[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
На главную страницу

БИБЛИОТЕКА

Жития святыхЭсхатологияАпостасияКнижные обозренияПодвижникиМолитвы и иконыЖизнь после смертиГрех и покаяние последних временСлово Пастыря

РАССЫЛКА
Русское Воскресение

Обновления сайта "Стояние за Истину" 
и других страниц 
и разделов сервера "Русское Воскресение", выходит еженедельно


Полнотекстовый
ПОИСК ПО СЕРВЕРУ


ПОИСК
в православном интернете

полнотекстовый
поиск по частям слов

БАННЕРЫ
православных сайтов

СЧЕТЧИКИ

Rambler's Top100
TopList
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Reklama:
[an error occurred while processing this directive]

Мир перед Вторым Пришествием Христа.
Старцы о последних временах. Выпуск 3.
[an error occurred while processing this directive]

Версия для печати

В. Ткач

Братство им. св. ап. Иоанна Богослова

 

Серию книг решено печатать с 3-й части, как самой актуальной на сегодняшний дешь.

 

КТО Ж ТАКИЕ ИСТИННЫЕ СТАРЦЫ?

 

СтарецМы живем в трудное время, жизнь ставит перед нами сложные вопросы. Часто сами мы затрудняемся их правильно решить, и нам нужен мудрый, верный совет. Христиане в таких случаях обращаются к старцам — опытным в духовной жизни подвижникам, молитвенникам. Кто ж такие истинные старцы? Только ли те, кто всю жизнь прожил благочестиво, в; исполнении заповедей Божиих, молитвах, посте? Да такие люди имеют жизненный великий опыт, они могут подать из этого опыта и своего рассуждения мудрый совет. Но всегда ли он будет верным? "Преподобный Серафим говорит, что когда он давал советы от своего ума, то бывали ошибки; а ошибки могут быть малые, а могут быть и большие", - пишет св. Силуан Афонский. В беседе с отцом Стратоником преп. Силуан спросил: "Как говорят совершенные?" Затем святой сам же ответил, что совершенные говорят не от своего ума, а то, что возвещает Бог в каждом конкретном случае. Бог всеведущ и премудр и воля Его всеблагая и всесовершенная. И поэтому, обращаясь за советом к старцам, и доверясь им, мы должны быть уверены, что старцы достигли в эту меру совершенства и возвещают нам непогрешимо волю Божию. Если духовные руководители не пришли в эту меру, то свои наставления они должны давать скромно, как человеческий совет, опасаясь повредить человеку и боясь ответственности пред Богом за свои слова. Человек тогда вправе последовать совету наставника или нет Очень хорошо об этом пишет близкий к нам по времени святой Игнатий Брянчанинов в 5 томе "Приношение современному монашеству" в главе "О жительстве по совету".

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

"О ЖИТЕЛЬСТВЕ В ПОСЛУШАНИИ У СТАРЦА"

 

Послушание старцам в том виде, в каком оно было у древняго монашества... не дано нашему времени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские Отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, "утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это— величайший дар и благодать Святаго Духа" (Преподобный Кассиан. Об уставе общежитии, книга 2, гл. 3.)-

Необходимое условие таковаго повиновения—Духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившагося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля человека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям.

"Если ты хочешь отречься от мира, — говорил святый Симеон Новый Богослов современным ему инокам, — и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться, вместо евангельскаго жития, диавольскому житию: потому что благих учителей и учительство благое, а злых — злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий невидящий и обещающийся наставлять есть обманщик и последующих ему ввергает в ров погибели по слову Господа:  А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15,14. Преподобный Симеон, Новый Богослов, главы 32 и 34. Добротолюбие, ч.1)

При другом случае этот великий угодник Божий, советуя иноку действовать по указанию духовнаго отца, присовокупляет: "однако да поступает так только в таком случае, когда знает, что духовный отец его — причастник Духа, что он не будет говорить ему противоположна воле Божией, но по дарованию своему и по мере повинующагося, возглаголет угодное Богу и полезное для души, чтоб не оказаться повинующимся человеку, а не Богу" (Слово 8).

В этом смысле завещавает и апостол: не делайтесь рабами человеков (Кор. 7, 23). Он повелевает самое служение господам совершать духовно, а не в характер человекоугодников, но в характере рабов Христовых, творя волю Божию в наружном служении человекам (Ефес. 6, 6). У людей ли я ныне ищу благоволения, - говорит, - или у Бога ? людям ли угождать стараюсь ? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Не знаете ли, кому отдаем себя как рабы в послушание — человеку плотского мудрования или Богу — кому как рабы отдаемся в послушание: или греху и плотскому мудрованию в смерть, или в послушание правде Божией и во спасение (Рим 6, 1).

Послушание образует повинующагося по образу того, кому он повинуется: И зачинал скот пред прутьями,— говорить Писание (Быт. 30, 39). Те старцы, которые принимают на себя роль... употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точ­нее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самыя мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложныя, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующаго себе плода в наставляемом ими.

Их неправильное и недостаточное настроение только в течение некотораго времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если этот новоначальный сколько-нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения. В свое время оно должно непременно раскрыться и послужить поводом к неприятнейшей разлуке, к неприятнейшим отношениям старца с учеником, к душевному разстройству того и другаго.

Страшное дело — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которыя можно исполнять только по велению Святаго Духа и действием Духа; страшное дело — представлять себя сосудом Святаго Духа, между тем, как общение с сатаною еще не расторгнуто и сосуд не престает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! Гибельно оно для себя и для ближняго, преступно пред Богом, богохульно.

Напрасно будуть указывать нам на преподобнаго Захарию, который, находясь в повиновении у неискуснаго старца, отца своего по плоти, Кариона, достигь иноческаго совершенства, или на преподобнаго Акакия, спасшагося в жительстве у жестокаго старца, который согнал безчеловечными побоями ученика своего преждевременно в гроб (Патерик Алфавитный и Достопамятныя Сказания. Лествица, cm А, гл. 3).

Тот и другой находились в послушании у недостаточных стар­цев, но руководствовались советами Духоносных Отцов, также назидательнейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребыть в наружном послушании у своих старцев. Эти случаи — вне общаго порядка и правила.

"Образ действия Промысла Божия,— сказал святый Исаак Сирский,— вполне отличается от общаго человеческаго порядка. Ты держись общаго порядка" (Слово 1). Возразятъ: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола. И со всяким неправедным обольщением погибающих за то,— говорит он о произвольно погибающих,— что они не приняли любви истины для своего спасения. Изо сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веро­вавшие истине, но возлюбившие неправду. (2 Сол. 2, 10-12).

По вере будет вам (Мф. 9, 29),- сказал Господь, Сама Истина, двум слепцам и исцелил их от слепоты: не имеет права повторять слов Само-Истины ложь и лицемерство для оправдания своего преступнаго поведения, которым они погубляют ближних. Бывали случаи    очень-очень редкие, что вера, по особенному смотрению Божию, действовала чрез грешников, совершая спасение этих грешников..

В Египте старейшина разбойников Флавиан, намереваясь ограбить некоторый женский монастырь, облекся в монашеское одеяние и пришел в этот монастырь. Монахини приняли его, как одного из святых отцов, ввели в церковь, прося принести о них молитву Богу, что Флавиан исполнил против воли своей и к удивлению сво­ему. Потом представлена была ему трапеза. По окончании трапезы монахини умыли его ноги. В монастыре одна из сестер была слепа и глуха. Монахини привели ее и напоили водою, которою омыты были ноги странника. Больная немедленно исцелилась. Монахини прославили Бога и святое житие страннаго инока, провозглашая совершившееся чудо. Благодать Божия низошла на старейшину разбойников: он принес покаяние и из старейшины разбойников пре­творился в знаменоноснаго отца (Алфав. Патерик, буква "Ф").

В житии святаго Феодора, епископа Едесскаго, читаем, что блудница, будучи принуждена отчаянною супругою Адера, принесла Богу молитву о умершем ея сыне, что младенец воскрес по молитве блудницы. Блудница, приведенная в ужас совершившимся над нею, немедленно оставила греховную жизнь, вступила в монастырь и подвижническою жизнию достигла святости (Четьи-Минеи, июль, 9-й  день).

Такия события — исключения. Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания. В руководителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Божий, то есть, Священное Писание и писания Отеческия. Апостол Павел решительно говорит: Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, (2 Сол. 3, 6). Преданием здесь названо нравственное предание Церкви. Оно изложено в Священном Писании и в писаниях Святых Отцов.

Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным (Алфавитный Патерик), очевидно, по нарушению этим старцем нравственнаго предания Церкви.

Иное дело, когда нет душевнаго вреда, а только смущают помыслы: смущающие помыслы, очевидно, бесовские; не надо им повиноваться, как действующим именно там, где мы получаем душевную пользу, которую они хотят похитить у нас.

Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древняго монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное разсматривание его, возможно усвоение духа его.

Тогда мы вступим на путь правильнаго суждения и душеспасительнаго благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних Отцов - послушания их, равно дивнаго и в руководителях, и в руководимых - увидим в современности общий упадок христианства, сознаемся, что мы неспособны наследовать делание Отцов в полноте его и во всем обилии его. И то — великая милость Божия к нам, великое счастие для нас, что предоставлено нам питаться кру­пицами, падающими с духовной трапезы Отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, предохранить от душевной смерти.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

О ЖИТЕЛЬСТВЕ ПО СОВЕТУ

 

Крупицами названо в предшествовавшей главе духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями Святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии. В собственном смысле, это - послушание древних иноков в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной.

Древним послушникам их Духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания; ныне оно косно, опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего: мы обязаны покорствовать ему и со благодарением благоговеть пред ним.

Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братий освящено примером главы монашества, преподобнаго Антония Великого. Он не был в послушании у старца но в новоначалии своем жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братии: у одного научался он воздержанию, у другого кротости, терпению, смирению, у иного строгой бдительности над собою, безмолвию, стараясь усвоить себе добродетель каждаго добродетельнаго инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно (Четьи-Минеи, 17-го января).

Поступай и ты, новоначальный, таким образом! Оказывай настоятелям и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь.

Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайнею осторожностию и осмотрительностию. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоей, или потому, что он угождает какой либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти.

С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попускал тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле, твоей или ближняго твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближняго, о его советах, советуйся с Евангелием.

Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностию, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначальнаго и нравственно подчинить его себе! им нужна похвала человеческая. Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами,  учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню.

Была справедливою молитва Пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного (Пс. 11, 2). Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности.

"Изучай Божественное Писание, - говорить Симеон Новый Богослов, - и писания Святых Отцов, особливо деятельныя, чтоб, с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение), как в зеркале, и понимать; согласное с Писанием усвоивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвергать, чтобы не быть обманутым.

Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей".

Преподобный Симеон жил в десятом столетии по Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени: вот уже когда раздался голос праведника в Святой Христовой Церкви о недостатке истинных, духоносных руководителей, о множестве лжеучителей. С течением времени более и более оскудевали удовлетворительные наставники монашества: тогда Святые Отцы начали более и более предлагать руководство Священным Писанием и писаниями Отеческими.

Преподобный Нил Сорский, ссылаясь на Отцов, писавших прежде его, говорит: "Не малый подвиг, - сказали они, - найти непрелестнаго учителя сему чудному деланию (истинной иноческой сердечной и умной молитве). Они наименовали непрелестным того, кто имеет свидетельствованное Божественным Писанием делание и мудрование и стяжал духовное разсуждение. И то сказали Святые Отцы, что и тогда едва можно было найти непрелестнаго учителя по таким предметам; ныне же, когда они оскудели до крайности, должно искать со всею тщательностью. Если же не найдется, то Святые Отцы повелели научаться из Божественнаго Писания, слыша Самого Господа, говорящаго: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (Ин.5, 39). А все, что писано было прежде, в Святых Писаниях, написано нам в наставление (Рим. 15, 4).

Преподобный Нил жил в 15-м столетии; он основал скит неподалеку от Бела-Озера, где и занимался молитвою в глубоком уединении. Полезно прислушаться старцам новейших времен, с каким смирением и самоотвержением отзывается преподобный Нил о наставлениях,  которыя он преподавал братии.

"Никто не должен утаевать слова Божия по своему нерадению, но исповедывать свою немощь и вместе не скрывать истины Божией, чтоб не сделаться нам виновными в преступлении заповеди Божией. Не будем утаевать слова Божия, но будем возвещать его. Божественныя Писания и слова Святых Отцов многочисленны, как песок морской: неленостно изследывая их, преподаем приходящим к нам и нуждающимся в них (требующим, вопрошающим). Правильнее же: преподаем не мы, потому что мы недостойны этого, но преподают блаженные Святые Отцы из Божественнаго Писания" (Преподобного Нила Сорскаго Предание. Не лишним будет заметить здесь, что преподобный Нил Сорский, хотя имел благодать Божию, но не дерзал объяснять Писания самопроизвольно, а последовал объяснению, сделанному Отцами. Путь смиренномудрия есть единственный верный путь ко спасению).

Вот превосходный образец для современнаго наставления! Он вполне душеполезен для наставника и наставляемого; он - правильное выражение умереннаго преуспеяния; он соединен с отвержением самомнения, безумной наглости и дерзости, в которыя впадают подражающие по наружности Великому Варсонофию и другим знаменоносным Отцам, не имея благодати Отцов. Что было в тех выражением обильнаго присутствия в них Святаго Духа, то в безразсудных, лицемерных подражателях служит выражением обильнаго невежества, самообольщения, гордости, дерзости.

Возлюбленные отцы! Будем произносить слово Божие братиям нашим со всевозможным смирением и благоговением, сознавая себя недостаточными для сего служения и охраняя самих себя от тщеславия, которое сильно стужает людям страстным, когда они поучают братию. Подумайте, что мы должны воздать ответ за каждое праздное слово (Мф. 12, 36), тем тягостнее ответ за слово Божие, произнесенное с тщеславием и по побуждению тщеславия.

Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин? (Пс. 11, 4, 5). Истребит Господь ищущих славы своей, а не Божией. Устрашимся прещения Господня! Будем произносить слово назидания по требованию существенной необходимости, не как наставники, а как нуждающиеся в наставлении и тщащиеся соделаться причастниками наставления, преподаемаго Богом в Его всесвятом Слове.

Служите друг другу, каждый тем даром, - говорит святый апостол Петр, - какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божий, со страхом Божиим и благоговением к словам Божиим, а не как свои собственныя слова: служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, а не как бы из своей собственной: дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа (1 Петр. 4, 10, 11).

Действующий из себя действует для тщеславия, приносит и себя, и послушающих его в жертву сатане: действующий из Господа действует во славу Господа, совершает свое спасение и спасение ближних Господом, единым Спасителем человеков.

Будем страшиться преподания новоначальному какого либо необдуманнаго наставления, неоснованного на слове Божием и на духовном разумении слова Божия. Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное.

Охранимся от великаго бедствия - превратить легковернаго новоначальнаго из раба Божия в раба человеческаго (1 Кор. 7, 23), привлекши его к творению падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией. Скромное отношение советника к наставляемому - совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе.

Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он можетъ быть исполнен и не исполнен. На советнике не лежит никакой ответственности за совет его, если он подал его со страхом Божиим и смиренномудрием, не самопроизвольно, а будучи спрошен и понужден. Также и получивший совет не связывается им: на произволе и разсуждении его остается исполнить или не исполнить полученный совет. Очевидно, как путь совета и последования Священному Писанию сообразен с нашим слабым временем.

Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Том V. С.-Пб. 1905.С. 71-81

 

"Так и архиереи, хотя и имеют дар святого Духа, но не все разумеют как должно, и поэтому в час нужды должны искать просвещения от Господа: они же делают по своему разуму, и тем оскорбляют милосердие Божие и посевают смущение. Преподобный Серафим говорит, что когда он давал советы от своего ума, то бывали ошибки; а ошибки могут быть малые, а могут быть и большие. Так всем надо учиться познавать волю Божию: а если не будем учиться то никогда не познаем этого пути", - пишет пр. Силуан Афонский.

"Видеть настоящее положение духовных руководителей необходимо, чтоб охраниться от обмана; вместе должно очень остеречься от осуждения их, непрестанно обращаясь ко вниманию себе", - пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Св. Силуан Афонский, на своем трудном монашеском пути сам дважды попадавший в прелесть, пишет, что такая духовная ошибка может произойти или по неопытности, или от гордости. "И если по неопытности, то Господь скоро исцеляет, а если по гордости, то долго будет страдать душа, доколе не научится смирению, и тогда исцелит ее Господь". Осуждение других, особенно пастырей, есть один из признаков гордости, и может даже привести к расколу или отпадению от Церкви. "В прелесть мы попадаем, когда думаем, что мы умнее и опытнее других... - пишет Св. Силуан Афонский, - Без исповеди духовнику невозможно избавиться от прелести, потому что духовникам дана от Господа власть решить и вязать". И так будем остерегаться обеих крайностей: чрезмерного послушания духовным руководителям (без всякого рассуждения) и крайнего доверия себе, своему уму и умолять милость Божию да не попустит нам уклониться от Его воли ни самому, ни чрез других.

 

Продолжение следует ...

 [an error occurred while processing this directive]

Написать письмо ->

Дизайн  © Православное сетевое братство "Русское Воскресение"