Тема сегодняшнего дня - электронные карты. О том, что скоро все
или не скоро, а через какое-то время все граждане России обзаведутся
электронными картами, где будет загнан максимум информации о них, говорят
достаточно давно. Но сегодня у нас в гостях те, кто разрабатывают эту систему
электронных карт, иногда их называют электронные паспорта. Сами эти люди
называют их интеллектуальными картами. И это ответственный секретарь
межведомственной комиссии по интеллектуальным картам при правительстве России
Александр Викторович Грабарев и советник начальника Московского метрополитена
Марченко Александр Петрович.
-У меня к гостям для начала общий вопрос. Все-таки что такое
интеллектуальная карта? Насколько я знаю, в разработках это называется
"унифицированная автоматизированная расчетная система с применением
интеллектуальных карт". Что это такое и зачем это?
ГРАБАРЕВ: Что такое интеллектуальная карта? Многие представляют себе,
что такое обычная пластиковая карат с магнитной полосой, которая несет на себе
платежное приложение. Интеллектуальная карта - это пластиковая карточка, но в
ней вместо магнитной полосы встроен микропроцессор, микроконтролер. То есть
фактически в эту карточку вообще встроен микрокомпьютер. Ну и как
микрокомпьютер он может хранить и обрабатывать различную информацию, и
платежную, и идентификационную. Состав информации, который записывается на эту
интеллектуальную карту, зависит от того, в каком проекте и в какой системе эта
карточка используется. Многие работали с таксофонными картами, где записывается
количество минут или звонков, которые можно совершить с таксофонного аппарата.
В Московском метрополитене действует транспортная карта, бесконтактная карта -
там чип с антенкой и вся информация идет по радиоканалу. Там записано
количество проходов, которое дает пользователю Московский метрополитен.
-А в данном случае этот глобальный, его кто-то назвал таким футуристическим
проектом, проектом будущего, когда можно будет учитывать всех граждан России,
называют электронный паспорт. Можно ли говорить о том, что через какое-то время
у всех россиян будет такая электронная карточка, где есть абсолютно все: его
банковский счет, домашний адрес, отпечатки пальцев, его ИНН (здесь и далее -
выд.ред.), возможность тут же проходить в метро по этой карточке, платить
налоги и так далее? Идет ли об этом речь?
ГРАБАРЕВ: Да, конечно, речь об этом и идет. И тут надо
говорить, что, во-первых, к этому приведет, скажем, интеграция России в мировое
сообщество. И, второе, это развитие информационных технологий. То есть все
это приведет к тому, что рано или поздно, у каждого гражданина будет какая-то
карточка. Но что это будет, замена паспорта, скажем, или под какие-то
конкретные проекты, под социальные, например, и, соответственно, какая будет
информация, это те вопросы, которые решаются в настоящий момент.
-Александр Викторович, вы как представитель правительства России, такой
глобальный проект, в правительстве рассматривается в какой перспективе, как
скоро это может произойти?
ГРАБАРЕВ: Я хотел бы немножко поправить, все-таки я не представитель
правительства, я представитель комиссии, член ее. То, что я могу сказать, что
рассматривается у нас в комиссии. Сейчас готовятся основные положения, и 9 июля
на заседании комиссии это будет рассматриваться. Дальше работа будет вестись по
линии федеральной целевой программы "Электронная Россия" и в рамках этих работ
будет создана собственно концепция внедрения этой системы, которая в дальнейшем
будет представлена от комиссии и в министерства и ведомства, входящих в ее
состав, будет представлена действительно в правительство на рассмотрение. Вот
здесь, скажем так, мы работаем очень хорошо по этому направлению. Мы работаем в
рамках федеральной целевой программы. Мы работаем здесь с медиакомитетом этой
программы. Не так давно, может быть, вы знаете, был форум "Россия в электронном
мире". В его рамках мы встречались и с представителями заинтересованных
коммерческих структур, и регионов, с которыми мы ведем такой диалог - что
нужно, что ожидается от этой карты, какого рода она должна быть, как должен
внедряться проект для того, чтобы обеспечить, чтобы он был реально социально
ориентированный и повысить качество, скажем, жизни наших граждан…
-Вот когда все-таки можно ожидать появления каких-то первых
экспериментальных вариантов? Или, скажем, того, что проект будет запущен, не в
полном объеме, но уже с какой-то информацией?
ГРАБАРЕВ: Первые эксперименты уже идут. Здесь необходимо сказать о
московском проекте. Это социальная карта москвича. И я думаю, про нее подробнее
расскажет Александр Петрович. У нас планируется в ряде регионов в рамках
"Электронной России" запустить региональные проекты. Ну, понятно, Москва -
город, скажем, богатый, в других регионах все попроще. И важно проверить, как
там будут работать эти карты. Мы ожидаем, что пилотные проекты, региональные,
пойдут у нас в конце этого года, в начале следующего, но все будет зависеть от
собственно темпов выполнения этой целевой программы по нашему разделу, по
пункту 12-ому, связанному с карточками. А так дальше эта система может реально
уже пойти где-то года через два-через три.
- Раз у нас запускается, значит, мы можем говорить об одном, по крайней
мере, региональном проекте - это московском. Тогда у меня вопрос к советнику
начальника Московского метрополитена Александру Петровичу Марченко. Насколько я
помню, вы имели также отношение и к разработке транспортных карт Московского
метрополитена. И сейчас социальная карточка пенсионера в Москве. Поподробнее,
что она дает и, если это первый как бы этап электронного паспорта, который
будет во всей России, какого рода информация сейчас будет внутри этой карточки
зашита и, опять же возвращаемся, что она даст человеку, какие возможности?
МАРЧЕНКО: Как вы правильно заметили, что Московский метрополитен начал
работать с интеллектуальными картами уже давно, а именно с 98-го года были
впервые на Московском метрополитене применены технологии, связанные с
внедрением бесконтактных именно карт. Почему именно бесконтактных? Потому что
они обладают достаточной степенью защищенностью, с одной стороны. С другой
стороны, достаточно высокая пропускная способность при этом обслуживания
населения. То есть минимальное время на обслуживание человека. Это связано с
такими категориями предприятий, как транспортные, как предприятия обслуживания
населения в магазинах, то есть где нужно максимально обеспечить пропускную
способность. Там обычно применяются такого вида карты. Плюс еще у них есть
преимущество то, что их применение практически приводит к необслуживанию самих
систем и самих устройств, поскольку нет физического контакта между карточкой и
устройством.
-У нас есть звонок.
СЛУШАТЕЛЬ: Валерий Анатольевич, Москва. На Горбушке продается много
пиратских баз данных, телефонные, прочие. И где гарантия, что информация,
которая на этих картах будет храниться о гражданах России, будет надежно
сохранена государством? Это первое. Государство несколько раз уже доказало свою
несостоятельность в данном вопросе. И не приведет ли введение этих карт к
тотальному полицейскому государству?
-На самом деле у меня тоже был этот вопрос. Насколько я знаю, в Соединенных
Штатах Америки одно время обсуждался вопрос вживления чипа в человека с тем,
чтобы о нем всегда была информация, где будет вся информация о его болезнях, о
его жизни. И сначала была эйфория по этому поводу, а потом провели социальный
опрос. И, насколько я помню, 41 процент жителей США высказался против, и только
26 - за. Вот как вы ожидаете, будут ли возражения? И есть ли опасность, что вся
информация станет доступна для людей? Насколько защищены эти карты?
МАРЧЕНКО: Действительно, разработчик карты компания Philips. Мы взяли
стандартный продукт для своего внедрения. Поэтому там есть различные степени
защиты. Во-первых, есть сектора памяти карты, которые защищены ключами доступа.
Они раздельные для чтения и для записи. Имеется в виду вообще не просто
защищать саму карту. Это построение системы, которая должна и будет обеспечена
необходимыми средствами защиты. Мы тесно сотрудничаем и будем при реализации в
Москве сотрудничать с теми органами федеральной власти, которые обязаны
обеспечить защиту информации. Сегодня это орган ФАПСИ, то есть применять те
средства защиты, которые лицензированы или рекомендованы ФАПСИ как на самих
картах, так и в целом в информационной системе, поэтому база данных будет
надежно защищена. Программным образом предусмотрено отсутствие возможности
копирования этой базы и административные меры воздействия. Для реализации этой
программы создано государственное унитарное предприятие, оно носит название
Московский социальный регистр, которое будет нести ответственность за
реализацию этой программы, будет обеспечивать всю защиту информации. В целом
основа этой работы связана с тем, что происходит интегральное объединение тех
информационных ресурсов, которые уже созданы в Москве. Никакой политической
подоплеки или отслеживания за населением эта программа не предусматривает. Но
она предусматривает следующее: государство, правительство Москвы оказывает
людям льготы. И оно вправе знать, кому оно оказывает, то есть льготы должны
быть адресными, в первую очередь. И при этом обеспечен их учет, кому и сколько
льгот оказано. Вот на это направлено построение системы. Не полицейское
отслеживание, а именно контроль и учет за предоставлением тех социальных льгот,
которые гарантированы московским правительством и правительством Российской
Федерации.
- Александр Викторович, а в общероссийском масштабе, на уровне регионов
возникает проблема о том, насколько защищена информация? Ведь в дальнейшем, мы
уже говорили, если это футуристический проект, он расширяется, и там будет все
вплоть до электронной подписи человека, может быть отпечатков его пальцев,
номера банковских счетов. Можно ли опасаться того, что это делается, как
говорят, для тотальной слежки за людьми?
ГРАБАРЕВ: Да нет, я бы так не сказал. И здесь я согласен с Александром
Петровичем, поскольку основное здесь - это решение вопросов учета, и
государство, предоставляя льготы, необходимо понять их адресность и их целевое
использование. И это основные задачи этих проектов. Та информация, которая
может быть записана на карте, в принципе, это та же самая информация, которая
сейчас есть на паспорте. По поводу паспорта как-то никто не переживает, все
носят его с собой. Даже может быть на карте информации меньше будет, чем в
паспорте. Что касается защиты информации, у нас в состав комиссии входит ФАПСИ,
которое отвечает за эти вопросы. И мы планируем с ними очень тесную работу при
реализации этого проекта уже в дальнейшем на федеральном уровне.
-Упрощает, скажем, систему расчета человека в магазинах эта система?
МАРЧЕНКО: Я могу говорить о конкурентной реализации московского проекта.
-Московский проект мы обсуждаем как некий первый шаг?
МАРЧЕНКО: Как первый шаг, может быть как прототип, прообраз будущей
федеральной программы. Поэтому я просто постараюсь ответить на ваш вопрос. Что
дает эта карточка? Она упрощает предоставление самих льгот. То есть она
обеспечит их автоматизацию, с одной стороны, учет. То, что нужно государству. С
другой стороны, она упрощает возможность получения этих льгот самим
пользователям или льготникам. Не надо собирать какие-то определенные бумаги,
справки каждый раз. Карточка будет являться тем документом, которая
удостоверяет право на получение льгот. Поскольку она совмещается в нашем
проекте с банковской картой и одновременно несет индентификационные функции и
функции обычной платежной банковской карты. С помощью нее можно производить,
при наличии, конечно, средств на счету, расчеты в магазинах. Соответственно,
для государства это удобство - уменьшение наличного денежного оборота. С другой
стороны, для пользователя также, мы считаем, удобнее, это повышает культуру
обслуживания, упрощает задачи при расчетах в магазинах, то есть не надо с собой
полный кошелек денег носить, достаточно носить карточку. Конечно, с точки
зрения пенсионеров пока можно и некоторые говорят скептически, нужна ли
пенсионеру эта карточка? Но на сегодняшний день я вам могу сказать, что та
реализация пилотного проекта, которая была начата с сентября прошлого года,
порядка 30 тысяч пенсионеров, включая участников войны, различные категории
получили такого рода социальные карты, средний возраст их составляет 66 лет.
При этом ни у кого особых проблем по пользованию карты, "зачем это нужно", не
возникает, это как бы им интересно, это, с другой стороны, некое взаимодействие
государства или правительства с населением. То есть люди с удовольствием идут
за получением этих карт.
-Сейчас много говорится о реформе ЖКХ, о том, что кредитовать нужно в данном
случае население. Эти карты способны помочь в этом случае?
МАРЧЕНКО: Безусловно. Планируется интеграция этой системы как раз с
реформами в жилищно-коммунальном хозяйстве. Такая задача поставлена мэром
Москвы. С нашим проектом ознакомился министр экономики и торговли Греф, его
пожелание, чтобы этот проект был совмещен и интегрирован для реформы в
жилищно-коммунальном хозяйстве. То есть карточка на самом деле, социальная
карта, - это некий инструмент для реализации всевозможных задач - от
идентификации до расчетных технологий.
-Тогда у меня такой вопрос: кто будет платить? На чьи плечи ляжет ее
оформление и выдача?
МАРЧЕНКО: На сегодняшний день эта карточка выдается бесплатно. Бесплатно
для держателя. За все кто-то платит. То есть предусматривается, что будет
долевое участие в финансировании изготовления этих карточек, то есть, кто
заинтересован в ее изготовлении. С одной стороны, это правительство Москвы,
которое заинтересовано в создании единого регистра льготников, а эта карточка
является инструментов для ее создания. Это транспортные предприятия, которые
участвуют в этом проекте. И они заинтересованы в обеспечении учета проезда
льгот. Это банки, которые будут непосредственно участвовать. Это различные
фонды. То есть как бы долевое участие. Поэтому карточка для каждого из
участников будет достаточно дешевой.
-То есть фактически можно ожидать, что в России будет московский опыт
использован, и платить будут те, чья информация заложена в мою карточку?
ГРАБАРЕВ: Да, мы именно эти принципы и заложили в основные положения
нашей концепции. И многие получали уже карточки пенсионного страхования,
обязательного медицинского страхования, и многие ведомства сейчас платят за эти
карты. И деньги на это уходят...
радиокомпания "Маяк", 27.06.2002[an error occurred while processing this directive] |