Юрист ОД "За право
жить без ИНН"
Пугачева А.В.
"Все
перипетии мировой борьбы
существенно зависят от
действия
свободной человеческой воли"
Л.Тихомиров "Мировая борьба
добра и зла"
В связи с
вступлением в действие 10
января 2002 года письма МНС РФ №ФС-8-10/1199
и Сбербанка России № 04-5198 (
далее - Совместное письмо ) в
жизни каждого православного
христианина может начаться
этап реализации личного выбора
в вопросе принятия или
непринятия, а точнее,
использования или отказа от
использования
идентификационного номера
налогоплательщика. Ведь в
соответствии с действующими
подзаконными актами МНС РФ
избежать присвоения ИНН не
может никто с даты рождения (пункты
3.1, 3.5 приказа МНС РФ №АП-3-12/412 от
24 декабря 1999 года).
Для того, чтобы
обсуждение этой проблемы не
послужило причиной
формирования в сознании людей,
отказавшихся от цифрового
идентификатора, ощущения
безысходности , мы не только
прокомментируем сам документ,
причины его появления, но и
представим читателю обзор
конкретных путей решения
создавшейся проблемы, даже
если нам придется повторить то,
о чем говорилось прежде.
В январе 2001
года Министерство по налогам и
сборам Российской Федерации
заверило руководство Русской
Православной Церкви в своих
намерениях прекратить процесс
насильственного присвоения
цифрового идентификатора,
заменяющего имя и содержащего
антихристианскую символику,
гражданам Российской
Федерации.
Однако, уже в
сентябре 2001 года МНС РФ
подписывает с руководством
Сбербанка РФ Совместное письмо
, в соответствии с которым
платежные документы на оплату
налогов, сборов, штрафов и
пеней в бюджет не будут
приниматься структурными
подразделениями Сбербанка без
обязательного указания
плательщиком - физическим
лицом не только ИНН, но и номера
лицевого счета
налогоплательщика в налоговом
органе ( пункты 14, 15 Приложения
№ 3 к Совместному письму ).
Здесь следует напомнить о том,
что, если ИНН представлен в НК
РФ в качестве средства учета оплаченных
налогов и сборов в
соответствии с пунктом 7 статьи
84, то такие понятия, как номер
лицевого счета или лицевой
счет налогоплательщика -физического
лица в НК РФ вообще не
предусматриваются.
Хочется также
отметить тенденцию расширения
применения правил Совместного
письма ко всем виды платежей.
Так в Нижнем Новгороде,
Благовещенске уже появились
необоснованные заявления
территориальных налоговых
органов о том, что с 10 января 2002
года граждане, отказывающиеся
от ИНН , не смогут осуществлять
никакие платежи через
подразделения банков.
По сей день "
номер лицевого счета налогоплательщика
в налоговом органе " является
номером документа,
применяемого для внутреннего
использования налоговыми
органами , и использованию
гражданами России не подлежит.
Почему же
документ, содержащий правило
об обязательном заполнении
реквизита " номер лицевого
счета налогоплательщика в
налоговом органе" появился,
казалось бы, преждевременно,
сейчас, когда законодательная
база , обязывающая каждого
гражданина РФ использовать
номер лицевого счета
налогоплательщика, существует
только в виде законопроекта,
подготовленного МНС РФ и
внесенного депутатом
Государственной Думы РФ
Глазьевым..
По нашему
мнению случилось это и для того,
чтобы мы могли надлежащим
образом понять смысл
законодательной инициативы
МНС РФ об "идентификационном
налоговом номере лицевого
счета налогоплательщика" (
Статья 1 проекта Федерального
Закона "О внесении изменений
и дополнений в статьи 11, 80, 84, и
102 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации",
внесен депутатом ГД ФС РФ
Глазьевым С.Ю., подготовлен МНС
РФ).
Совместное
письмо является яркой и более
чем своевременно появившейся
иллюстрацией отношения МНС РФ
к договоренности с
руководством Русской
Православной Церкви и к тем
последствиям, которые наступят
для каждого гражданина России,
если законопроект о внесении
изменений в Налоговый кодекс
РФ, подготовленный МНС РФ ,
будет принят депутатами
Государственной Думы.
Цель и смысл
законодательной инициативы
МНС РФ в том, чтобы не только
сохранить, но и окончательно
закрепить пожизненный,
несменяемый, заменяющий имя
человека цифровой
идентификатор гражданина
России. К тому же законопроект
предусматривает расширение
структуры цифрового
идентификатора посредством
дополнения номером лицевого
счета налогоплательщика в
налоговом органе.
Этот вывод
является результатом
сравнительного анализа
содержания законопроекта,
условий Совместного письма,
ныне действующих подзаконных
актов МНС РФ об ИНН и мнения
Правительства РФ о цифровом
идентификаторе.
Так
Правительство РФ в Заключении
№ 2043п-П13 от 09 апреля 2001 года
говорит в частности о том, что
" …номер налогового учета не
может быть присвоен документу.
Основой же целесообразности
присвоения идентификационного
номера налогоплательщика
является его неизменность в
течение всей жизни физического
лица.
"Приложение
№3 к Совместному письму гласит:
" При уплате налога (сбора),
пени, штрафа посредством
платежного документа формы №
ПД (налог) или формы № ПД-4 сб (налог)
обязательно должны быть
указаны следующие реквизиты:
13. ИНН
плательщика ( указывается
идентификационный номер
налогоплательщика -
физического лица; всего - 12
знаков);
14. № лицевого
счета плательщика в налоговом
органе"" .
Статья 1
проекта Федерального Закона
"О внесении изменений и
дополнений в статьи 11, 80, 84 и 102
части первой Налогового
кодекса Российской Федерации"
, внесенного депутатом ГД РФ С.Ю.Глазьевым
гласит:
"…
идентификационный налоговый
номер (ИНН) - единый по всем
видам налогов и сборов, в том
числе подлежащих уплате в
связи с перемещением товаров
через таможенную границу
Российской Федерации, и на всей
территории Российской
Федерации номер, присваиваемый
лицевому счету…физического
лица при его открытии;"
Теперь,
благодаря появлению такого
документа, как Совместное
письмо, очевидно, что "идентификационный
налоговый номер" (предусмотренный
в законопроекте депутата
Глазьева С.Ю. , подготовленном
МНС РФ) - это совокупность двух
номеров: идентификационного
номера налогоплательщика,
присваиваемого ныне всем
гражданам России , и номера
лицевого счета
налогоплательщика в налоговом
органе, открываемого сегодня
каждому налогоплательщику при
постановке на учет.
Для
использования в системе
автоматической идентификации
" идентификационный
налоговый номер " будет кодироваться
также, как ныне применяемый ИНН.
Идентификационный
номер налогоплательщика,
присваиваемый гражданам в
настоящее время, по своей
структуре и признакам является
номером идентификационного
стандарта "ЕАН-ЮПиСи". Эти
признаки изложены в Приложении
"Обзор системы ЕАН/ЮсиСи"
к ГОСТу Р 51201-98 "Автоматическая
идентификация. Штриховое
кодирование. Требования к
символике "ЕАН/ЮПиСи" (введен
в действие Постановлением
Госстандарта России 23 сентября
1998 года №356; именно этот ГОСТ и
предусматривает вхождение в
штрих-код номера
антихристианской символики).
Вот они : " Основным
принципом идентификационного
стандарта является то, что
применяемые номера не являются
значащими числами. Сам по себе
номер не несет никакой
информации о том объекте,
который он идентифицирует. …Однако
номера составлены так, что
обеспечивают возможность
административного контроля
системы и уникальность номеров
в мировом масштабе" ( Пока мы
можем говорить об уникальности
номеров в масштабе Российской
Федерации).
В том случае,
если будет принят законопроект,
подготовленный МНС РФ ,
цифровой идентификатор будет
носить название "идентификационный
налоговый номер" и будет
состоять из уже присвоенного
каждому ИНН и номера лицевого
счета налогоплательщика,
который в свою очередь будет
кодироваться в соответствии с
ГОСТом в качестве
дополнительного символа .
Особое
внимание хочется обратить на
то, что появление на свет
Совместного письма МНС РФ и
Сбербанка России является
началом реализации правила ,
изложенного в пункте 3.10
приказа МНС РФ " Об
утверждении порядка и условий
присвоения, применения, а также
изменения ИНН и форм
документов, используемых при
учете в налоговом органе
юридических и физических лиц".
В соответствии с этим противозаконным
пунктом любые организации и
предприятия вправе требовать
от граждан России указания ИНН
независимо от того, являются ли
граждане налогоплательщиками
или нет. Данное правило
противоречит Налоговому
кодексу РФ, который
предусматривает учет
налогоплательщиков, а не всех
граждан России. К сожалению,
хотя данное правило и
обжаловано в Верховном Суде РФ
еще в марте , но заседание по
соответствующему иску по сей
день не назначено. Поэтому
весьма вероятно, что в
недалеком будущем , если
судебная власть России будет
продолжать поощрять действия
МНС РФ по принудительному
присвоению ИНН , будет
предпринята попытка лишить
граждан России права на оплату
налогов и сборов , но и всего
круга прав, предоставленного
действующим законодательством.
В заключении
остановимся на правовых путях
отказа от использования ИНН в
условиях надвигающегося
вступления в действие
Совместного письма.
Так каждый
гражданин России вправе
обратиться к депутатам
Государственной Думы с
просьбой потребовать у МНС РФ
приостановить действие
совместного письма, как
документа , нарушающего права
граждан и содержащего
необоснованные требования.
Ведь уже ни для кого не секрет,
что в случае присвоения ИНН
нарушаются такие права граждан,
как
-
право на имя,
-
право платить
налоги в законно
установленном порядке,
-
право снять с
учета в налоговом органе в
связи с прекращением
обязанности платить налоги,
-
право
действовать в соответствии
со своими религиозными
убеждениями.
Каждый
гражданин также имеет
возможность обратиться в суд с
иском о признании права стоять
на учете в налоговом органе без
присвоения ИНН. Данное право
закреплено в пункте 1 статьи 84
Налогового кодекса РФ. Иными
словами, ИНН не является в
соответствии с НК РФ
основанием для постановки на
учет и учета
налогоплательщиков -
физических лиц. ИНН в
соответствии с буквальным
смыслом пункта 7 статьи 84 НК РФ
является средством учета
оплаченных налогов и сборов.
Следует также
помнить, что в соответствии с
пунктом 11 статьи 21 НК РФ
налогоплательщик вправе " не
выполнять неправомерные акты и
требования налоговых органов".
Требование об обязательном
указании в платежном документе
на оплату налогов, сборов ИНН и
номера лицевого счета
налогоплательщика является
противозаконным, так как ни
один гражданин России не может
быть принужден :
- к
использованию ИНН, присвоение
которого нарушает его
конституционные и гражданские
права, .
- к
использованию номера лицевого
счета налогоплательщика, так
как эта обязанность не предусмотрена
ни одним законодательным актом
России.
Поэтому,
даже если Совместное письмо
вступит в силу, необходимо
добиваться от структурных
подразделений Сбербанка
приема к оплате платежных
документов на оплату налогов и
сборов без обязательного
указания ИНН и номера лицевого
счета налогоплательщика всеми
предоставленными законом
способами : от действии в
административном порядке , до
обжалования в суд.
И самое важное.
В настоящее время на
рассмотрение депутатов
Государственной Думы
Российской Федерации
депутатом Грешневиковым А.Н.
внесен законопроект, который
позволит исключить
обязательность присвоения и
использования ИНН гражданами
Российской Федерации и
религиозными организациями, а
также признать
недействительным по желанию
гражданина уже присвоенный ИНН.
Каждый вправе направить в
Государственную Думу
обращение к депутатам
поддержать именно этот
законопроект.
|