Рассматривается пункт 9 повестки
дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
статью 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального
страхования".
Доклад Александра Васильевича
Шульги.
Пожалуйста, Александр Васильевич.
Шульга А. В.,
Агропромышленная депутатская группа.
Уважаемые коллеги, я прошу вас
очень внимательно отнестись к этому законопроекту. В чем же суть
предлагаемых авторами изменений?
Внесение данного законопроекта
обусловлено целым рядом социальных и правовых проблем,, основанием
возникновения которых является закреплен-ная в ныне действующем Федеральном
законе "Об основах обязательного социального страхования" обязанность
страховщика вести единый учет физических лиц — страхователей и
застрахованных — на основании такого индивидуализирующего признака, как
единый (универсальный) идентификационный знак.
В соответствии с требованиями
статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации физическое лицо
участвует во всех правоотношениях под своим именем, включающим фамилию, имя
и отчество, я данный перечень главных индивидуализирующих физическое лицо
признаков не подлежит расширению, так как никакие законы и подзаконные
нормативные правовые акты не могут изменять нормы гражданского права.
Нельзя не отметить, что
содержание редактируемой нормы противоречит и принципам учета, закрепленным
в Федеральном законе "0б индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе государственного пенсионного страхования". В данном законе учет
застрахованных лиц и сведений о них ведется на основании системы лицевых
счетов (документов), и уже этим документам присваиваются номера учета.
Данная редакция Федерального
закона "0б основах обязательного социального страхования" приведет его в
соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом
Российской Федерации, законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе государственного пенсионного страхования" без ущерба для самого
процесса единого учета застрахованных лиц и страхователей и разрешит
проблемы восстановления защиты прав граждан, и в частности права на имя. Я
напомню вам, уважаемые коллеги, что статья 28 нашей Конституции гарантирует
каждому "свободу совести, свободу вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не
исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные
и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Что же получается? Данный
законопроект фактически предлагает заменить имя, отчество и другие
персонифицированные данные человека на некий идентификационный знак. Мы уже
знакомы с практикой применения подобных замен. В частности, я напомню вам —
идентификационный номер налогоплательщика. Сколько сегодня заявлений лежит в
судах, когда верующие люди защищают свое право на имя, а им упорно
навязывают ИНН. Но, слава Богу, сегодня Букаев, в общем-то, занимается
проблемой, каким образом избежать применения идентификационного номера и
собирать налоги с тех лиц, которые отказались иметь этот номер, на основании
идентификационных данных, которые состоят из имени, отчества, даты рождения,
места проживания и так далее.
Таким образом, если мы с вами
сегодня не примем положительное решение по данному законопроекту, то мы в
данном случае, я считаю, серьезно нарушим Конституцию, заставляя верующих
людей вопреки убеждениям, — а это их вера, их верования, их убежденность,
фанатичная убежденность, это связано со смыслом их бытия — заменить имя,
фамилию и отчество на некий идентификационный знак.
Напомню одну простую истину.
История знает много случаев, когда люди совершали предательство. Эти люди то
ли искали лучшей жизни, то ли сохраняли свою жизнь и из чувства страха
совершали предательство. Но сегодня принимать человеку некий номер, некий
идентификационный знак вместо имени, отчества и фамилии означает предавать
уже не только свою Родину, но и самого себя. Это чрезвычайно важный
аргумент, который говорит в пользу принятия данного законопроекта.
Я имею отрицательное заключение
Правительства по данному вопросу и хочу сказать, что в данном случае
Правительство, к сожалению, не увидело серьезных духовных проблем. Дело всё
в том, что многие ученые, философы, религиозные деятели сегодня констатируют
серьезную болезнь нашего общества, называемую "духовное загнивание". И в
данном случае замена фамилии, имени, отчества также является элементом этого
духовного загнивания. Правительство в своем заключении говорит о том, что в
данном случае идентификационный знак фактически не применяется, и поэтому не
следует заменять эту статью. Но, если не применяется, тогда почему все-таки.
не внести изменения, которые не позволят его применить в будущем? Кроме
того, самое интересное, что данное изменение не требует никаких финансовых
затрат или изменения других законов
Уважаемые коллеги, я прошу вас
отнестись к этому очень ответственно, поскольку мы имеем сегодня массу
примеров, когда на уровне подзаконных актов у нас уже вплотную применяют
номер вместо фамилии и имени человека. Пример предельно простой — "Мосэнерго".
Посмотрите квитанцию, там не требуется фамилия и имя: абонент номер
такой-то, столько-то должен заплатить. Вот вам пример, как попустительство
на законодательном уровне позволяет проводить идею нумерации человека,
ссылаясь на якобы упрощение системы учета и более точный учет. На самом
деле, на мой взгляд, совершается самое прямое духовное преступление.
Спасибо за внимание.
Председательствующий.
Спасибо, присаживайтесь.
Андрей Константинович Исаев,
содокладчик.
Исаев А. К. Уважаемые
коллеги, Комитет по труду и социальной политике не поддерживает принятие
данного законопроекта по следующим соображениям.
Во-первых, необходимо отметить,
что в системе социального страхования Российской Федерации, за исключением
Пенсионного фонда, осуществляется не персональная система учета, а
солидарный принцип страхования. Например, в системе социального страхования
Российской Федерации отсутствуют персональные счета. Поэтому устанавливаемые
здесь идентификационные номера в принципе не имеют отношения к личности
человека, а используются исключительно для удобства оперативного расчета
средств, поступающих в фонд социального страхования работников.
Изменение порядка ведения учета
страхователей и застрахованных лиц, поступления и расходования средств
обязательного социального страхования неизбежно повлечет за собой большие
материальные затраты государственных средств из бюджета Фонда социального
страхования. Так, в частности, потребуется изменить имеющуюся и работающую
сейчас единую информационную систему "Соцстрах", которая обеспечивает учет
страхователей (юридических и физических лиц) по регистрационному номеру. В
условиях, когда Фонд социального страхования, о чем мне сегодня уже
приходилось говорить, испытывает острый дефицит финансовых средств,
расходовать средства на замену сложившейся системы учета в Фонде социального
страхования на новую систему учета было бы, с нашей точки зрения, крайне
нерационально. Еще раз хочу подчеркнуть, что в системе социального
страхования данные идентификационные номера не имеют абсолютно никакого
отношения к идентификации личности людей, а используются исключительно для
удобства расчетов. Спасибо.
Председательствующий.
Спасибо, Андрей Константинович. Пока останьтесь на трибуне.
Есть ли вопросы, уважаемые
коллеги, к докладчику, и содокладчику? Нет. Кто хотел бы выступить?
Депутат Грешневиков, пожалуйста.
Грешневиков А. Н.,
депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)".
Уважаемые коллеги, мне хотелось
бы поддержать данный законопроект, потому что есть некое лукавство в
позициях и налоговой службы, и содокладчика, что якобы идентификационный
номер присваивается не человеку, а присваивается некоему документу. Зайдите,
пожалуйста, в любую налоговую службу и напротив своей фамилии в документах
вы увидите цифру, число, то есть как раз номер присваивается человеку.
Подобная практика, как известно, была в гитлеровских концлагерях, когда
вместо имени человеку давали конкретный номер, и когда из рядов выкликали,
то говорили, что не Петров или Сидоров, а 1015-й. И здесь также речь идет о
том, что у человека отнимают то имя, которое дано было ему при рождении.
Я каждый день получаю огромное
количество писем, не только из своего округа — Ярославского, но и из многих
других округов в поддержку данного законопроекта. Есть уже некий раскол не
только среди православных людей, но и в обществе в связи с тем, что человеку
навязывается вот эта возможность взамен имени давать номер. Люди очень
просят поддержать законопроект, дать им возможность демократично решить эту
проблему: выбирать число, присваивать себе идентификационный номер или нет.
Более того, в ряде субъектов Российской Федерации, например в Ленинградской
области, по-моему, в городе Приозерске, состоялись суды по жалобе людей,
которые не пожелали согласиться с позицией налоговой полиции, налоговой
инспекции и отказались от присвоения номера. И суд решил в пользу заявителя,
то есть суд принял решение о том, что человек имеет право отказаться.
Поэтому если мы не поддержим данный законопроект и подобные суды будут
происходить в других субъектах Российской Федерации, то мы пожнем то, что
сегодня можем остановить. То есть если человек не желает присваивать под
давлением себе номер, то, естественно, никто этого и не позволит сделать.
Поэтому давайте поддержим данный
законопроект. Он действительно не несет никакой финансовой нагрузки, он не
потребует никаких изменений в законодательстве, он просто даст человеку
право демократично определить, желает ли он поменять имя на цифру, на число
либо не желает.
Председательствующий.
Спасибо, Анатолий Николаевич.
Коллеги, кто хотел бы еще
выступить? Нет больше желающих? Астраханкина Татьяна Александровна.
Астраханкина Т. А.
Спасибо.
Уважаемые депутаты, уважаемые
коллеги! Поддерживав данный законопроект, я обращаюсь к вам от имени одного
из избирателей — Николая Сергеевича Курочкина, который в своем письме и
задает вопрос, и высказывает собственное мнение по поводу того, чтобы мы
обратили серьезное внимание на эту тему. Вот он пишет о том, что известно,
что ИНН является шагом к электронной диктатуре, появляется прекрасная
возможность электронной слежки за любым человеком. Введение ИНН означает
нарушение многих статей Конституции Российской Федерации. Не случайно,
говорит наш избиратель, Англия, Франция и Финляндия отказались от
электронных паспортов, считая их введение вмешательством в частную жизнь.
Мне думается, это достаточно
веский аргумент, тем более мы много сегодня рассуждаем о праве на частную
жизнь, о невмешательстве в нашу частную жизнь. Считаю, что мы должны без
эмоций, основываясь опять-таки и на Конституции, и на опыте западных стран,
прислушавшись к мнению наших избирателей, учитывая опыт законодателей,
которые уже прошли эту тему, поддержать данный законопроект.
Спасибо.
Председательствующий.
Спасибо. От Правительства, Андрей Викторович Логинов, желаете что-то
сказать? Пожалуйста.
Логинов А. В., полномочный
представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе.
Уважаемая Любовь Константиновна,
уважаемые коллеги! Правительство против данного законопроекта, (-
выд. ред.) но более всего нас, конечно, поражают мотивация и те
аргументы, которые приводят его защитники, увязывая это с тем, недавно
потрясшим наше общество спором вокруг присвоения физическим лицам вот этих
идентификационных номеров налогоплательщика, так называемых ИНН. По ним, как
вы знаете, были особые суждения и Русской православной церкви, и надо
отметать, кстати, что Русская православная церковь в своей социальной
доктрине, принятой полтора года назад, вернее, уже два года назад,
официально высказалась, что не видит в этом никаких нарушений прав верующих
и не видит в этом никакого посягательства на интересы верующих.
В то же время, конечно же, вопрос
так, как поставил его сейчас депутат Грешневиков, и не ставился, никому и в
голову сейчас не приходит обращаться к нашим гражданам по номерам, хотя
номера и те или иные сочетания цифр и букв являются общепризнанными и
привычными в нашей обыденной жизни. Ведь мы же понимаем, что, когда мы
получаем, например, денежный перевод, мы должны заполнить паспортные данные,
сообщить номер паспорта и так далее, и так далее.
Здесь в данном случае номер также
никоим образом не относится к физическому лицу, к личности, он не заменяет
его данное от рождения имя и тот имидж, который сложился у человека на
протяжении его жизни. Этот номер служит для упорядочения, систематизации и
осуществления тех или иных функций.
Но еще раз повторяю: ведь
самое-то парадоксальное то, что данный законопроект как раз и предлагает
введение этих номеров для физических лиц, тогда как действующая система
регистрации и учета социального страхования построена совсем на другом
принципе — на принципе солидарной ответственности. Там ведется учет
юридических лиц — надеюсь, против этого никто не будет возражать, — а
физические лица появляются в этой системе учета только в качестве
индивидуальных предпринимателей, также осуществляющих некие платежи, которые
потом обезличиваются и уже расходуются в соответствии с теми статьями
бюджета фонда социального страхования, которые вы, уважаемые коллеги,
утверждаете в Государственной Думе.
Поэтому Правительство считает
неприемлемым принятие данного законопроекта, и мы считаем парадоксальными те
мотивации, те объяснения, которые прозвучали сейчас из уст докладчиков и
отдельных депутатов.
Председательствующий.
Спасибо. По ведению — Николай Васильевич Коломейцев.
Коломейцев Н. В. Спасибо,
уважаемая Любовь Константиновна.
Уважаемый Андрей Викторович,
насколько известно, церковь у нас отделена от государства, и при принятии
ИНН на самом деле у нас распространяли решение Священного синода, что он
против. Если вы представите другое решение, мы согласимся с вашей
аргументацией. Спасибо.
Председательствующий.
Спасибо. Заключительное слово Александра Васильевича Шульги по данному
законопроекту требуется? Включите микрофон. С места.
Шульга А. В. Уважаемые
коллеги, я хотел бы сосредоточить ваше внимание на некоторых противоречиях,
которые прозвучали в высказываниях тех товарищей, которые выступали против.
Например, Андрей Константинович
Исаев сказал, что данный идентификационный знак, вообще-то, не применяется в
системе социального страхования, и в то же время сказал, что изменение
потребует денег. Явное противоречие. Это означает, что он применяется.
Далее. Андрей Викторович Логинов
сказал, что Русская Православная Церковь не видит нарушений, и привел
пример, когда человек, заполняя квитанцию о денежном переводе, указывает
номер паспорта. В том-то и беда, был бы номер страхового свидетельства, а не
номер человека — я бы согласился и согласились бы те верующие, которые
сегодня не желают это принимать. Но в то же время мы видим, что система
страхования... Я вам буквально зачитаю пункт, который мы пытаемся изменить.
Статья 11, пункт 2, часть
восьмая: "осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и
страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального
страхования на основе... единых (универсальных) идентификационных знаков..."
Здесь конкретно требуется заменить фамилию, имя и отчество на единый
(универсальный) идентификационный знак. Поэтому физические лица будут
функционировать в системе не под своими фамилиями, а под этими знаками. Мы
предлагаем всего-навсего юридические лица оставить, как они есть, а что
касается физических лиц, то все-таки строго оперировать фамилией, именем и
отчеством.
И в заключение хочу сказать
следующее. Многие из вас как бы не понимают проблемы. Я хочу привести такое
сравнение. Не только верующие, но и граждане, являющиеся атеистами, и очень
многие, не желают замены своего имени, отчества и фамилии на некий символ,
знак или номер. Дело всё в том... Для сравнения просто приведу: в фашистских
концлагерях минувшей, войны тоже вводился идентификационный знак в виде
наколки-номера, потому что это было очень и очень удобно. Я еще раз говорю:
духовное загнивание общества происходит тогда, когда мы теряем духовную
составляющую того, что мы делаем.
Председательствующий.
Андрей Константинович Исаев, пожалуйста, от комитета.
Исаев А. К. Уважаемые
коллеги, я хотел бы еще раз обратить ваше внимание на то, чтобы непредвзято,
спокойно взглянуть на данный законопроект. Данный законопроект предполагает
следующую вещь.
Сегодня в системе социального
страхования отсутствует персонификация средств, поступающих туда. Все
деньги, которые уплачиваются в Фонд социального страхования по единому
социальному налогу, смешиваются и расходуются на статьи Фонда социального
страхования. Авторы законопроекта предлагают часть этих денег потратить на
то, чтобы переписать зачем-то внутри Фонда социального страхования всех
граждан по фамилиям, именам и отчествам. Зачем — совершенно непонятно,
поскольку дальнейшие расходы Фонда социального страхования никак не будут
зависеть от переписи населения, проведенной внутри фонда. Это первое.
Сегодня фонд, как я сказал,
испытывает серьезные финансовые затруднения. И я вас уверяю, что если вместо
того, чтобы оплатить путевки в санатории, мы потратим деньги на эту
перепись, духовность в обществе нисколько не повысится.
Второй момент. Уважаемые коллеги,
я сам являюсь православным. И я знаком с официальными разъяснениями синода
Русской православной церкви о том, что взятие или невзятие ИНН является
частным делом каждого верующего человека и что нет официального осуждения
церкви. Есть выступления отдельных кликуш по данному вопросу, никоим образом
официально церковным начальством не подтвержденные, а следовательно, по
церковной догматике, абсолютно самочинные.
Председательствующий.
Спасибо. По ведению — депутат Чуев. Только по ведению, Александр Викторович.
Чуев А. В. Просто в связи
с тем, что здесь прозвучали слова о том, какова позиция синода. Я просто
участвовал в комиссии по ИНН Русской православной церкви и в курсе тех
решений, которые принимались. Мы встречались и с министром Букаевым,
обсуждали с ним эту проблему очень внимательно. Проблема действительно
существует, потому что каждый гражданин может для себя сам решить, но, к
сожалению, наши социальные органы на себя решение этой проблемы не
принимают.
И я хочу сказать, что исходя из
этого и из того, что Министерство по налогам и сборам все-таки замедлило,
так сказать, свои движения, мы должны поддержать этот законопроект, потому
что все-таки... И даже есть движение "За жизнь без ИНН", очень большое
общественное движение. Вот что получилось.
Председательствующий.
Федулов — по ведению.
Федулов А. М. Благодарю,
Любовь Константиновна.
Ну, мне кажется, за этот
законопроект я голосовать не буду по следующим обстоятельствам. Прежде
всего...
Председательствующий. Вы
по ведению или высказываете свою позицию?
Федулов А. М. По мотивам.
Мне было удивительно слушать,
когда в качестве аргумента все начали ссылаться на православных, на
верующих. И кто ссылается больше всех? Те, кто с 1917 года уничтожал их
храмы, кто расстреливал священнослужителей, — все те, кто до сегодняшнего
дня не покаялся. Сегодня в качестве аргумента они выступают за то, что
существует мнение Священного синода, за то, что существует мнение
православных. На самом деле их предложение, якобы существующая забота о
православии, направлено на то, чтобы стравить сегодня представителей одной и
другой конфессий. И поэтому аргументы, которые сегодня высказаны в поддержку
данного законопроекта, ни на чем не основаны, безмотивны.
И мне бы хотелось еще один момент
напомнить. если вы, представители КПРФ, действительно выступаете в поддержку
православия, ну так захороните по всем канонам тело Ленина, предайте его
земле, покайтесь, а потом уже выступайте в поддержку православия.
Я буду голосовать против данного
законопроекта. Спасибо.
Председательствующий.
Депутата Мирзоева я в зале не вижу. Александр Алексеевич Котенков, хотели бы
высказаться по данному законопроекту? Нет.
Коллеги, на голосование ставится
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 11
Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования". Кто
за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу голосовать.
Комитет предлагает отклонить
данный законопроект.
Кто без карточки?
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 35
мин. 50 сек.)
Проголосовало за
.................. 137 чел. …… 30,4%
Проголосовало против ...
18 чел. …….. 4,0%
Воздержалось .........
1 чел. …… 0,2%
Голосовало .........
156 чел.
Не голосовало ........
294 чел. …… 65.3%
Не
принимается.