Из писем в защиту
памяти о.Николая
«Избави мя от клеветы человеческия...»
Пс. Кф.17
Уважаемая редакция!
Обращаются к Вам духовные чада любимого и почитаемого нами
старца протоиерея Николая (Гурьянова).
Болью и возмущением переполняются наши сердца при виде того,
как кощунственно оскорбляется его светлая память.
На страницах прессы не умолкают голоса клевещущих,
злобствующих, хулящих и ненавидящих и при этом называющих себя православными.
О какой «правде» вещают они? По какому праву, называя себя «чадами» Батюшки,
берут на себя роль Высшего Судии? Где же слово Любви, где желание служить Богу
и ближнему? Почему правда оболгана, и черное стало белым, а белое черным?
Нет истины там, где нет Любви. И неслучайно в сердце звучат
слова из 17 кафизмы Псалтыри, которые так часто повторял Батюшка: «Стопы моя
направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя
от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя».
«Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений
духовной жизни Церкви, это венец духовных подвигов, плод безмолвия и
Богосозерцания... »(И.М. Концевич)
Отец Николай - блаженный старец высокого Духа, при жизни
земной сподобившийся всенародной любви и почитания. Со всех концов земли ехали
к нему страждущие, болящие, скорбящие, униженные, молящие о помощи. И батюшка
всех принимал; принимал до последнего вздоха своей земной жизни.
«Христос воскресе! Не теряйте пасхальную радость!» - вот
последние слова Старца, прощальная молитва его светлой души, положенной на
Божественный Алтарь любви «за други своя», за нас с вами.
Мы сподобились навестить Батюшку за четыре дня до его кончины
и получить его благословение. Он и тогда, приуготовляясь к пути небесному «в
дом свой», телесно немощный, только поднявшийся после долгой болезни, принимал
нуждающихся в его помощи: больного ребёнка, духовных чад, пастырей, как
принимал и раньше, будучи в затворе, когда дерзкие больные умы требовали
«освободить батюшку из заключения» и, врываясь в его келью, устраивали
бесчинство. Имея «ревность не по разуму», не понимая значения старческого
подвига, не раз нарушали они тишину старческой кельи, тогда, при Батюшке;
ведомые завистью и гордынею, духовной корыстью, безверием, они теперь, после
его кончины, обрушили свою фарисейскую злобу на Батюшкиных келейниц. Как и
тогда, они теперь хотят поставить своеволие на место Божьего Промысла.
Они развернули клеветническую кампанию, обвиняя келейниц
схимонахиню Иоанну и схимонахиню Николаю, а также личного врача Батюшки
Николая - Пикалеву Полину Федотовну - в насильственной смерти Батюшки, а также
заявляя об отсутствии останков Старца в могиле.
Только «враг рода человеческого искони» мог внушить людям
такие страшные мысли. Батюшка говорил о подобной клевете: «Бесы пишут! Сатана
пишет!»
И, несмотря на то, что семь раз областная Псковская
прокуратура рассмотрела и отвергла ложные обвинения, дважды Генеральная
прокуратура Р.Ф. проводила проверки и даны отказы для возбуждения уголовного
дела (от 30.05.03г. и 13.10.03г.) «за отсутствием события преступления»;
клеветники не желают успокаиваться и требуют эксгумации не только в качестве
доказательства своей сатанинской лжи, но додумались и до того, что эксгумация
ускорит прославление Старца. Не того ли требовали старейшины и фарисеи?
«Других спасал, а Себе Самого не можешь спасти», - (Ев.от Мтф.XXVII, 42)-
обращались они к ими же распинаемому Христу. Господа, добровольно принявшего
на себя грехи мира, они, мир ненавидевшие, хотели подчинить себе.
Тюменская группа во главе с Ольгой Казанцевой начала травлю
келейниц ещё при земной жизни Батюшки. Это они вместе с о. Паисием пускали
слухи, что Батюшка «в заключении», и призывали «вызволить его из неволи»; они
врывались в келью, они кругами ходили вокруг Батюшкиного домика и, мешая его
покою и молитве, громко по ночам на кладбище пели акафисты.
Сама О.Казанцева - автор нескольких лживых клеветнических
статей о Батюшке. Духовно болящая (о ней Батюшка не раз говорил: «Она тяжело
болящая»), она подчинила себе группу тюменцев - мирян, которые, называя себя
«монастырем», находятся у неё в полном послушании. О том, как сложилась эта
ситуация, они сами рассказывают, уже не ведая, что это, в сущности,
самообличение.
Несколько лет назад о.Николай, увидев одетую по-монашески (не
по чину) мирянку, сказал ей: «Ну, Вы прямо игуменья».
И О.Казанцева, вернувшись в Тюмень, выдала эти слова Старца не
за обличение гордыни, а за благословение организовать свой монастырь и быть в
нём полноправной хозяйкой. Её будущие «послушницы», приехав к Батюшке, так и
сказали: «Благословите нас во всём слушаться Ольгу». Батюшка возразил: «Живите
своим умом». Но женщинам это не понравилось, и они с удивлением заметили:
«Разве можем мы, верующие, жить своим умом?» - «Ну, тогда слушайтесь», -
ответил им Старец.
Известно, что когда Господь хочет человека наказать, отнимает
у него разум. Тюменские же «послушницы» от своего ума отказались сами,
добровольно. Обезумевшие, они стали творить беззаконие, поклонившись сатане.
По их же рассказам, они много досаждали Тюменскому Владыке,
требуя и борясь за то, чтобы им отдали монастырь, ссылаясь на Батюшкино
благословение, - они так и утверждали в своей гордыне: «Кто не считает нас
монастырём, тот не христианин, так как не почитает Старца, благословившего
нас». Они буквально требовали молитв за свой несуществующий монастырь, в
котором не было ни одной монахини, включая саму Ольгу Казанцеву. Это о таких,
как они, Батюшка сказал: «Не надо им Старца».
Кончина Батюшки не очистила их души, не искали они покаяния и
примирения, но, укрепившись в ненависти и зависти, продолжали злобствовать и
клеветать, заваливая Псковскую прокуратуру лжесвидетельствами такого
содержания, на которое способен только изощренный в пороке ум. Они, и им
подобные, прекрасно понимали и понимают, что православные люди, ведомые Богом
и любовью к ближнему, немстительны, незлопамятны, любят и врагов своих. Знают
и то, что почитал Великий Старец святого Царя-мученик
Николая и хранил в сердце его слова, переданные в письме
святой Великой княжной Ольгой: «Отец просит..., чтобы не мстили за него, так
как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя, чтобы помнили,
что зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло,
а только любовь».
Знали они и то, что не злоба и зависть, но любовь и согласие
царили в Батюшкином доме, и благодать щедро его молитвами открывалась чистым
сердцем и смиренным духом.
Божий Промысел, а не своеволие руководили теми, кто был рядом
со Старцем, ибо знали и знают они, что «Старец - непосредственный проводник
воли Божией. Общение со старцем всегда сопряжено с чувством духовной свободы,
радости и неописуемого мира в душе». (И.М. Канцевич)
Старчество - это особое служение Богу и людям, добровольная
жертва, без которой невозможно стяжать благодать Святаго Духа. «Добро является
добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то: своим сном,
покоем и тому подобным. Потому и сказал Христос: «от лишения своего...» (по
словам блаженного старца-святогорца Паисия)
Отец Николай любил всех Тварей Божиих и проливал слёзы и о
погибшей душе, и о раненой птице, и о загубленном дереве, и о страждущей
России.
Батюшка уповал на неизреченное милосердие Божие, и никого не
оставлял без молитвенной помощи, и всегда верил в возможность спасения
покаявшегося грешника, молился за него, убеляя его одежды.
Но, смиренный и нестяжательный, кроткий и милосердный,
жертвующий всем, он призывал вступаться за слабых, обиженных, оболганных,
угнетаемых, молясь за врагов, дабы Господь их вразумил, а ими оклеветанных
очистил от неправды.
Тому же Батюшка учил и своих чад, и они, особенно его
келейницы, которых отец Николай выбрал себе сам, разделяли с ним многие
лишения, жертвуя своим покоем, сном, принимая на себя весь поток клеветы.
Батюшка часто, повторяя слова псалмопевца Давида, говорил им: «Какие вы
счастливые, что на вас клевещут»,- но при этом добавлял, что молчать не надо,
«надо говорить правду». Страшными грехами Батюшка считал лесть и клевету. И
обличал их в людях.
Любовь и служение Богу в истине царствовали в келье у Батюшки.
Всё делалось по его благословению, все были у него в послушании, ни одна вещь
не меняла места, если Старец не благословил.
Батюшкино здоровье, покой все берегли. По первому вызову
келейниц Полина Федотовна спешила к Старцу, стараясь всеми возможными
средствами помочь ему, подлечить. При необходимости вызывали врачей из Москвы
и Петербурга. Но Батюшка часто говорил: «Моя болезнь - старость».
Отец Николай всегда был ухожен, одет во всё теплое, накормлен.
Недаром он в беседе с отцом Тихоном (Шевкуновым) сказал о келейницах, что это
«самые близкие его родные люди» и просил «не оставлять его».
Особая злоба обрушилась на келейницу отца Николая схимонахиню
Николаю (Татьяну Гроян).
Это удивительно и больно слышать, так как давно знаю матушку
как человека необыкновенной доброты, чуткости, отзывчивости, необычайно
преданного Батюшке, который был и остаётся её Духовным Отцом и Водителем.
Являясь филологом и блестящим переводчиком, написав несколько
духовных книг, руководимая Батюшкиной поддержкой и молитвой, матушка оставила
мир, посвятив себя служению Богу и Старцу. Книги матушки Николаи о тогда ещё
не прославленных св. прп. старце Лаврентии Черниговском, св. прп.митр.Макарии
Невском, материалы о св.прп.Симеоне Псково-Печерском были написаны и
опубликованы по благословению отца Николая.
Мы можем свидетельствовать также, что Батюшка прочитал книгу о
старце Григории Распутине всю, в листочках, ещё до её публикации и торопил,
очень торопил матушку Николаю напечатать её.
Читал Батюшка и Акафист, и также благословил печатать скорее,
признавая святость старца и почитая его.
А с какой радостью он принимал уже напечатанную книгу как
драгоценный дар, сам дарил многим от себя, благословляя паломников.
Всем известно почитание Батюшкой святых угодников Божиих, за
веру православную и Русь Святую пострадавших, святых царских мучеников: царя
Николая и царицы Александры, святых великих княжен Ольги, Татианы, Марии и
Анастасии, светлого отрока Алексия, которого Батюшка называл Алёшенька,
святого старца Григория Распутина, святого царя Иоанна Грозного.
Батюшка искренне радовался, когда очищались от лжи и клеветы
эти светлые имена истинных служителей православной Церкви и Богу, а тем самым
очищалась от грехов и ненависти Русь Святая. Батюшка всегда говорил: «Какие вы
счастливые, что в такое время живёте, что крестик носите, что церкви открыты».
Он верил в Русь Воскрешающую и знал, что она никогда не умирала.
Веруем и мы, что любовь победит зло.
Но молчать мы не можем: молчанием предаётся Бог. Нельзя
допустить торжествовать лжи. Сейчас клеветники требуют эксгумации, и, чтобы
добиться этого святотатства любым путём, они предлагают установить над могилой
Батюшки тяжёлое каменное надгробие, весом в 3,5 тонны. Если поставить его над
могилой, свод, выложенный кирпичами, может рухнуть, и тогда будет возможна
эксгумация.
Мы просим всех, кто любил Батюшку не допустить осквернения
мощей Старца, дабы не обратить на себя гнев Господень.
Мы уповаем на милость Божию и надеемся, что правда откроется
сердцам многих, тем, кто сейчас поверил страшной лжи, кто, соединив любовь с
ненавистью, находится в заблуждении.
Любовь исключает злобу, и как страшно было слышать на острове
в день годовщины Батюшкиной кончины слова: «Батюшку мы любим, а келейниц
ненавидим, мы готовы их убить», как страшно, что люди, ни разу не побывавшие у
Батюшки при жизни, такие, как, например, Б.И.Вязовский, автор статьи «Он
возвращал нам любовь» и видеофильма «Свете Тихий»», дерзают судить келейниц,
возводя на них клевету. И газеты продолжают печатать подобные статьи, и
множится ложь, заражая злобою и неверием сердца православных христиан.
Тень этой лжи ложится и на Батюшку, ведь в расколе обвиняют
келейниц, тех, кто, почитая Батюшку истинным Старцем, проводником Воли Божией,
жил и живёт по его благословению, веруя в непреложность любви, которая «..
.долготерпит, милосердствует,...не завидует,...не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется
неправде, а сорадуется истине». (Ап. Павел, 1е послание к Кринфеням гл.13)
Любовь покрывает всё. И почитающие Батюшку христиане хранят в
своей душе его светлый образ и не разъединяют его с теми, кто денно и нощно
разделял с ним и молитвенные труды, и духовные радости, и скорби и лишения. И
среди тех, кто был на острове в годовщину Батюшкиной кончины было много
таковых, кто, очистив душу и просветлев лицом после долгого духовного недуга,
говорили: «Мы любим Батюшку, любим и его келейниц. Они всегда были рядом с
ним. Помогали ему во всём, были отзывчивы к чужому горю, всем сострадали. Мы
не дадим их в обиду».
И зная, что осудивший собирает «гнев на день гнева и
откровение праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Ап.
Павел, к Римлянам, гл. 1,2), будем молить Бога о спасении России, помня, что
последними словами царя-мученика были слова распятого Господа: «Отче, отпусти
им, не ведят бо, что творят».
Размышления по поводу очередных
Воспоминаний о Старце Николае (Гурьянове)
«Не прощай, а здравствуй…»
Милостью Божией могу причислить себя к числу многих, глубоко
почитающих жизнь и подвиги на стезе Православия Старца Николая (Гурьянова).
Интересуюсь всем, что Бог дает узнать о его жизни. Глубоко трогает меня и
отношение к Старцу, и память о нем тех или иных людей. К сожалению, не всегда
искреннее, порой с желанием исказить действительность. Примером тому может
служить книга-фотоальбом, выпущенная к годовщине ухода от нас Батюшки, под
странно звучащим названием: «Не прощай, а здравствуй» - издательство
«Православная педагогика», по благословению и при участии вступительным словом
архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. Издание включает много
фотографий Старца и воспоминаний людей, соприкасавшихся с ним.
Глубоко тронули мое сознание слова архиепископа Евсевия: «Пока
еще преждевременно говорить о месте и значении отца Николая в истории Русского
подвижничества». А разве чудные знаки святости Батюшки при жизни и в день его
кончины земного пути, и во время его отпевания и погребения, открытые
Господом, и многочисленные сбывшиеся его предсказания не говорят о месте и
значении его для нас?! А множество чудотворений, исцелений при жизни?!
Благодатная помощь в скорбях?! Возникает вопрос, кто определит
«своевременность»?... или дождемся «поздно-временности»? Или такое
утверждение: «…что отец Николай был носителем Духа Божия, Который сообщал
жизненные силы, согревал и освящал всякого прикасающегося к нему»… Можно
подумать, что к Старцу шли только достойные освящения.
На тринадцатой странице читаю: «Кто-то, оставив благополучие в
столицах, Израиле, Германии или Австрии перебрался сюда навсегда. Такова была
сила притяжения затворника с острова Залита». Чем же измеряет благополучие,
особенно в Израиле, цитируемый автор, если он православный христианин? И зачем
в наши дни употреблять прозвище «Залит» вместо подлинного названия – остров
Талабск?
В недоумение приводят воспоминания игумении Варвары,
пересказывающей якобы рассказ другой игумении – Нины, о сгоревшем во время
бомбежки Вильнюса монашеском одеянии Батюшки Николая и о его словах по этому
поводу, что на его монашество нет Божией воли, и пострига он не принимал.
Известно письмо игумении Нины (Баташовой), знавшей о постриге Батюшки, о чем
свидетельствует документ – фотокопия оригинала ее письма к Батюшке,
опубликованная в книге «Небесный Ангел». Там она прямо пишет: «Батюшка, Вы
сами монах». Имеются и фотографии Батюшки в монашеском облачении, и в мантии,
и даже с иподиаконами, поскольку Старец был тайным епископом. О его монашестве
он говорил многим, в том числе и нам, и если кто-то о чем-то не ведает из
жизни Старца, даже уважаемая игумения, это не значит, что этого не было…Или же
как у вас получается: великий Старец-чудотворец, говоря о себе, что «он
монах», - говорит неправду?! И фотографируется в достойном его святой жизни
монашеском облачении – тоже творит неправду? Как-то надо уважать слова и жизнь
праведника… простите…
В воспоминаниях другой игумении – Георгии, на странице 43:
удивительное в устах монахини сообщение: «…в то время в Пюхтицу поехали
иностранцы, поэтому (?!) надо было восстанавливать обитель…» Ну что бы мы
делали без иностранцев?!
На странице 48 ее же описание фантастического момента
«спасения» Батюшки Николая из «рук» келейниц: «Однажды, мы приехали к Батюшке
вместе с владыкой Евсевием, архиепископом Псковским и Великолукским. Келейницы
уже почти (?!) не выпускали отца Николая. Поговорив с Батюшкой, неожиданно для
келейниц мы подхватили его под руки – и за дверь. Когда же нас попытались (!)
остановить, я стала просить: «Валентинушка, да дай нам сфотографироваться. Ты
всегда здесь с Батюшкой, а я в Иерусалим уезжаю». Так и вывели отца Николая из
домика. А на улице уже толпа народа. Все рады, и Батюшка сразу повеселел. Даже
молебен послужили. Мы видели, какие скорби нес отец Николай, и не один раз
уговаривали его уехать в Пюхтицы, где бы он мог спокойно провести остаток
дней. Уговаривали, по благословению Святейшего, и мы с матушкой Варварой, и
Владыка Евсевий, и другие чада, но Батюшка решил нести свой крест до конца».
(!!!) Ну, чем не Голливуд на православной псковской земле? А режиссура
какова?! И массовка под рукой. И все бес-платно? Кто же поверит этому?! Мы
бывали у Батюшки, и видели их взаимную любовь: келейниц и Батюшки, и
послушание матушек Старцу, и его отношение к ним. Если бы он пожелал, он бы
уехал к игумениям Варваре и Георгии, но почему-то Старец из года в год
отвергал их приглашения и оставался с теми, кто ему близок...
Скорби же Батюшки были действительно велики, но не от келейниц
они исходили, чему свидетельством много людей и многочисленные видеоматериалы.
В частности, когда Батюшка Николай с сокрушенным чувством слушает чтение
клеветы на келейниц, возносимой очередным «заступником» за немощного старца
С.Поповым в газете «Правопорядок», и прямо просит матушек не обращать внимания
на клеветников, а оставаться при нем и защищать «от их лжи».
В воспоминаниях протоиерея Олега Тэора помещена его фотография
с куском материи, расписанным языческим орнаментом, и подпись: «Покрывало,
сидя на котором старец Николай принимал духовных чад». В воображении возникает
индийский гуру в позе «лотоса», но никак не наш православный Старец, стоящий
на больных ногах долгие часы, помазывая священным маслицем многочисленных
притекающих к нему паломников. Всем известно, что Старец даже в кресло-то
редко присаживался, и то в последние два месяца, по немощи. А на таком «диком»
покрывале где он мог принимать? Это просто кощунственная неправда! Простите…
Нельзя умолчать о примере «утонченности» чувств, выраженных
словами Н.Благовещенской на странице 115: «…меня сейчас особенно волнует, что
вокруг много говорят (!) о келейницах Старца, о том, что Батюшка нес тяжелый
крест. Не знаю насколько это правда… Здесь меня сокрушает другое: если это
так, то как же это я, чью душу Батюшка буквально вырвал из бездны, как же это
я не подставила ему свое плечо?! В силу ли своей лености, или духовной
слепости?» Какое глубокое прилюдное покаяние! Не знаю, как лености и
нерадения, но духовной слепоты в этих строчках предостаточно. Батюшка ее душу
вырвал из бездны, а она, хоть и косвенно, поддерживает клевету на него и его
келейниц. Представила бы на мгновение, что значит быть келейницей в условиях
маленькой келлии из двух комнатушек, без всяких удобств, кроме электричества;
без сна на кровати, а только на жестких стульях. В условиях постоянной осады
бесноватых, сектантов, сатанистов, недоброжелателей и просто завистников. И
все это на протяжении многих лет. Низкий поклон келейницам Батюшки за то, что
сохранили его в помощь многим и многим страждущим до глубокой меры возраста –
93-х лет. За те безценные мгновения жизни Старца, заснятые на видео, ставшие
доступными миллионам его почитателей, и за страницы воспоминаний о его
благодатной жизни.
Да, Батюшка нес тяжелый крест, но не келейницы были его
тяжестью, а многочисленные, одержимые духом злобы и присоединившиеся к ним,
незванные заступники, наперед знавшие: что Батюшке во вред и от чего ему
польза. Эти душевные администраторы видели в нем немощного старика, а не
мощного Духом Старца, способного с Божией помощью выбрать себе в келейницы
тех, кто не только поможет в трудном бытии, но и духовно близок и в главном
единомышлен.
Неуместны и кощунственны, по отношению к памяти Батюшки
Николая, помещаемые в альбоме зарисовки его облика, напоминающие карикатуры
или так называемые шаржи.
Коробит душу от исполнения иных фотографий: например, на
странице 46, имеющая надпись: «Батюшка помазывает духовных чад елеем». Из глаз
и по руке Батюшки будто истекает кровь. А на фотографии - на странице 106 -
Батюшка склонил голову над «обглоданными» кровавого цвета досками забора, а
его глазницы будто наполнены кровью. Каких ужасов не исполнит по заказу
«компутерная» техника!
А на какие мысли должна наводить композиция фотографии домика
Батюшки, исполненная сквозь решетку кладбищенских врат?
С сожалением, прихожу к выводу, опровергающему слова
архиепископа Евсевия об «освящении» всякого, прикасавшегося к Батюшке.
Примером тому, - упоминаемые воспоминания о Старце Николае (Гурьянове),
выпущенные в память годовщины его успения.
Куратор издания протоиерей Олег Тэор,
Составитель и редактор Елена Смирнова,
Сканирование и цветоделение Дмитрий Мельник,
Компьютерная обработка иллюстраций Карина Кузнецова
Издательство «Православная педагогика», Москва, 2003 год.
Смиренный пред Господом
Лев, одинокий пенсионер
Москва, осень 2003 г. от Р.Х.
Христа ради, остановите ложь!
(В защиту светлой памяти Старца Николая Гурьянова)
В ответ на очередную клеветническую публикацию об отце Николае
Гурьянове в газете «Вера» №447. 2003 год.
С глубокой болью прочитали мы в вашей православной газете,
имеющей удивительное название «Вера», статью И. Вязовского - «Он возвращал нам
любовь» о дорогом и любимом нашем Духовном Отце, наставнике, Великом Старце
Николае (Гурьянове). Автор опубликовал ее сначала в Интернете на «Русской
линии». Он же автор и видеофильма «Свете Тихий».
Мы – это духовные чада Батюшки, много лет ездившие к нему и до
последнего дня видевшие Батюшку и бывавшие у него в келлии. Впервые мы
приехали к Батюшке, когда он был еще в силе и не было у него келейниц, хотя
желающих келейничать было много. Но среди многих Батюшка сам выбрал
Схимонахиню Иоанну (Валентину Васильевну Полещук) и Схимонахиню Николаю
(Татьяну Ивановну Гроян), и благословил их на монашеский постриг в мантию и
схиму и был их восприемником. И не отпускал их в последние годы, когда,
оклеветанные и оболганные, они просили его отпустить их, чтобы умирить злобу
злобствующих, не желающих их видеть возле Старца. Наоборот, Батюшка со слезами
просил матушек не оставлять его до конца и нести тяжелый крест непонимания и
зависти.
Когда мы приезжали к Батюшке, попадали в атмосферу
удивительной взаимной любви и тепла, (о чем свидетельствуют и сохранившиеся
видеозаписи). Батюшка всегда был чисто одет, ухожен, особенно когда очень
тяжело болел. Кормили Батюшку вкусно, но сам он ел мало, больше угощал
приезжих, и это доставляло ему огромную радость. Матушки же с радостью
выполняли все Батюшкины желания. Когда он болел или ослабевал, передвигали его
ноги за тапочки, даже носили его на руках, если ему совсем было невмоготу.
Если Батюшка никак не хотел открывать окно, менять занавески, не благословлял
что-то убирать в келлии, то и не делали, понимая, что Старец видит все совсем
иначе, чем мы, грешные. Батюшка в последнее время любил тепло, хотя раньше
выходил на мороз в одном подрясничке. Сказывались годы и болезни. Было горько
видеть, как тело Батюшки угасало, в то же самое время дух его креп.
Младшая келейница, схимонахиня Николая (Татьяна Гроян) –
филолог по образованию, выпускница МГУ, переводчик. Многие из нас знали ее
задолго до того, как она стала келейницей у Батюшки. Под духовным руководством
Батюшки, по его благословению и молитвам, она написала несколько книг,
предваривших канонизацию Царской Семьи, Старца Лаврентия Черниговского,
Митрополита Макария (Невского), а также о местночтимом Святом Царе Иоанне
Грозном и Старце Григории Распутине. Об этом свидетельствуют документальные
видеофильмы «Слово Истины» и «Человек Божий», выпущенные недавно «Русским
Вестником» и студией «Троица». Надо было видеть светлую радость Батюшки, когда
он обсуждал, давал советы по готовящимся к печати книгам, и радовался их
выходу в свет. С любовью, он благословлял многих чад всеми книгами матушки
Николаи. Именно, и только Матушке Николае, он благословил издать свою книгу
духовных стихов «Слово Жизни». Всем близко знавшим Батюшку было известно
трепетное почитание им, как святых, Благоверного Царя Иоанна Грозного и
великого Старца Григория Нового, прославлению которых Батюшка придавал особое
значение. В видеофильме «Слово Истины» Батюшка с сожалением и горечью сказал
режиссеру, Виктору Рыжко, показывавшему Батюшке икону Григория Нового, что
распространять икону и молиться ему надо, но Россия опоздала. «Почему?», -
недоумевали присутствующие? Батюшка объяснил, что Россия уже несет епитимию за
очернение, ложь и страшную клевету на Старца Григория, в которой до сих пор не
покаялась Россия. Поэтому совершенно непонятны обвинения в адрес келейниц в
своеволии, т.к. все, что они делали, они делали по благословению Старца
О.Николая (Гурьянова), своего Духовного Отца, и по послушанию. Это не были
какие-то странные «видения» келейниц, о которых пишет автор Вязовский. Это
было дело всей жизни Батюшки. Удивляет тот факт, что автор берется судить о
странной и сложной ситуации, возникшей на Острове, или, скорее, искусственно
созданной вокруг Батюшки. Ведь сам он, лично, Батюшку не знал, и не был на
Острове до его смерти, не знал келейниц его, о которых так страшно ошибочно
судит. Не знал, видимо, и историю целенаправленной, организованной кампании по
очернению светлого имени Старца Николая. Кампания эта началась в 1999 году с
клеветнической публикации С. Б. Попова «Тревога за Отчизну» в газете
«Правопорядок». По поводу этой статьи Батюшка сказал: «Как он (автор) марает
Отчизну»…, «Мне-то какое горе, как больно!», а также сказал, что это страшная
ложь и клевета, а авторам надо покаяться. «Он (автор) может, знаете,
преждевременно в могилу сойти, потому, что это наказание Божие может быть».
Страшное это предсказание уже сбылось: умер соавтор С.Б. Попова, священник.
Выслушав всю лживую статью и то, что пускают к Батюшке только
«высокопоставленных», Батюшка печально и строго сказал : «Нет у них больше
Старца, так и скажите им», - и перестал принимать всех, как раньше, а принимал
уже только выборочно – Священство и некоторых своих духовных чад, кого
благословит он, Старец, а не келейницы.
Но это было лишь началом страшной клеветнической кампании,
травли Батюшки и близких, дорогих ему людей, - келейниц; кампании, имеющей
целью посеять сомнения в святой жизни Старца Николая и тем нанести удар по
старчеству в России. Обрушился поток лживых писем и обвинений во все возможные
инстанции против келейниц: не кормят, бьют, издеваются, держат в заключении.
Слухи с неимоверной быстротой распространялись повсюду. Православные дрожащими
руками совали пакеты с едой отказывающимся их брать келейницам, (уже и класть
было некуда), с ужасом глядели на «келейниц – чудовищ». Создавались группы «по
освобождению Батюшки», т.к. о. Паисий (Гидраш) в это время в Храме на Острове
усиленно молился «Об освобождении заключенного Протоиерея Николая» и открыто
настраивал против них людей. И, наконец, стали врываться силой в дом Батюшки.
Самыми активными «освободителями» Батюшка стала «группа лиц из Тюмени», не
подчиняющаяся местному Архиерею – Архиепископу Тобольскому и Тюменскому
Димитрию, настраивающая против него верующих и тайно действующая в каких-то
скрытых местах, возглавляемая иереем Николаем Егоровым и Ольгой Казанцевой.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси
Алексия II для расследования всего этого на Остров к Батюшке и приехал
Архимандрит Тихон (Шевкунов), который наедине беседовал с Батюшкой для
выяснения истинного положения вещей. Отец Николай отверг все обвинения в адрес
келейниц, очень жалел их, что они терпят «такую людскую вражду и лганье»,
сказал, что это «бесы пишут, пишет сатана», а так же «просто умолял нас», -
сказал о.Тихон, - «ничего не трогать и не менять в его жизни», т.е. не менять,
как предлагали, келейниц, и оставить его на Острове, и не увозить в монастырь.
«Это дорогие и близкие мне люди, они останутся со мной», - сказал Батюшка
Архимандриту Тихону. Те же самые слова Старец сказал и Владыке Евсевию.
После успения Батюшки те же самые люди «из Тюмени» стали
распространять другую клевету: убили, отравили, выкачали кровь, раскопали
могилу, украли тело, издевались, распяли в лесу. Все это было бы похоже на
бред душевнобольного, но в годовщину успения Батюшки об этом спрашивала
районная Псковская Прокуратура, снимая свидетельские показания. Весь набор
сатанинских обвинений, сочиненный больными людьми, удивительно тонко знающими
сатанинские обряды, а обвиняющих в этом матушек-келейниц. Но, как
свидетельствует святоотеческая литература, обвиняют других только в тех
грехах, какими грешат или грешили сами. Напрашивается очень печальный вывод о
пишущих «тюменцах».
А для «доказательства» всех этих безумий клеветники требуют
только одного: эксгумации, т.е осквернения мощей Великого Старца. И не важно,
на основании какой именно лжи, но главное, - добиться эксгумации любым путем.
Семь раз областная Прокуратура рассматривала и отвергала
ложные обвинения в насильственной смерти Батюшки, дважды Генеральная
Прокуратура Российской Федерации проводила проверки и даны отказы для
возбуждения уголовного дела (от 30.05.2003 и от 13.10.2003) «за отсутствием
события преступления», т.к. Батюшка скончался естественной смертию и мирно
отошел ко Господу. Но клеветники не успокоились и поныне, и в ход пустили
новый злой замысел. (Правда, может кто действует и по неведению). Решили
установить над могилкой Батюшки непомерно тяжелое каменное надгробие, такое,
как у Митрополита Никодима (Ротова). Их на сегодняшний день уже 2 привезено на
Остров. Оба они очень тяжелые (3,5 тонны) - может раздавится хрупкий свод
могилки, выложенный кирпичами, и тогда станет возможной эксгумация, т.е.
осквернение мощей Батюшки. Мы уверены, что каждый православный знает, к каким
тяжким последствиям приводит осквернение мощей Великого Старца нашего времени,
тому много примеров истории нашей многострадальной Родины…
Но вернемся к статье И. Вязовского. Автора сильно коробит от
«откровений» некоторых духовных чад отца Николая, т.е. тех, кто постоянно
общался с Батюшкой (отчего коробит автора). Но у него не остается никаких
сомнений в истинности «сна, виденного одной женщиной на девятый день по смерти
Батюшки». (Ни имя, ни фамилия не указаны).
Этот странный «сон», всякий раз рассказываемый по-разному,
порочит светлую память Батюшки и воспринимается чадами Батюшки как
злонамеренная клевета на Великого Старца. Любой, не находящийся в прелести,
Православный Христианин не имеет духовного права принять, и тем более выдавать
за истину свои сны, т.к. судить об истинности его может только духоносный
старец, т.к. сны - это вещь неопределенная, а тем более автор статьи не должен
был вводить в заблуждение своих читателей такими «странными», по меньшей мере,
«фактами», что Батюшка не прошел мытарства из-за духовных чад…это хула на
Православие. Очень многим духовным чадам являлся Батюшка после успения в
светлых образах, помогая, ограждая, утешая, наставляя. Но такой чудовищный,
порочащий Батюшку «сон», стыдно было даже слышать. Странно также, что в разных
источниках он описан по-разному.
Великий Старец нашего времени Паисий Афонский делит людей на
пчел, собирающих нектар с дивных духовных цветов, и мух, находящих грязь и
нечистоты даже в дивном саду. Судите сами, какой «нектар» собирал на Острове
целенаправленно или по неведению (Бог ведает!), автор статьи. Он подхватывает
и раздувает пожар из «небольших всполохов пламени» лжи, найденных около
Великого оклеветанного Духоносного Старца Николая. Статья полна скрытых
намеков, недоговорок и тайных угроз в адрес тех же бедных келейниц, которых
автор и не видел в глаза. «Пламя небольшими всполохами вспыхивает по разным
точкам Острова и ждет своего часа», - пишет он. Но так и хочется его спросить:
«Какое пламя? Уже не адское ли это пламя?!»
Бедный автор! В статье сказано: «Батюшка принял кончину»,
«Батюшка мог бы пожить еще». Да, товарищ автор! Если бы не мощный поток
клеветы, не многочисленные комиссии, заставлявшие Батюшку страдать и за свою
оклеветанную Отчизну, и за оклеветанных дорогих и близких ему людей, келейниц,
Батюшка бы, не болея, прожил бы еще много лет, радуя нас. Но травля келейниц
продолжается и поныне, и вот уже автор дошел до подстрекательства,
договорился, что «могли и в озеро рыбам скормить или березовым колом их
обработать»…
Хочется от души пожалеть автора этой статьи и других авторов,
оклеветавших и клевещущих так страшно на любимых Батюшкой келейниц. Ведь отец
Николай предвидел это и плакал об их будущих скорбях. Каждому из нас придется
предстать пред Богом и дать ответ за каждое свое слово. Очень жаль, что Ваша
Православная газета, по неведению, распространяет эту клевету, хоть известны
неоднократные ответы Генеральной Прокуратуры об «отсутствии события
преступления!», поскольку «установлено, что Старец Николай скончался
24.08.2002 вследствие преклонного возраста и имевшихся заболеваний возрастного
характера». И Ваши публикации дают основание подавать в суд на авторов
клеветнических измышлений еще до Страшного Божиего Суда, но матушки-келейницы
все терпят и по-христиански прощают всех.
В конце статьи автор задает вопрос: зачем приезжали и
приезжают на Остров? Отрадно читать слова проповеди священника Нестора, дающие
ответ на этот вопрос, сказанные им на Острове. Но к сожалению, состояние
Христовой Любви, в которое приводил Батюшка души, искалеченные миром,
безвозвратно уходит из сердец многих верующих, после прочтения вашей статьи,
заменяя любовь ненавистью и жаждой зла келейницам.
Ведь Бог предается не только молчанием, но и ложью.
Святотатства над мощами Батюшки, к которому призывают такие
публикации, Россия и Православная Церковь не допустят!
С любовью о Христе
Духовные чада Старца Николая.
Его Святейшеству
Патриарху Алексию 2
Ваше Святейшество!
Общество сербов и русских в Австралии очень встревожено и
огорчено происходящим с честными мощами протоиерея Николая (Гурьянова).
Мы, сербы, почитаем батюшку отца Николая как нового
Российского святителя.
Просим Вас защитить мощи дорого батюшки, оставить их в покое и
прекратить любые попытки эксгумации.
Также просим Вас защитить от травли келейниц батюшки
схимонахиню Иоанну и схимонахиню Николаю.
В недавнем прошлом (несколько лет тому назад) произошла
печальная история с мощами ''сербского златоуста'' святителя Николая
(Велимировича) Жичского, чьи мощи перед отправлением из Америки во гробе в
Сербию были залиты кислотой. Нам всем надо объединяться, не допустить такого
святотатства с мощами дорого нам батюшку протоиерея Николая.
Простите нас грешных и помолитесь за нас.
Раб Божий Николай МАКСИМОВИЧ
"Благословение.Ру", 01.12.2003
http://www.blagoslovenie.ru/client/New/155.htm
.
[an error occurred while processing this directive] |