В
видении монаха Даниила, напечатанном в
Повести о Царь-граде, говорится так о
падении Седьмохолмого:
«Взыдет огнь от моря, и землю живую
зажжет море, и найдет на Седьмихолмого, и
обратит лице свое на запад солнцу. Горе тебе,
Седьмохолмый, от такового гнева, егда
окружишися вой многими. Красные стены твои
падут, яко смоковное листвие, и внидет
отроча в тя, и умилено скиптро поставить, и в
нем не пребудет. Востанет змий спяй, и
поразит отроча, диадему же его облек, и
возвеличит имя свое в мале. И сынове же
погибельнии утвердившися дадят лица своя к
западу солнцу. И тако дасть змий спяй смерть
преподобному, и удержит Седьмохолмаго. Русь
же язык шестый и пятый насадит в нем зелие, и
снедят от него мнози в отмщении святым. На
западе же некто, промышляя восточною, и по
сих воздвигнется самозаконный и со иным, и
ин велик дивне виден, избиют Измаилиты и
поженут их. И смутятся языцы сидящий, и иже
суть на северной стране, и вси севернии
пойдут с лютейшим гневом и сойдут до
великия реки 1. Тогда
смутятся языцы сидящий на южном угле. И
восстанет великий Филипп со языки
осмнадесяти и соберутся в Седмохолмом, и
сразится бои, иже не бысть никогда тако. И
потекут по удолиям и по улицам Седмихолмого
яко реки крови человеческия, и возмутится
море от крови до тесного моря устию. Тогда
Ввусь возопиет, и Скеролав восплачет, и
Стахорин речет: станите, станите, мир вам и
отмщение! На непослушных глас снидет с
небесе, и изыдите на десныя страны
Седьмохолмого, и обрящете человека, у двою
столпов стояща, сединами праведна и молость
(молитву) носяща, нища, взором остра, разумом
же кротка, среднего верстою, имеюща на
десной нозе, посреди голени, белег (знак),
возмите его и венчайте Царем — той есть вам
владыка, друг бо Ми есть и волю Мою творит2.
И вземше два ангела живоносные и введут его
во Святую Софию, и венчают его Царя, и
дадут в десную руку его оружие, глаголюще
ему: мужайся и побеждай враги своя. И
восприем оружие от Ангела и поразит
Измаилты, и Ефиопы, и Фриги, и Татары, и всяк
род3. Ибо Измаилты
разделит он на трое: первую часть победит
оружием, вторую крестит, а третью же отженет
с великою яростью до единодубного
возвращения его, и открыются сокровища
земная, и вси обогатеют, и земля даст плод
свой седмерицею, и оружия, ратная сотворит
серпы, и царствует; и по нем станет ин от
него, и тако проуведав смерть свою, идет во
Иерусалим, да предаст царство Богу своему; и
оттоле воцарятся четыре сына его: в Риме, во
Александрии, в Седьмохолмом и в Селуне. И
сии между собою ратующеся воины
священников и иноков, и ни един от них
спасется, и по сих воцарится ин в Селуне
лето мало, и абие просядется и Смирна и Кипр
от ветряного дыхания в море».
В сей
же повести о Цареграде в виде угрозы
магометанам прибавлены следующие слова:
«Но убо
до разумееши, окаянне, аще вся
преждереченная знамения о граде сем (о
Цареграде) совершишася, то и последняя не
прейдут, но также совершитися имут; пишет бо
(Император Лев Премудрый); Русский же род
со преждесоздательными всего Измаилита
победят, и Седьмохолмого приимут, и в нем
воцарятся».
Действительно, Император Лев в
одной из своих книг пишет подобное
вышесказанному, а именно: «Белорусая
фамилия, с ее совместниками, обратит в
бегство весь род Измаильтян и овладеет
семью холмами и станет их обладателем». Тот
же Император, говоря о колонне,
поставленной в Константинополе, пишет, что
патриарх истолковывал надпись,
находившуюся на колонне: «Смысл этой
надписи тот, что после магометан
Христиане возьмут Константинополь, и
тогда воссядет на царство Император
Христианский».
1 Об этом предсказывал
святой пророк Иеремия: «И сказал мне
Господь: от севера откроется бедствие
на всех обитателей сей земли. Ибо вот, &
призову все племена царств северных,
говорит Господь, и придут они, и
поставят каждый престол свой (...) во всех
городах Иудейских. И произнесу над ними [городами]
суды Мои за все беззакония их, за то,
что они оставили Меня» (Иер. 1; 14—16).
2
Владыка Феофан (Быстров) сообщил о
пророчествах своего духовника — старца
Алексия Валаамского: «В России, говорили
старцы, по воле народа, будет восстановлена
Монархия, Самодержавная власть. Господь
предызбрал будущего Царя. Это будет человек
пламенной веры, гениального ума и железной
воли. Он прежде всего наведет порядок в
Церкви Православной, удалив всех
неистинных, еретичествующих и теплохладных
архиереев. И многие, очень многие, за малыми
исключениями, почти все будут устранены, а
новые, истинные, непоколебимые архиереи
станут на их место. По женской линии он
будет из рода Романовых. Россия будет
мощным государством, но лишь на "малое
время". (...) Я не сам от себя говорю, а
сообщаю откровения старцев. А они
передавали мне следующее. (...) Россия должна
еще восстановиться, конечно, на краткое
время. И в России должен быть Царь,
предызбранный Самим Господом. Он будет
человеком пламенной веры, великого ума и
железной воли. Так о нем открыто. (...)
Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия
воскреснет из мертвых и весь мир удивится.
Православие в ней возродится и
восторжествует. Но того Православия,
что прежце было, уже не будет. (...) Самим
Богом будет поставлен сильный Царь на
Престоле. Он будет большим реформатором и
у него будет сильная Православная вера. Он
низринет неверных иерархов Церкви, он сам
будет выдающейся личностью, с чистой,
святой душой. У него будет сильная воля.
Он придет из династии Романовых по
линии матери. Он будет Божиим избранником,
послушным Ему во всем» (Духовник Царской
Семьи. Святитель Феофан Полтавский. М. 1994. С.
111-112, 272-273, 89).
Преподобный
Серафим Саровский в 1832 г. на Пасху говорил
Мотовилову следующее: «Государя и всю
Царскую Фамилию сохранит Господь
невидимою десницею Своею и даст полную
победу поднявшим оружие за Него, за Церковь
и за благо нераздельности Земли Русской
— но не столько и тут крови прольется,
сколько тогда, как когда правая, за
Государя ставшая сторона, получит победу, и
переловит всех изменников, и предаст их в
руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь
не пошлют, а всех казнят, и вот тут-то еще
более прежняго крови прольется, но эта
кровь будет последняя, очистительная кровь,
ибо после того Господь благословит люди
Своя миром и превознесет рог помазанного
своего Давида, раба Своего, Мужа по сердцу
Своему, благочестивейшего Государя
Императора (...). Его же утвердила и паче
утвердит десница Его святая над Землею
Русскою». (Из письма Н.А. Мотовилова
Государю Императору Николаю I, от 9 марта 1854
г.).
3
Из жития преподобного Кирилла Белого,
Новоезерского чудотворца:
«1532 год
был последним годом жизни преподобного
Кирилла. (...) Когда он скончался, братия (...) с
великой скорбию смотрели на своего
угасающего наставника. (...) После двух часов
он (...) снова обратился к братии: "Братия
моя и отцы! Сие [в наше] время уже мятеж в
людях [разрушение власти Монарха], будет
беда великая на земли нашей и гнев великий
на людех, и падут от острия меча, и пленены
будут (...), как явил мне Господь". Старец
Дионисий просил преподобного открыть, что
будет после этого. "Сейчас видел я царя,
— сказал Кирилл, - на престоле сидящего
и пред ним стоящих двух храбрых отроков,
имеющих на главах царские венцы. И дал
им Господь в руки оружие на супротивных,
и побеждены будут враги их, и поклонятся
все народы, и будет царство наше умирено
Богом и устроено. Вы же, братие и отцы,
молитесь со слезами Богу и Пречистой Его
Богоматери о державе царства российской
земли"... » (Жития Святых. Кн.
дополнительная вторая. М. r„u Тип 1Q16 С.
213-214).
[an error occurred while processing this directive]
|