана (Игумнова) просто видна невооружённым глазом.

Автор комментария пытается увидеть какую-то целесообразность в действиях ОВЦС, мол, наши церковные дипломаты таким путём «разрушают планы Фанара монополизировать православно-католический диалог». ОВЦС надеется дипломатической работой с Ватиканом «создать альтернативу фанариотам», «сорвать их игру, создавая свою формулу православно-католического диалога».

Однако, даже если допустить наличие такого хитрого плана, приходится констатировать, что ведётся эта работа крайне неудачно, в этом диалоге РПЦ находится в заведомо неравном положении. Неужели нельзя «отказаться от соблазнительной практики совместных молитв? Неужели мы настолько бесправны, что проблемы, возникающие в нашей собственной Церкви из-за подобных канонических преступлений, не могут быть основанием для корректировки формата межконфессионального общения?» — справедливо вопрошает обозреватель телеграмм-канала.

И это уже не говоря о том, что нашему странному «диалогу с Ватиканом» приносится в жертву курс на сближение с консерваторами в других Православных Поместных Церквях, которые только и могут быть нашими надёжными союзниками в борьбе за чистоту Православия. И получается, что ради сомнительной дипломатической интриги ОВЦС мы теряем своих настоящих союзников и друзей. Не говоря уже о том соблазне для верующих, которые порождают акции сотрудников ОВЦС, о дискредитации священноначалия в глазах верующих.

И в самом деле, вопросов много, и беспомощная речь иеромонаха Стефана (Игумнова) в защиту епископа Богородского Амвросия (Мунтяну) не даёт на них ни одного вразумительного ответа. Попытка оправдать впавшего в блуд экуменизма архиерея не только запоздала, но и неубедительна. Поскольку трудно отрицать очевидное. Трудно переть против рожна.

Редакция Русской народной линии

Источник: ruskline.ru