http://www.strana.ru/stories/2001/02/02/981142518/982657013.html
На
заседании Синодальной
Богословской комиссии в Троице-Сергиевой
лавре после доклада
Председателя комиссии
митрополита Минского и
Слуцкого, Патриаршего экзарха
всея Беларуси Филарета (Вахромеева)начались
прения, продолжавшиеся целый
день.
Ниже
приводятся фрагменты
выступлений членов
Богословской комиссии и
экспертов.
Архимандрит
Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской
духовной академии, размышлял в
своем докладе о богословском
смысле стихов из 13 главы
Откровения Иоанна Богослова,
касающихся "печати
антихриста" и "числа зверя"
666.
Задача
того взгляда, которым автор
Апокалипсиса св. тайнозритель
Иоанн смотрит на современный
ему и грядущий мир,"противостоять
ложному, иллюзорному взгляду...
изобилие символов в книге
Откровения имеет богословскую
цель: создается целый
символический мир, в который
читатель погружается,
полностью погружается в особое
восприятие окружающего мира".Докладчик
сопоставил образы и символы
Откровения Иоанна Богослова с
имперскими символами книги
пророка Даниила и, шире,со всем
образно-символическим строем
Ветхого Завета. При этом, по
мысли о. Ианнуария (Ивлиева),
характер вневременных символов
Апокалипсиса "сообразен
историческому контексту
времени правления императора
Домициана в конце первого века".Без
понимания социального,
политического, религиозного
контекста, в котором жили
первые читатели книги
Откровения, невозможно понять и
верно истолковать смысл этой
священной книги.Докладчик
предостерег от непонимания
этого исторического контекста,
которым в значительной мере
определялись особенности
восприятия книги
современниками ее автора.
Архимандрит
Ианнуарий отметил, что практика
нанесения печати как знака
лояльности имперской власти
была неотъемлемой частью была в
апокалиптическом сознании того
времени необходимым признаком
конца истории."Мотив
начертания клейма, татуировки,
печати - это традиционный мотив
эсхатологического
запечатления",- отметил о.
Ианнуарий. Так, напомнил
докладчик, во времена иудейских
мучеников Маккавеев царь
Птоломей IV Филопатор требовал
от египетских иудеев требовали
принятия клейма со знаком
Диониса. От воинов и некоторых
групп служащих требовали
ношения соответствующей
татуировки под одеждой - на
левом плече и на лбу, у начала
волос. Таким образом,
принудительное нанесение
печатей на тело человека
отражает исторические реалии
времен Иоанна, но также
относится и к грядущим
преследованиям, когда все, за
исключениям верных христиан,
станут послушными рабами
тоталитарной, якобы
божественной власти "зверя".
Основным
тезисом доклада архимандрита
Ианнуария было утверждение,что
описываемое св. Иоанном
Богословом получение
отступившими от христианской
веры "печати антихриста"
не следует понимать буквально,
как некое физическое действие,
как, например, затруднительно
такие библейские выражения как
"обрезание сердца"
понимать буквально, в смысле
хирургической операции. Как
верные рабы Господа будут,
согласно Апокалипсису,
получать печать от Господа, так
и верные рабы "зверя"
получат печать "зверя": "речь
идет о полном согласии,
добровольном и сознательном, на
рабство зверю-антихристу".
В
заключение докладчик еще раз
призвал к историческому
подходу к истолкованию
Апокалипсиса,а также отметил,
что те апокалиптические
символы, о которых идет речь в
Священном Писании,предполагают
при принятии их отступление от
веры и отречение от Христа.Принятие
"печати антихриста" в этом
смысле лишь фиксирует уже
совершившееся отступление от
Бога и поклонение антихристу. В
случае же с ИНН требования
отречения от Христа или какого-то
побуждения к этому не
существует.
Игумен
Андроник (Трубачев)
сосредоточился на анализе "числа
зверя" 666. Он вспомнил
свидетельство одного из Святых
Отцов преподобного Евфрема
Сирина, считавшего, что человек,
запечатленный печатью
антихриста и принявший число
зверя, даже не сможет совершить
крестное знамение. По
толкованию св. Андрея
Кесарийского, напомнил о.
Андроник, печать антихриста
получит самое широкое,
повсеместное распространение,
а отказ от нее христиан будет
вопросом духовной жизни или
смерти.
Само
число 666, по мнению о. Андроника,
символизирует земное богатство
и, напротив, неполноту духовных
даров, оскудение духа,
поскольку семь есть библейский
символ полноты, а шесть - это
неполнота, три шестерки - особая,
подчеркнутая неполнота,
безблагодатность, пустыня
отдаления от Бога.
Игумен
Андроник дал следующую общую
рекомендацию в связи с ИНН: "мероприятия,
проводимые налоговыми органами,
не содержат в себе религиозного
культа. Если в налоговых
документах содержится
антихристианская символика, то
Церковь должна
свидетельствовать о том, о чем
свидетельствовал св. Иоанн
Богослов: дух антихриста уже
действует в мире, и это есть дух
заблуждения. Второе: Церковь
может просить государственную
власть изъять или заменить эту
символику ради духа истины и
мира в обществе. Но и
отрицательный ответ
государственной власти на
просьбу Церкви не может быть
поводом для самостоятельного и
не благословленного выхода
верующих из гражданского
повиновения, так как это
неизбежно приведет к расколу
Русской Церкви.
Протоиерей
Валентин Асмус, преподаватель
Московской духовной академии,
посетовал на то, что обсуждение
сосредоточилось только на
отдельных местах Священного
Писания, в то время как все
Священное Писание насквозь
эсхатологично. "Будьте
готовы, ибо вы не знаете часа,
когда Господь ваш придет", -
говорит раннехристианское
Учение Двенадцати Апостолов (Дидахе).Этот
дух ожидания конца, эта
эсхатологическая
напряженность веры Церкви
противоречит, по мнению о.
Валентина, настроению,
господствующему в современом
мире. "Последнее
празднование Миллениума
безмолвно предполагало, что
история будет продолжаться как
минимум еще одно тысячелетие,
но для христиан это вовсе не
очевидно, для них очевидно
противоположное, поскольку
имеется целая совокупность
признаков приближения конца",
- отметил о.Валентин.
О.
Валентин Асмус напомнил в
частности о словах св. Ипполита
Римского (III в.), что концу
мировой истории будет
предшествовать смешение
народов, которое станет
предпосылкой для воцарения
Антихриста.Святые Отцы также
свидетельствуют, что Антихрист
будет маскироваться под
истинного христианина, чтобы
обмануть христиан. Это очень
важное положение, это означает,
что человек может быть вовлечен
в служение врагу Божию
обманными способами.
Византийская
эсхатология связывала даты
конца мира не только с датами
священной истории, но и с датами
исторического бытия самой
Византии, это была классическая
имперская эсхатология,
напомнил о. Валентин Асмус.
Михаил
Степанович Иванов, профессор,
проректор Московской духовной
академии, посвятил выступление
символика числа 666. М.С. Иванов
подчеркнул, что для многих
цивилизаций древнего мира, в
том числе для библейского
сознания, числа относятся не
только к системе счета, но также
несут значитльную смысловую
нагрузку. Мифология языческих
народов оказывала влияние и на
их нумерологию, чем объясняется
большое несходство
нумерологических традиций
ветхозаветной эпохи и
нумерологии языческого мира. В
последнее время в церковном и в
особенности в околоцерковном
сознании интерес к
христианской эсхатологии
характеризуется сужением
эсхатологии до некоторых ее
элементов, в том числе
нумерологических - имени "зверя"
и числа имени его. В иудейской
нумерологии, как вообще в
древних семитских культурах, не
слишком заботились о
математической точности, как ее
понимают в современной
цивилизации. Зато числами часто
пользовались в условно-символическом
значении. Достаточно вспомнить
число семь - символ полноты,
сходное с ним число сорок.
Большие же числа (тысяча, тьма,
"тьма тем") имеют
гиперболическое значение. В
этой традиции было также
принято символическое
изображение цифрами имен. В
русле этой традиции находится и
число 666 из Апокалипсиса.
Числовому значению 666
соответствует, например,
словосочетание "Царь Израиля".Однако,
Ветхий Завет, в отличие от
языческой мифологии, не
признают за числами ни
священного, ни ритуального
значения. В языческой мифологии
число может играть
самостоятельную роль, вне связи
с какими-то иными объектами, то
есть число в языческой
мифологии может выполнять
гносеологические функции и
иметь онтологическое значение,
при этом многие числа были
сакрально отмеченными и
присутствовали в качестве
неотъемлемых элементов культа
и носителей некоей тайной силы.
В Ветхом Завете и тем более в
Новом Завете, в христианской
Церкви ничего такого нет.
Корень
многих недоразумений и
непонимания смысла ситуации
профессор М.С. Иванов
усматривает в смешении понятий
"символ" и "знак",
которые не равнозначны и тем
более не тождественны. Когда
священник возносит хвалу "Святей,
Единосущней. Животворящей и
Нераздельней Троице", он
использует число "три" как
символическое священное число,
несущее в себе печать
Божественной благодати; когда
же это число встречается на
жилом доме, то это не символ, а
знак, обозначающий номер дома
или подъезда. Подобные знаки (труба
указывает на то, что в доме есть
печка, дверь указывает на то,
что через нее можно пройти в
другое помещение и т.д.) не
оказывают никакого воздействия
на жизнь человека. Таким
образом, одно и то же число
может выполнять функции как
символа, так и знака. Точно так
же и число 666 может стать
символом, открывающим путь
Антихристу, или простым знаком,
обозначающим, например, 666-й
километр шоссейной дороги.
Число 666 как символ будет
существовать для того, чтобы
соединять человека с
реальностью власти Антихриста,
но его действенность является
отнюдь не безусловной. Символ
может выполнять свое
предназначение лишь при
соблюдении следующих условий: 1)
когда существует
символизируемая реальность; 2)
когда сам символ создан или
избран с соблюдением
определенной традиции
символотворчества,
существующей в той или иной
духовной культуре; 3) когда
человек выражает желание, волю
и готовность воспользоваться
этим символом для соединения с
реальностью, которую он
выражает. Например, вера всегда
являлась условием духовного
воздействия приносимой
человеком Богу жертвы на
приносящего эту жертву; если у
человека нет веры, то никакого
духовного воздействия на него
жертва произвести сама по себе
не может.
В
отношении числа 666 книга
Откровения свидетельствует,
что свое духовное воздействие
это число может оказывать
только при условии связи с
воцарением антихриста и с
утверждением на земле его
власти.Ни о какой возможности
существования какой-то "предпечати"
нам Откровение ничего не
говорит.Поэтому нельзя
расширять хронологические
рамки действия этого символа.Если
бы это было сразу учтено, то
никакой полемики сейчас,
вероятно, не было бы, отметил
профессор М.С. Иванов.
"Допустим,
- продолжил выступающий, - что
число 666 в штрих-коде все-таки
есть. Поскольку оно вызывает
ассоциации с образом
антихриста, для определения его
функции и его влияния
необходимо выяснить, с какой
целью оно туда введено. Если
только для сбора налогов, учета
граждан, то оно остается
простым числом, то есть знаком,
и не приобретает свойств
символа". Если же человек
продолжает настаивать на
символическом характере числа
666 в налоговых документах в
любом случае, то это говорит о
том, что он впадает в языческий
магизм, то есть такое понимание
чисел, которое во всем
противоположно христианскому.
Протоиерей
Всеволод Чаплин, секретарь по
общественным связям Отдела
внешних церковных связей
Московского Патриархата,
отметил, что озабоченность
Церкви введением электронных
средств налогового контроля,
была ясно высказана Священным
Синодом. Было предложено
отказаться от практики подачи
гражданами заявления о
присвоении ИНН и перейти к
практике заполнения ими анкеты.
Еще более трезвое и хорошее
предложение, по мнению о.
Всеволода Чаплина, связано с
заменой самого названия ИНН на
"номер налогового учета". В
этом случае идентификационный
номер будет присваиваться не
человеку, а его счету. Это в
большой степени снимет остроту
этого вопроса. Как особо
подчеркнул о. Всеволод, позиция
Министерства по налогам и
сборам, что было отмечено на
Архиерейском Соборе,
представляется Церкви вполне
конструктивной и открытой для
диалога с Церковью.
О.
Всеволод Чаплин остановился на
проекте введения "Карточки
москвича", только при наличии
которой жители Москвы смогут
делать покупки, обращаться за
медицинской помощью. Опасность
подобного нововведения
заключается в том, что условием
получения подобного
идентификатора может являться
определенный идеологический и
мировоззренческий выбор.
Условием выдачи подобной
карточки может быть согласие со
всем корпусом действующих
указов или договоров. Разрыв
между международным и
национальным
законодательством и основами
христианского миропонимания
может в будущем увеличиваться,
а законодательство, возможно,
станет содержать утверждения,
противоречащие христианству,
отметил о.Всеволод. При этом
было подчеркнуто, что все
большую остроту в этой связи
приобретает вопрос об охране
частной жизни человека и о
гарантиях его права на свободу
религиозного выбора.
Церковь
должна, по мнению выступавшего,
проводить в обществе идеи
общественного контроля над
решением тех спорных вопросов,
которые становятся предметом
обсуждения и дискуссий.
О.Всеволод
Чаплин констатировал, что
Священноначалие Русской
Православной Церкви ведет
постоянный диалог с
государством, с органами власти
и управления, и находит в этом
диалоге взаимопонимание с
государством.
Архимандрит
Тихон (Шевкунов), наместник
Сретенского ставропигиального
монастыря, подчеркнул, что
смущение и боль тех, кто
выступает с решительным
осуждением введения ИНН и
призывает отказываться от
налогового номера, это боль
членов Церкви - единого
организма, поэтому постараться
понять эту боль должны и те, кто
не разделяет мнение
противников ИНН.
Вопрос
об идентификационных номерах и
штрих-кодах, напомнил о. Тихон,
был впервые поставлен не
православными, а адвентистами в
середине 1980-х годов. Их
религиозная организация особо
болезненно относится к
эсхатологическим проблемам.
Именно адвентисты обнаружили в
штрих-коде EAN-13 то
апокалиптическое число, о
котором потом заявлял Синод
Элладской Церкви, и Кипрская
Церковь, и Украинская Церковь.
Как
сообщил о. Тихон, Сретенский
монастырь получил официальное
заключение специалистов по
поводу штрих-кода EAN-13: машина не
читает разделительные полосы
этого штрих-кода как шестерки,
но визуально для человека,
знающего машинный язык, эти
параллельные полосы
ассоциируются именно с цифрой
шесть.
Сами
штрих-годы - это изобретение XIX
века. Изобрели этот способ
записи чисел на американских
железных дорогах, чтобы
определять номера проходящих
вагонов. Разработчики системы
EAN-13 сознательно ввели в свою
систему три шестерки. По этому
поводу первыми в православном
мире забили тревогу греки -
монахи Афона. Когда в России
стали вводить ИНН, активно
стала внедряться мысль, что в
ИНН тоже содержится число 666.
Все те люди, в том числе
архимандрит Иоанн (Крестьянкин),
которые не видят в ИНН никакой
духовной катастрофы, и те, кто
считают неприемлемым для себя
принятие ИНН, единодушно
утверждают, что в ИНН число 666 не
содержится. ИНН - это
многозначная цифра, в которую
число 666 может попасть только
случайно.При записи,
кодировании или
перекодировании ИНН это число
также не возникает.
Что
касается электронных
документов (пластиковых
карточек, проездных, финансовых,
медицинских и др.документов), то
по данным экспертного
заключения, говорить об
использования числа 666 в этих
документах с технической точки
зрения просто абсурдно, этого
числа как постоянной величины в
электронных документах нет.
Значительно
более духовно опасным явлением
о. Тихон (Шевкунов) признал
всемирную тенденцию к
глобализации. Глобализации и
тому обезличивания, которое она
в себе несет, православные
христиане должны, по мнению о.
Тихона, противопоставить не
демонстрации, не расшатывание
церковного корабля, а всемерное
содействие укреплению Церкви,
национальной культуры,
разрешению демографических
проблем, борьбу с пьянством и
алкоголизмом. Это будет борьба
с глобализацией, а не призывы к
разрушению и не демонстрации.
Смешно, сказал о. Тихон,
проводить в Японии
демонстрации по поводу цунами
или во всем мире проводить
демонстрации по поводу "озоновой
дыры".
"К
сожалению, очень многие силы в
России действуют для того,
чтобы расшатать церковный
корабль", - заявил о. Тихон. Он
привел целый ряд примеров таких
деструктивных выступлений.
"Появилось
целое богословие, которое
тиражируется и в СМИ, и в
огромном количестве листовок,
книг, брошюр, аудиокассет".
Как сообщил о. Тихону епископ
Тульский Кирилл, во все храмы
Тульской епархии пришло
множество бандеролей с
бесплатными листовками,
газетами, книгами,
аудиокассетами, посвященными
борьбе с ИНН. Это огромные
деньги, так что кто-то явно
заинтересован в организации
такой борьбы и прикладывает к
этому значительные финансовые
усилия.
Русская
Православная Церковь, сказал о.
Тихон, объединяет сегодня все
духовное пространство России, и
ее, как большую духовную силу,
всячески стремятся ослабить
или разрушить.Провокационные и
совершенно одиозные
высказывания по поводу ИНН,
распространяемые из самых
странных источников,
целенаправленно доводятся до
сознания практически каждого
члена Русской Православной
Церкви.
С
особой болью и беспокойством о.
Тихон привел многочисленные
примеры того, как противники
ИНН разжигают в церковном
народе недоверие к
священноначалию и лично к
Патриарху Алексию II, призывают
отказываться от послушания
решениям Священного Синода и
епархиальных архиереев.
Доходит до того, что некоторые
священноиноки анафематствуют
архимандрита Иоанна (Крестьянкина)за
его суждения об ИНН, а другие
всерьез утверждают, что мнение
о. Иоанна было высказано под
давлением о. Тихона (Шевкунова)
или даже написано под его или о.Андрея
Кураева диктовку.
Сегодня,
по мнению о. Тихона (Шевкунова),
водораздел в церковной жизни
проходит между теми, "кому
нужна Православная Церковь,
кому нужно спасение и теми, кому
нужны великие потрясения".
Председатель
Богословской комиссии
митрополит Минский и Слуцкий
Филарет (Вахромеев) в своем
кратком выступлении признал,
что священноначалие виновато в
том, что "разъяснительная
работа нами проводилась
недостаточно и поэтому мнения
наших авторитетов расходятся,
потому что не было дискуссии".
Митрополит Филарет сообщил, что
он встречался и подробно
говорил со старцами
архимандритами Иоанном (Крестьянкиным)
и Кириллом (Павловым).
Архимандрит Кирилл (Павлов), по
свидетельству владыки
митрополита, являющегося его
духовным чадом, выразил свое
полное согласие с мнением о.
Иоанна (Крестьянкина) по поводу
ИНН. О. Кирилл призвал как
священноначалие, так и
государственную власть,
отнестись со вниманием и
пониманием к немощным в вере, то
есть к тем, для кого ИНН может
оказаться соблазном и кому
необходимо разъяснять
церковную позицию.
Митрополит
Филарет подчеркнул, что вопрос
о введении ИНН используется в
качестве повода теми силами,
которые заинтересованы в
ослаблении Русской
Православной Церкви и,
соответственно, в ослаблении
всего русского народа и даже
всего славянства.
После
выступления митрополита
Филарета слово было
предоставлено гостям -
экспертам и представителям
государственной власти.
[an error occurred while processing this directive]
|