Тогда сильно восплачет и
воздохнет всякая душа; тогда все увидят, что
несказанная скорбь гнетет их день и ночь, и
нигде не найдут пищи, чтобы утолить голод.
Ибо жестокие надзиратели будут поставлены
на место, и кто только имеет у себя на челе
или на правой руке печать мучителя, тому
позволено будет купить немного пищи, какая
найдется. Тогда младенцы будут умирать в
лоне матерей, умрет и матерь над своим
детищем, умрет также отец с женою и детьми
среди торжища, и некому похоронить и
положить их во гроб. От множества трупов,
поверженных на улицах, везде зловоние,
сильно поражающее живых. Со болезнями и
воздыханиями скажет всякий поутру: "когда
наступит вечер, чтобы иметь нам отдых?"Когда
настигнет вечер, с самыми горькими слезами
будут говорить сами в себе: "скоро ли
рассвет, чтобы избежать нам постигшей
скорби?" Но некуда бежать или скрыться,
потому что все в смятении, и море и суша.
Посему-то сказал нам Господь: бодрствуйте,
неотступно молясь о том, чтобы избежать
скорби. Зловоние на море, зловоние на суше;
страхования на море, страхования на суше.
Множество золота и серебра и шелковые
одежды не принесут никому пользы во время
сей скорби, но все люди будут называть
блаженными мертвецов, преданных погребению
прежде, нежели пришла на землю эта великая
скорбь. И золото и серебро рассыпаны на
улицах, и никто до них не касается, потому
что все омерзело. Но все поспешают бежать и
скрыться, и негде им укрыться от скорби,
напротив того, при голоде, скорби и страхе
будут угрызать плотоядные звери и
пресмыкающиеся. Страх внутри, извне трепет;
день и ночь трупы на улицах. Зловоние на
стогнах, зловоние в домах; голод и жажда на
стогнах, глас рыдания в домах. С рыданием
встречаются все друг с другом, отец с сыном,
и сын с отцом, и матерь с дочерью. И друзья на
улицах, обнимаясь с друзьями, кончают жизнь;
братья обнимаясь с братьями, умирают.
Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у
людей как у мертвецов. Омерзела и
ненавистною стала красота женская. Увянут
всякая плоть и вожделение человеческое. Все
же поверившие лютому зверю и принявшие на
себя печать его, злочестивое начертание
оскверненного, приступят к нему вдруг и с
болезнию скажут: "дай нам есть и пить,
потому что все мы истаиваем, томимые
голодом, и отгони от нас ядоносных зверей".
И этот, бедный, не имея к тому средств, с
великою жестокостью даст ответ, говоря: "откуда,
люди, дам вам есть и пить? Небо не хочет дать
земле дождя, и земля также вовсе не дает ни
жатвы ни плодов". Народы, слыша это,
восплачут и прольют слезы, не имея утешения
в скорби; напротив того, другая
неизреченная скорбь приложится к их скорби,
а именно, что так поспешно поверили
мучителю. Ибо он, бедный, не в силах помочь
себе самому, как же он окажет милость им? В
те дни великая будет нужда от многой скорби,
причиненной змием, от страха и
землетрясения, и от шума морского, от голода
и жажды, и угрызения зверей. И все принявшие
печать антихристову и поклонявшиеся
антихристу, как благому Богу, не будут иметь
никакой части в царстве Христовом, но
вместе с змием будут ввержены в геенну.
Блажен, кто окажется всецело святым и
верным, у кого сердце несомненно предано
Богу, потому что бесстрашно отринет он все
предложения змия, пренебрегая и
истязаниями и мечтаниями его.
Но прежде нежели будет сие,
Господь, по милосердию Своему, пошлет Илию
Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили
роду человеческому богочестие. дерзновенно
проповедали всем благоведение, научили не
верить мучителю из страха, вопия и говоря:
"это лесть, о человеки! никто да не верит
ей нисколько, никто да не повинуется
богоборцу; никто из вас да не приходит в
страх, потому что он скоро будет приведен в
бездействие. Вот, Святой Господь идет с неба
судить всех поверивших знамениям его".
Впрочем, немногие захотят послушать и
поверить сей проповеди пророков. Спаситель
же делает сие, чтобы показать неизреченное
Свое человеколюбие, потому что и в это время
не оставляет род человеческий без
проповеди, да будут все безответными на
суде.
Многие из святых, какие
только найдутся тогда, в пришествие
оскверненного, реками будут проливать
слезы к Святому Богу, чтобы избавиться им от
змия, с великою поспешностью побегут в
пустыни, и со страхом будут укрываться в
горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на
главы свои, в великом смирении молясь день и
ночь. И будет им дарована от Святого Бога
благодать Его, отведет их в определенные
для сего места, и спасутся, укрываясь в
пропастях и пещерах, не видя знамений и
страхований антихристовых, потому что
имеющим ведение без труда сделается
известным пришествие антихриста. А кто
имеет ум на дела житейские и любит земное,
тому не будет сие ясно, ибо привязанный
всегда к делам житейским, хотя и услышит, не
будет верить и погнушается тем, кто говорит.
А святые укрепятся, потому что отринули
всякое попечение о сей жизни.
Восплачут тогда вся земля и
море, восплачет воздух, а вместе восплачут
дикие звери и птицы небесные; восплачут
горы и холмы и дерева на равнинах; восплачут
и светила небесные о роде человеческом,
потому что все уклонились от Святаго Бога и
поверили лести, приняв на себя, вместо
животворящего Спасителева креста,
начертание скверного и богоборного.
Восплачут земля и море, потому что в устах
человеческих прекратится вдруг глас псалма
и молитвы; восплачут великим плачем все
Церкви Христовы, потому что не будет
священнослужения и приношения.
По исполнении же трех с
половиною лет власти и действий нечистого,
и когда исполнятся все соблазны всей земли,
прийдет, наконец, по сказанному, Господь
подобно молнии, блещущей с неба, прийдет
святой, пречистый, страшный и славный Бог
наш, с несравненною славою, в предшествии
Его славе чинов ангельских и архангельских;
вей же они - пламень огненный, и река в
страшном клокотании полна огня. херувимы с
поникшими долу очами и серафимы летающие и
закрывающие лица и ноги крылами огненными,
и с трепетом взывающие: "восстаньте,
почившие, се пришел Жених!" Отверзутся же
гробы, и во мгновение ока пробудятся все
колена и воззрят на святую лепоту Жениха; и
тмы тем и тысящи тысящ ангелов и архангелов,
бесчисленные воинства, возрадуются великою
радостию; святые и праведные и все, не
принявшие печати змия и нечестивца,
возвеселятся. Мучитель со всеми демонами,
связанный ангелами, также все, принявшие
печать его, все нечестивые и грешники,
связанные, будут приведены пред судилище. И
Царь даст на них приговор вечного осуждения
в огнь неугасимый. Все же, не принявшие
печати антихристовой, и все, скрывавшиеся в
пещерах, возвеселятся с Женихом, в вечном и
небесном чертоге, со всеми святыми в
беспредельные веки веков. Аминь.
Еще подробнее раскрывает
св. Ефрем события, имеющие быть при явлении
антихриста, в другом своем слове, именно
втором, на пришествие Господне.
Спаситель, вознамерившись
спасти род человеческий, родился от Девы и в
образе человеческом поправ врага святою
силою божества Своего, был же кроток и
смирен на земле, чтобы нас вознести с земли
на небо. Сей самый Бог, который
действительно и истинно был зачат,
воплотился и родился во плоти нашей от
Святой Девы, крестным Своим страданием спас
все, дав заповеди. Он же и опять придет в
последний день судить живых и мертвых, и
всем праведным и нечестивым воздаст по
делам их, как праведный Судия. Узнав сие,
враг, а именно, что Господь опять приидет с
неба во славе Божества, умыслил посему
принять на себя образ Его пришествия и
прельстить всех. Но Господь наш на
светоносных облаках, подобно страшной
молнии, приидет на землю. Не так, не на
светлых облаках приидет на землю враг,
потому что он отступник. Действительно же
родится орудие его от скверной жены; не сам
он воплотится, но в образе его приидет
всескверный, как тать, чтобы прельстить
всех, приидет притворно благоговейным,
смиренным, кротким, ненавидящим, как скажет
о себе, неправды, отвращающимся идолов,
предпочитающим благочестие, добрым,
нищелюбивым, в высокой степени
благообразным, весьма постоянным, ко всем
ласковым, уважающим особенно народ
иудейский, потому что иудеи будут ожидать
его пришествия. При всем этом с великою
властью совершит знамения, чудеса и
страхования, приимет хитрые меры всем
угодить, чтобы в скором времени полюбил его
простой народ. Не будет брать даров,
говорить гневно, показывать пасмурного
вида, но всегда будет ласков. И во всем этом
благочинною наружностью станет обольщать
мир, пока не воцарится. Ибо как многие
народы и сословия увидят такие добродетели,
совершенства и силы, все вдруг возымеют
одну мысль, и с величайшею радостью воцарят
его, говоря друг другу: "найдется ли еще
человек, столь добрый, правдивый?" Всего
более воздадут честь и обрадуются
царствованию его народ-убийцы - иудеи.
Посему и он как бы из предпочтения, помышляя
о них, укажет всем им место и храм. В
царствование же на земле сего змия народы
со всею охотою сделаются его союзниками.
Едом, Моав и аммонитяне с радостью
поклонятся ему, как законному царю, и будут
из первых его споборников. И скоро
утвердится царство его, в гневе поразит он
трех великих царей. Потом чрез меру
вознесется сердцем, и изрыгнет горечь свою
этот змий, извергая смертоносный яд с Сиона;
сметет вселенную, подвигнет концы ее, всех
притеснит, осквернит многие души, поступая
уже не как человек благоговейный,
благопопечительный, ласковый, но при всяком
случае суровый, жестокий, гневливый,
раздражительный, стремительный,
беспорядочный, (страшный) отвратительный,
ненавистный, мерзкий, лютый, лукавый,
губительный, бесстыдный, своим
неистовством старающийся весь род смертных
ввергнуть в пучину несчастья, произведет
великие знамения, многочисленные
страхования, показывая лживо, а не
действительно. Подобным сему образом
мучитель этот будет переставлять горы, в
одном лживом призраке, а не в
действительности. В присутствии
многолюдной толпы из многих народов и
сословий, восхваляющих его за мечтательные
чудеса, издаст он крепкий глас, от которого
поколеблется место, где собраны
предстоящие ему толпы, и с дерзостью скажет:
"познайте, все народы, великую силу моей
власти. Вот пред всеми вами повелеваю этой
великой горе, стоящей напротив, чтобы она,
по слову моему, из-за моря перешла теперь
сюда к нам". И скажет скверный: "повелеваю
тебе, переходи сейчас сюда чрез море". И в
глазах зрителей гора пойдет, нимало не
подвигшись с своих оснований. Ибо, что в
начале творения водрузил и поставил
Всевышний Бог, над тем не будет иметь власти
этот всескверный, но станет обольщать мир
чародейными мечтами. Также другой горе,
лежащей в глубине великого моря, в виде
весьма великого острова, повелит сойти с
своего места и в удовольствие зрителей
стать на суше, на приятных берегах. И хотя
остров вовсе не двинется из моря, однакоже
будет казаться горою, стоящей на суше. Еще
змий сей прострет руки и соберет множество
пресмыкающихся и птиц. Подобным образом
ступит на бездну и пойдет по ней как по суше,
представляя все это мечтательно. И многие
поверят и прославят его, как крепкого Бога.
Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут
сердечные очи; и искреннею верою в точности
увидят они и узнают его. Всякий, кто имеет в
себе страх Божий, и у кого светлы сердечные
очи, в точности будет знать, что ни гора не
двигалась с места своего, ни остров не
переходил из моря на сушу.
Все же сие будет
совершать антихрист именем своим. Ибо не
потерпит, чтобы именуемо было пречистое имя
Отца и Сына и Святаго Духа, потому что будет
он богоборец и сын погибели. Когда же
совершится сие по сказанному, и народы
поклонятся ему и восхвалят его, как Бога,
Всевышний на небесах со дня на день будет
являть гнев Свой и отвратит лицо Свое от
него. И будут, наконец, тяжкие глады,
продолжительные язвы, непрестанные
землетрясения, повсюду оскудение пищи,
великая скорбь, повсюду теснота,
непрестанные смерти, великий страх,
несказанный трепет. Тогда небеса не дадут
дождя, земля не будет приносить плодов,
источники иссякнут, реки иссохнут. Трава не
будет расти, не покажется на земле зелени;
дерева померзнут в корнях и не дадут
отпрысков; рыбы и киты в море изомрут. И море
издаст такое заразительное зловоние и
такой страшный шум, что люди будут падать
без чувств и умирать от страха.
|